Французский алфавит, гласные и согласные

Звук / ɒ / – произношение кратких гласных в английском языке

“Перевернутая а в английской транскрипции” произносится в словах doll, hot, what. Английский звук похож на русский / о / под ударением (как в слове пост) но:

  • наши губы сильнее округлены (и выпячиваются вперед),
  • для нашего звука язык поднимается выше, потому русский звук менее открытый,
  • наш звук длиннее.

Как работает речевой аппарат: артикуляция во многом напоминает звук / a: /, как в слове part (помнишь, мы учились показывать горло врачу и отодвигали язык назад и вниз?). Но корень языка отведен назад и вниз еще сильнее, чем при / a: /, не напряжен. Кончик языка оттянут от нижних зубов дальше, чем при / a: /, и опущен вниз. Расстояние между челюстями большое. Губы слегка округлены, выпячивание губ полностью отсутствует. Звук короткий.

https://youtube.com/watch?v=hpIfhqg0qYw

Совет: поскольку английские звуки / a: / и / ɒ / несколько похожи, ты можешь попробовать сделать так: начни произносить слово part /pa:t/ (послушай британское произношение тут), но максимально отодвинь назад корень языка, НЕ сильно округли губы и сделай звук коротким – получится правильное произнесение слова pot /pɒt/ (послушай британский вариант тут).

Чтобы случайно не заменить звук на русский / о /, раскрой рот шире, опусти и отодвинь язык ниже. Округляя губы, не выпячивай их вперед и сократи звук.

Переходим к практике. Поставим правильное произношение английского языка при помощи набора слов:

lodge /lɒdʒ/

doll /dɒl/

what /wɒt/

pot /pɒt/

not /nɒt/

rock /rɒk/

cough /kɒf/

was /wɒz/

stop /stɒp/

hot /hɒt/

got /ɡɒt/

clock /klɒk/

box /bɒks/

shot /ʃɒt/

knot /nɒt/

job /dʒɒb/

want /wɒnt/

box /bɒks/

stop /stɒp/

dog /dɒɡ/

bob /bɒb/

lost /lɒst/

swat /swɒt/

off /ɒf/

golf /ɡɒlf/

lot /lɒt/

odd /ɒd/

wash /wɒʃ/

fog /fɒɡ/

block /blɒk/

watch /wɒtʃ/

Вновь обращаю внимание на отличия в американском произношении. В AmE практически отсутствует “краткий о”, а вышеперечисленные слова они произносят со звуком / a: / (мы говорили о нем выше) – not /nɑːt/

Смотри с 2:01 – по 3:22

Закрепим произношение скороговорками на английском языке для отработки звуков:

  • Rob often drops his wallet in shops, Tom often drops his wallet at stops.
  • Dolly wants to watch novels on TV, Polly wants to watch horrors on TV.
  • Knott and Shott fought a duel. Knott was shot and Shott was not. It was better to be Shott than Knott.

В завершение строчка из песни. Кстати, найти пример было не так просто… Этот звук короткий, и хотелось, чтобы в песне это было слышно. Но певцы имеют право растягивать даже короткие звуки Поэтому берем в пример довольно быструю и ритмичную песню “13 Little Dolls” британской исполнительницы Sophie Ellis-Bextor.

Fight them hard then keep them safe Those 13 little dolls One for each mood of the day Those 13 little dolls Cross your heart and try to sleep Leave them out to play 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 little dolls

С 1:00 – по 1:18

Классификация французских согласных

По акустическому принципу все согласные подразделяются на шумные (при их произношении преобладает шум) и сонанты (преобладает музыкальный тон). Шумные согласные, в свою очередь, делятся на глухие и звонкие.

По физиологическому принципу согласные классифицируются по способу (А) и месту (Б) образования.

По способу образования выделяются

  • смычные согласные (при их произнесении имеет место полное сближение органов речи – смычка),
  • щелевые (неполное сближение органов речи – между ними образуется щель, согласный произносится с шумом трения)
  • дрожащие (вибранты).

По месту образования согласные подразделяются:

  • на губные,
  • зубно-губные,
  • переднеязычные,
  • среднеязычные,
  • заднеязычные,
  • увулярные.

Понятие об артикуляционной базе

Для каждого языка характерен свой способ использования органов речи для произношения, т. е. определенное их положение, степень напряженности и распределение ее в речевом канале, общая направленность движений при артикуляциях и т. д.

Артикуляционная база обозначает совокупность укладов и движений органов речи, становившуюся и ставшую привычной для каждого народа в историческом процессе общения на родном языке.

Артикуляционная база французского языка характеризуется очень высокой степенью напряженности и активности речевых органов, четкостью и энергичностью произнесения звуков, слитностью речевой цепочки и довольно равномерным распределением напряженности по слогам внутри нее (слабоцентрализующее ударение). При французском произношении язык всегда находится впереди (только заднее представляет исключение), кончик языка находится внизу, у нижних зубов.

Средняя часть языка стремится подняться вперед и вверх более энергично, чем передняя, на которой образуется типичная вдавленность, придающая даже задним звукам более светлую окраску (передний резонанс). Губы артикулируют очень энергично, большинство гласных французского языка лабиализованы, энергичность губных артикуляций выражается также в том, что французские гласные могут иметь характерный призвук при замедленной речи. Сопоставляя артикуляционную базу русского и французского языков, можно отметить ряд отличительных черт французского фонетизма:

  • наличие большого количества гласных (15);
  • наличие четырех степеней открытости гласных;
  • преобладание передних гласных;
  • преобладание открытых гласных;
  • преобладание лабиализованных гласных;
  • сочетание лабиализации с передней артикуляцией гласных;
  • наличие носовых гласных;
  • наличие долгих и кратких гласных;
  • отсутствие дифтонгизации ударных гласных;
  • отсутствие редукции безударных гласных;
  • большая четкость согласных на паузе;
  • отсутствие оглушения согласных в конечном положении;
  • ассимиляция гласных по степени открытости;
  • ассимиляция согласных по звонкости;
  • отсутствие ассимиляции по способу и месту образования;
  • слитность речевой цепочки (явления еnсhаоnеmеnt и liаison);
  • своеобразие ритмики.

Психологической основой артикуляционной базы является создание целого ряда динамических стереотипов, соответствующих фонетизму каждого языка. Трудность обучения иностранному языку, в частности трудность постановки иностранного произношения, заключается в необходимости преодоления динамических стереотипов родного языка и в создании вместо них новых стереотипов, соответствующих артикуляционной базе изучаемого языка.

Для полного усвоения иностранного произношения и интонации необходимо прежде всего усвоение артикуляционной базы данного языка. Поэтому, прежде чем ставить конкретные звуки французского языка, необходимо проделать целый ряд специальных упражнений, способствующих сближению артикуляционных баз русского и французского языков, т. е. добиться большей напряженности, четкости и энергичности работы речевого аппарата, чем это привычно при русском произношении.

Упражнение

Посмотрите на картинку и подпишите названия органов речевого аппарата.

Предыдущая
Французский языкСпорт на французском языке: лексика и произношение
Следующая
Французский языкС Новым годом на французском языке: фразы и выражения

Носовой звук средний между «о» и «ё»

Родится он, если перед n или m окажется буква u.

um / un

Справедливости ради надо сказать, что этот звук во французском языке находится на грани вымирания и все чаще произносится как э носовое или даже а носовое. Но мы все-таки немного прикоснемся к классической фонетике языка 🙂

un, brun, chacun, parfum, tribun, commun, humble, défunt, lundi, quelqu’un

C’est un bon printemps. C’est bon vin blanc. Prends un bon bain. Demande ton chemin à quelqu’un.En ce moment mon appartement n’est pas grand malheureusement.

Внимание! Носовые звуки могут исчезать!

Такое бывает даже в вышеперечисленных позициях, если согласные n / m удваиваются или после них идет гласная.

Посмотрим в сравнении:

Simon – Simoneun don – il donne un son – ça sonne elles font – elle téléphonele bon vin – la bonne vie le lin – la lainele pain – la peineun an – un ânefin – finebrun – brunechacun – chacuneJean – Jeanne plan – planer / pardon – pardonner / nom – nommer / mon – monnaie

Simonne donne la pomme à la bonne d’Ivonne.

Итог урока «Носовые звуки»:

  • гласные перед n и m произносятся в нос, сами n и m при этом не произносятся!
  • am, an / em, en – а носовое: J’aime chanter et danser. Il rentre à Rouen.
  • om, on – o носовое: Non, nous restons à la maison. Cette pompe ne marche pas.
  • im, in / aim, ain / eim, ein / ym, yn / ien – э носовое: Le copain donne au lapin le dessin avec le train. C’est un patient impatient.
  • um / un – носовой звук средний между о и ё (губы для звука о, трубочкой, но произносим э): Chacun aime son parfum.
  • носовые звуки могут исчезать, если согласные n / m удваиваются или после них идет гласная: plan – planer pardon – pardonner

Речевой аппарат и его работа

Речевой аппарат – это совокупность и взаимодействие органов человека, необходимых для производства речи. Он состоит из двух отделов: центрального и периферического. Центральный отдел – это головной мозг с его корой, подкорковыми узлами, проводящими путями и ядрами соответствующих нервов. Периферический отдел – это вся совокупность исполнительных органов речи, включающая кости, хрящи, мышцы и связки, а также периферические чувственные и двигательные нервы, при помощи которых осуществляется управление работой указанных органов.

Периферический речевой аппарат состоит из трех основных отделов, которые действуют совокупно.

  • 1-й отдел – дыхательные органы, поскольку все звуки речи образуются только при выдохе. Это легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы. Легкие опираются на диафрагму – эластичную мышцу, которая в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда диафрагма и межреберные мышцы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается и происходит вдох, когда расслабляются – выдох.
  • 2-й отдел – органы речи пассивные – это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов. Это зубы, альвеолы, твердое нёбо, глотка, полость носа, гортань. Они оказывают наибольшее влияние на технику речи.
  • 3-й отдел – органы речи активные – это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука. К ним относятся язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки. Голосовые связки – это два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хрящам гортани и расположенные поперек нее почти горизонтально. Они эластичны, могут быть расслабленными и напряженными, могут раздвигаться на разную ширину раствора.

Первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи струи воздуха, второй – для образования голоса, третий является резонатором, дающим звуку силу и окраску и таким образом образующим характерные звуки нашей речи, которые возникают в результате деятельности отдельных активных частей артикуляционного аппарата. К последним относятся нижняя челюсть, язык, губы и мягкое нёбо.

Нижняя челюсть опускается и поднимается; мягкое нёбо поднимается и опускается, закрывая и открывая проход в носовую полость; язык и губы могут принимать самые разнообразные положения.

Изменение положения речевых органов влечет за собой образование затворов и сужений в различных частях артикуляционного аппарата, благодаря чему и определяется тот или иной характер звука.

В языке имеются мышцы, делающие его весьма подвижным: он может удлиняться и укорачиваться, делаться узким и широким, плоским и выгнутым.

Мягкое нёбо, или нёбная занавеска, оканчивающееся маленьким язычком, лежит вверху ротовой полости и является продолжением твердого нёба, начинающегося у верхних зубов альвеолами. Нёбная занавеска имеет способность опускаться и подниматься и таким образом отделять глотку от носоглотки. При произнесении всех звуков, кроме m и n, нёбная занавеска поднята. Если нёбная занавеска почему-либо бездействует и не поднята, то звук получается носовой (гнусавый), так как при опущенной нёбной занавеске звуковые волны проходят преимущественно через носовую полость.

Звуки [а], [р], [b], [t], [d], [f], [v], [m], [n]

Французский звук Похожий на него русский звук Французские буквы и буквосочетания Примечания
гласный как в словах брать, дань, т. е. как под ударением перед мягкими согласными А, а
À, à
Значок ` служит для различения на письме некоторых слов, например: а — имеет (форма глагола); à — предлог, передающий значение русского дательного падежа (кому? чему?) и др. значения. Прописная буква À чаще обозначается как А.
согласный как в слове пар Р, p Не путайте прописную и строчную французские буквы P, p с русскими Р, р!
согласный как в слове бар В, b Не путайте прописную французскую букву B с русской В!
согласный как в слове таз T, tTh, th  
согласный как в слове дар D, d  
согласный как в слове факт F, f
Ph, ph
 
согласный как в слове вал V, v
W, w
Буква W, w употребляется редко и читается как в отдельных заимствованиях из других языков, например в слове warrant — гарантия.
согласный как в слове мак M, m  
согласный как в слове наш N, n  

Обновите / смените браузер при возникновении проблем с аудио-плеером ниже.

Упражнение № 1. Четко и энергично произнесите:

.

Упражнение № 2. Напротив буквы или буквосочетания напишите транскрипцию. Проверьте себя по таблице выше.

Образец: D Th
T [] f [] t [] F []
d [] p [] à [] a []
A [] B [] b [] ph []
D [] Ph [] n [] V []
M [] N [] Th [] P []
m [] v [] th []  

Упражнение № 3. Прочтите звуки по транскрипции, не забывая об их четком и полнозвучном произношении. Проверьте себя по таблице выше.

, , , , , , , , .

Вы изучаете или преподаете французский?

Мы знаем, что иногда французский язык кажется трудным. Мы не хотим, чтобы вы теряли время.

Ознакомьтесь со всеми нашими инструментами и учите французский быстрее!

  • Тренажер французского произношения
  • научиться различать похожие звуки, такие как в словах «douze» и «douce»
  • выучить символы фонетической транскрипции
  • практиковать произношение с помощью простых коротких предложений («Учим слова по видео» для начинающих)
  • искать слова по фонетической транскрипции
  • вставить транскрипцию в субтитры

Приветствие от создателя сайта Тимура:

Узнайте, как активировать мозг и учиться быстрее (4 мин.)

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео!

Вам нужно быстро выучить иностранный язык? У вас есть шанс стать личным учеником Тимура. Индивидуальные занятия — только для людей с сильной мотивацией

Ситуация в мире повысила уровень стресса в вашей жизни?
Мы создали 20-минутное аудио-упражнение для расслабления и укрепления иммунитета.
Будьте здоровы!Послушать

«А» носовое

Совет: произнесите сначала обыкновенный звук а.

Потом повторите его, слегка зажав нос. Только не сильно, а то получится совсем не нужная нам гнусавость.

Вы почувствовали разницу на уровне ваших физических ощущений?

Если у вас сейчас насморк, все получится само собой. Но поскольку я вам желаю богатырского здоровья, давайте специально потренируем этот звук.

Итак, в каких позициях появится носовой звук а?

am, an / em, en

Как уже говорилось выше, должна присутствовать либо буква n, либо буква m.

Если перед одной из них окажется гласная а или е, и родится носовая а.

Напоминаю, что сами n и m произносить не нужно 🙂

grand, lampe, an, chanter, danser, avant, plan, pélican, charmant, divan, camp dent, septembre,trente, entre, sembler, aventure, appartement, temps, centre

C’est entendu! Il fait mauvais temps. Vendredi, le trente novembre, il rentre à Rouen. Comment ça va?

Правила

В квадратных скобках даются русские звуки, которые приблизительно соответствуют французским.

  1. Не читаются большинство конечных согласных и буква (-t, -d, -s, -z, -x, -p, -e), также окончание -es (буква s служит для образования множественного числа большинства французских существительных и прилагательных).
  2. S между гласными читается как .
  3. C перед e, i, y читается как , в других случаях – .
  4. G перед e, i, y читается как , в других случаях – .
  5. Как один звук читаются двойные согласные в большинстве случаев (ss – , tt –  и т.п.) и:
    • qu –
    • ch – , ph – , th –  (в остальных случаях буква h не читается)
  6. AI, EI читается открытым звуком + аналогично читается буква e с надстрочным знаком è (это не ударение, этот знак указывает на тип чтения буквы; есть другие знаки) + буква e без надстрочных знаков перед двойными согласными (cette – ).
  7. Французские согласные обычно звучат тверже русских звуков. Только два звука читаются мягко, и чтобы подчеркнуть это, пишите мягкий знак: l –  (если буква l последняя или за ней идет согласный звук), gn –  (артикуляция этого звука: кончик языка упирается в нижние зубы, а спинка упирается в выступ на нёбе, откуда растут верхние зубы (альвеолы)).
  8. Носовые звуки обозначаются парой заглавных букв: .
  9. Второй тип чтения буквы a заглавной: .
  10. Второй тип чтения буквы o и буквосочетаний au, eau заглавной: .
  11. Алфавитное чтение буквы e обозначается: .
  12. Окончание -eux, -euse и т.п. обозначается: .
  13. обозначают открытый и закрытый звуки соответственно.

Гласные буквы

Во французском алфавите только 6 букв обозначают гласные звуки (сам алфавит совпадает с латинским, т.е. 26 букв).

  • В большинстве случаев, если рядом нет других гласных, мы будем их читать как в алфавите.
  • Ниже, в таблице, дается примерное звучание 5 букв, буква e  «ведет» себя особенно, мы займемся ей отдельно.
  • Буквосочетание из двух гласных букв обычно дает другой звук. Для простоты восприятия мы будем последовательно знакомиться с такими буквосочетаниями и другими частными случаями чтения в наших уроках онлайн.

 

a o i y u *
* — похоже на звук в русском слове «тюльпан», т.е. нет двойного звука; губы очень напряжены

Согласные буквы

Большинство французских согласных букв чаще всего передают 1 звук.

b d f j
k l m n
p r q s
t v w z

Буквы cg, x могут читаться по-разному (см. таблицу ниже).

Буква h не читается, но входит в ряд буквосочетаний (см. таблицу ниже).

Некоторые буквосочетания дают звуки, для обозначения которых нет отдельных букв. Ряд звуков передается на письме несколькими способами. В примерах ниже мы не читаем букву -e в окончаниях.

Таблица основных случаев чтения согласных (примеры и транскрипция)

Важно: читайте примеры вслух

c raceicicivil Только перед тремя буквами  e, i, y
c
читается (как в алфавите).
c calmecagecordeculture  в остальных случаях читается как
g page
agirgirafe
Только перед тремя буквами   e, i, yg читается (как в алфавите).
(звука нет во французском языке)
g garegravegarnir
glaceguide
 в остальных случаях читается как
! gu — u ставится специально перед i, чтобы получить звук ;
s сase
mise
между гласными
x exercice
examiner
exode
inexact
Слова начинающиеся на ‘ex+гласный’ и ‘inex + гласный’
x exstase
taxi
axe
paradoxe

  

 Исключение: soixante
x flux
prix
choix
 На конце слова буква ‘-x’ не читается
x six
dix
dix-sept
 Но ряд слов-исключений надо запомнить
x deuxième
sixième
dixième
dix-huite
 В этих случаях получаем звук
ch charme
tache
riche
 
ph phare  
 
th mathsthème  
gn signevigne  ! Кончик языка упирается в нижние зубы, а спинка — в нёбо.
qu marquer
politique
 

Сдвоенные согласные дают один звук в большинстве случаев:

  • bosse —
  • elle —
  • cette —
Далее: Конечные согласные

Ошибки произношения английских слов на русском языке

Какие основные промахи русскоговорящих:

1. Полная замена на русский / э / в словах типа pearl (устаревшее русское так и произносится пЕрл), were и др.

Совет: нужно придать звуку / ɜː / оттенок русского звука / о /. Положение губ как для / э /, но произносим / о /.

2. Полная замена на русский звук / о /, обозначаемый буквой ё на письме, в словах типа, worse, sir и т.д.

Совет: придай английскому звуку оттенок русского / э /. Губы должны быть растянуты, зубы сведены ближе, язык должен быть плоским.

И, соответственно, не округляй губы, как для русского / o /. Рекомендуется произносить / ɜː / почти при таком же растянутом положении губ, как для фонемы / i: / => see /si:/ – sir /sɜː/, fee /fi:/ – fir /fɜ:/, heat /hi:t/ – hurt /hɜːt/.

Растянутое положение губ особенно обязательно при произнесении / ɜː / после / w / => we /wi:/ – world /wɜːd/, we /wi:/ – work /wɜːk/, we /wi:/ – worm /wɜːm/.

3

Также обрати внимание, что согласную перед этим гласным не нужно смягчать (об этом мы подробно писали в прошлой статье). В словах типа girl, first, bird и др

согласные будут твердыми.

Совет: не поднимай среднюю спинку языка к твердому небу во время произнесения согласного. Сначала произнеси твердый согласный, а потом уже начинай произносить гласный.

Ссылка на основную публикацию