Правописание глаголов неопределенной формы

Признаки переходного и непереходного инфинитива

Переходность в неопределенной форме позволяет выявить дополнительное слово, указывающее на объект или явление, участвующее в действии.

В качестве добавочного слова используется:

  • Существительное либо местоимение, используемое в винительном падеже и без предлога. Например, надевать пальто, готовить обед.
  • Существительное (винительный или родительный падеж), выражающее отношение или долю чего-то и используемое без предлога. Например, наливать чай, ждать гостей.
  • В отрицательном изъявлении с инфинитивом используется существительное или местоимение в родительном падеже. Например, не иметь шансов, не ранить ее.

Дополнительные слова придают инфинитиву смысл, а без них суть происходящего теряется. Некоторая часть действия передается объектам или обстоятельствам, они приобретают четкую смысловую нагрузку.

У непереходного инфинитива действие обозначает одно слово.

Образование неопределённой формы глагола

Неопределённая форма глагола обычно образуется с помощью суффиксов -ти и -ть. Например:

петь – суффикс –ть (рис. 4)

Рис. 4. Дети поют (Источник)

грести – суффикс -ти

умываться – суффикс -ть, который стоит перед -ся

Но иногда инфинитив заканчивается на -чь, которое возникло из сочетания -к или -г с -ти. Глагол стричь образовался так: было стригу + ти – стригти (существовало долгое время). Вот ещё пример: пеку + ти – пекти, а из слова пекти возникло печь.

Суффиксы -ти, -ть и -чь в некоторых учебниках и в некоторых теориях обычно выделяются как окончание. В общем, это логично, потому что они образуют форму слова и не входят в основу. Но мы же знаем, что инфинитив – это неизменяемая форма глагола, что существует в русском языке формообразующий суффикс, который тоже не входит в основу, например суффикс -л.

Формообразующие суффиксы -ть и -л-

читать (суффикс -ть) – читала (суффикс -л-)

печься (суффикс -чь-)  – пеклась (суффикс -л-)

стараться (суффикс -ть) – старались (суффикс -л-)

Инфинитив – это словарная форма. Т. е. если вам нужно найти в словаре слова бежал, иду, глядит, вы их не найдёте в такой форме. Вам придется ставить их в неопределённую форму:

бежать

идти

глядеть

Поэтому иностранцам тоже необходимо уметь ставить глагол в неопределённую форму, чтобы узнать его перевод.

Посмотрим, как нам это помогает справиться с правилом спряжения глагола. Нам нужно узнать, как пишется глагол:

продолжа…т

Для этого ставим его в начальную форму:

продолжить

Смотрим: перед суффиксом -ть пишется -и-, значит, глагол в II спряжении ив окончании пишем и – продолжаит.

Но на самом деле это не так. Ошибка вышла, потому что мы изначально поставили глагол в неправильную начальную форму. Нужно очень хорошо запомнить, что вид глагола – это постоянный признак. И если в личной форме у нас несовершенный вид (что делает?), то и в неопределённой форме тоже должен быть несовершенный вид:

продолжать(что делать?).

А от неопределённой формы продолжить (что сделать?) совершенного вида тоже образуется личная форма совершенного вида – продолжит (что сделает?).

Трудность может быть связана не только с видом глагола, но ещё и с его значением. Например, возьмём глагол бегу и поставим его в неопределённую форму – бежать (а не бегать). Хоть и оба эти глагола несовершенного вида (что делать?), но значения у них отличаются. Бежать – это единичное действие, а бегать – повторяющееся (личная форма от него будет – бегает). То же самое со словами:

одобрим – одобрить, а не одобрять. От слова одобрять мы образуем форму одобряем.

захаживает – захаживать, а не заходить, от которого личная форма – заходит.

Нужно следить за тем, чтобы сохранялись суффикс основы и значение глагола.

В дополнительных материалах есть задания. Обязательно потренируйтесь, получится ли у вас поставить глагол в неопределённую форму правильно.

Это первая трудность, которая у нас возникает с неопределенной формой глагола. Вторая трудность заключается в том, что, даже если вы правильно поставили глагол в неопределённую форму, необходимо ещё знать, как она пишется. Рассмотрите список глаголов для запоминания:

глаголы на -ять:сеять, реять, баять, таять, веять, лелеять, каяться, затеять, лаять, маяться, блеять, хаять, чуять, чаять, надеяться, кланяться, кашлять.

глагол на -ить:клеить.

Правила. Орфография

19. Личные окончания глаголов

Если на окончание глагола падает
ударение, то на письме мы без каких-либо затруднений пишем ту букву, которую
слышим. Ставим глагол  в 3-е лицо
единств. числа плыть – он плывЁт, цвести
– он цветЕт
,  это глаголы  Iспр, но: лететь – он летИт,
они летЯт, говорить – он говорИт, они
говорЯт
— это глаголы второго спряжения. Мы говорим о спряжении, поскольку
правописание личных окончаний глаголов зависит именно от того, к какому
спряжению относится глагол, то есть какие у него окончания в формах разного
лица.

Глаголы  I  спряжения  имеют окончания с буквами Е (Ё), У
и Ю:

-у (-ю),  -ешь,  -ет,  -ем,  -ете, -ут (-ют)

я несу, ты несёшь, он несёт, мы несём, вы несёте, они несут

Глаголы  II  спряжения имеют окончания И, А, Я:

-у (-ю),  -ишь, -ит,  -им,  -ите, -ат (-ят)

я сижу, ты сидишь, он сидит, мы сидим, вы сидите, они сидят.

Если у
глагола безударное личное окончание, то его спряжение определяется по начальной
форме, то есть инфинитиву.

Глаголы,
которые в неопределенной форме оканчиваются на -ать, -оть, -еть и др. (кроме глаголов на -ить и исключений), относятся к I
спряжению: дремать (дремлешь, дремлет, дремлете, дремлют), бороться (борешься, борется, боремся, боретесь, борются), колыхать, лепетать, обожать, плакать, шептать, топтать, сыпать, колебаться, удаляться и т.п.

Глаголы,
которые в неопределенной форме оканчиваются на -ить, относятся ко II спряжению: верить (веришь, верит, верим, верите, верят), жалить (жалишь, жалит, жалим, жалите, жалят), хвалить, молить, вялить, ездить, помнить, готовить, тревожить, тащить и т.п.

Как мы
видим, проще запомнить, какие глаголы относятся ко II спряжению, повторим еще
раз!:

это все
глаголы на –ить (кроме
глаголов брить, стелить,  которые относятся к I спряжению, поэтому пишем
он бреет, она стелет). Также ко II спряжению
относятся 7 глаголов на –еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть) и 4 глагола на –ать (гнать, дышать, держать, слышать).

Все остальные
глаголы относятся к I спряжению.

Исключения легко запомнить с помощью простейшей
считалки:

ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ОБИДЕТЬ,

ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,

а еще ВЕРТЕТЬ, ТЕРПЕТЬ,

и ЗАВИСЕТЬ, И СМОТРЕТЬ.

Следует
сделать несколько замечаний, которые касаются сложных случаев написания.

1. Во-первых,
к исключениям относятся и глаголы с приставками, которые образованы от
вышеперечисленных

Глаголы брить, стелить
и производные от них: выбрить, побрить и выстелить, застелить, постелить, перестелить и др. — имеют личные окончания I спр.: Он выбреет
висок
. Ему побреют голову. Зима выстелет белый ковер. Хозяйка перестелет постель.

2. Во-вторых, у многих
глаголов приставка ВЫ- принимает
на себя ударение, в результате чего возникает затруднение в написании. В этих
случаях сомнительное окончание рекомендуется проверять бесприставочным
словом: вылетят – летят, выговорят – говорят (выговорить –говорить), выспишься – спишь (выспаться – спать), выстрижешь
– стрижёшь
(выстричь – стричь).

3. В-третьих, если сомневаетесь,
какой суффикс в инфинитиве, то запомните, что кроме глагола КЛЕИТЬ с суффиксом –И- все остальные заканчиваются на –ЯТЬ: сеЯть, веЯть, реЯть, таЯть, чуЯть,
лаЯть, каЯться, маЯться, надеЯться, лелеЯть, затеЯть, а значит, относятся к
первому спряжению. Например: крестьянин
сеет
, ветер веет, собаки чуют, люди надеются.

4

В-четвертых, следует
обратить внимание на то, что различаются близкие по звучанию формы 2-го
лица множ. числа повелительного наклонения и формы 2-го лица множ

числа
настоящего или будущего (у глаголов совершенного вида) времени изъявительного
наклонения типа стукнИте и стукнЕте.

Повелительное
наклонение образуется с помощью суффикса -И- (2-е л., ед. ч.) и
окончания -ТЕ (мн. ч.): сиди-те, пиши-те, прыгни-те. Формы
повелительного наклонения легко проверить, если отбросить ТЕ (вышлите вышли!)

В изъявительном
наклонении глагол имеет окончание в зависимости от
спряжения: -ЕТЕ или -ИТЕ.

Поэтому у глаголов I спр.
указанные формы различаются; ср.: Пиши’те, пожалуйста,
аккуратней! (повелительное наклонение) и Вы пи’шете аккуратно,
поэтому ваш диктант проверять легко! (изъявительное наклонение).

А у глаголов II спр. такие
формы совпадают в написании; ср.: Держи’те ручку
правильно! (повелительное наклонение) и Если вы правильно
де’ржите ручку, то не устанете, пока будете писать диктант (изъявительное
наклонение).

Кроме того,
существует два  разноспрягаемых глагола, не относящихся ни к
одному их двух спряжений: хотеть
и бежать. В разных формах этих
глаголов могут быть окончания разных спряжений.

Глаголы особого спряжения.

Глаголы в русском языке, спрягаясь, приобретают, как правило, личные окончания одного из двух типов спряжения. Исключением являются глаголы особого спряжения, имеющие специфические личные окончания. Это глаголы есть и дать – древнейшие слова, судя по всему, одними из первых появившиеся во всех языках мира. Проанализируем их формы.

Глагол есть (в значении «принимать пищу») во множественном числе спрягается подобно глаголам второго спряжения: едим, едите, едят.  А вот в единственном числе окончания в формах этого глагола особенные: ем (окончание -м), ешь (окончание -шь), ест (окончание -ст).

Глагол дать во множественном числе спрягается и как глаголы второго спряжения (дадим, дадите), и как глагол первого спряжения (дадут). Что же касается единственного числа, то здесь окончания специфические, как и у глагола есть: дам (окончание -м), дашь (окончание -шь), даст (окончание -ст).

Грамматический словарь А. А. Зализняка

С появлением электронных словарей трудностей у иностранцев стало гораздо меньше. Электронные словари распознают форму глагола и сразу определяют его значение. Но нужно знать, что в основе всех электронных словарей лежит ручная работа одного человека – Андрея Анатольевича Зализняка (рис. 5). Он составил «Грамматический словарь русского языка».

Рис. 5. А.А. Зализняк ()

Вы только представьте себе, какую огромную работу он проделал. Собрал все формы всех слов русского языка. Потом классифицировал их по способам словоизменения и создал словарь настолько точный и правильный, что его можно использовать в программировании. Как раз электронная версия этого словаря легла в основу большинства современных компьютерных программ, работающих с русской морфологией, системы проверки орфографии (то, что в Word подчёркивается красным) и машинного перевода, автоматического реферирования.

Синтаксическая роль инфинитива

О синтаксической роли инфинитива нужно говорить отдельно, потому что она действительно необычна. Инфинитив ведёт себя в предложении совершенно удивительно. Он ведёт себя так, как ведут обычные имена существительные и имена прилагательные, т. е. выступает в совершенно необычной для глагола роли.

Инфинитив достаточно часто выступает в роли подлежащего (что совершенно необычно для глагола).

Или в роли дополнения:

Попросил (о чём?) отдать– дополнение. Даже вопрос ставим падежный, что для глагола совсем не естественно.

Или в роли обстоятельства:

Пришли (зачем?) обсудить – обстоятельство цели.

Определением инфинитив тоже может быть:

Желание (какое?) высказать.

Сказуемым инфинитив тоже может быть:

Предупредить – это сказуемое.

Совершенный и несовершенный виды

Глагольные слова классифицируются на совершенные и несовершенные.

Несовершенные характеризуют действие, длящееся без конкретной временной привязки. Эти действия можно назвать вечными, в предложении нет указаний на их законченность либо незаконченность. К ним подходит вопрос «Что делать?».

  • Я собираюсь ехать в путешествие.
  • Фонари на улицах стали гаснуть.

Совершенные инфинитивы указывают на состоявшееся действие либо на то, что обязательно произойдет. Результат уже можно наблюдать или он еще ожидается. Используется вопрос «Что сделать?».

  • После открывания консервной банки содержимое необходимо переложить.
  • Ты получил указания что доложить?

Известна незначительная часть двойственных инфинитивов. Они применяются в обоих видах в одной словоформе. Их определяют по смыслу. К двойственным глаголам в инфинитиве можно поставить стандартный вопрос.

  • Завтра следует убрать всю территорию. – «Что сделать?».
  • Убрать мусор на своем столе и в комнате. – «Что делать?».
  • Необходимо исследовать город. – «Что делать?».
  • Им предстояло на рассвете исследовать город. – «Что сделать?»

Совершенный и несовершенный вид

Гласные перед суффиксом Л

Перед суффиксом -Л- остается та же гласная , что и перед -тьнеопределенной формы: таЯть – таЯл, строИть – строИл, веЯть – веЯл, кашлЯть – кашлЯл.

Правописание суффиксов причастий:

в действительных причастиях

— настоящего времени

-УЩ-, -ЮЩ -, если причастие образовано глагола I спряжения: тлеЮЩий;

-АЩ, -ЯЩ- – от глагола II спряжения: клеЯЩий;

— прошедшего времени:

Перед суффиксами -ВШ-, -Ш- сохраняется гласная основы инфинитива: клеИвший.

в страдательных причастиях

— настоящего времени:

-ЕМ- , -ОМ -, если причастие образовано от глагола I спряжения: решаЕМый;

-ИМ-, если причастие образовано от глагола II спряжения: слышИМый;

— прошедшего времени:

-ЕНН-, если от глагола на -ить: распилить – распилЕННый;

-перед –НН-, -Н-, если причастие образовано от глаголов на –ать, — ять, сохраняется буква А или Я: прочитАть- прочитАнный;

— причастие образовано от любых других глаголов – пишем Е.

Список литературы

  1. Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2011.
  3. Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, 2006.
  4. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2012.
  5. Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».
  6. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2009, 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».
  7. Авторские материалы Северян Т.В.

Домашнее задание

Вопросы

1. От чего зависит правописание личных окончаний глагола?

2. Какова особенность правописания глаголов повелительного наклонения?

3. Какая буква пишется перед суффиксом -л- в прошедшем времени глаголов?

Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы.

Запева…м, он чита…т, он слыш…т, они слыш…т, пиш…м, он плач…т, он стел…т, буд…шь, увелич…те, спряч…тесь от дождя, посе…л семена, они бор…тся с препятствиям, ненавид…ш…, не чувствов…л, посвист…вает в кустах, та…л, стро…л, ве…л, кашл…л.

Упражнение 2. Образуйте от глаголов форму 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.

Бороться, стелить, брить, зависеть, гнать, спешить, лечить, хотеть, бежать.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000. (Источник).
  2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» (Источник).

Задания на закрепление знаний

Прочитайте глаголы в личной форме и определите их спряжение, запишите их правильно. Пользуйтесь таблицей. Для того чтобы определить спряжение глагола, поставьте его в неопределённую форму, подумайте, на что он заканчивается, выберите окончание из нужного вам столбика.

Они кол…т дрова.

Тут личное окончание 3 л., мн. ч. Вам нужно выбрать колют или колят. Ставим в начальную форму – (что делать?) колоть – заканчивается на -оть, не на -ить, не исключение, значит, это глагол 1 спряжения. Выбираем нужную букву из столбика первого спряжения – это буква ю.

Они колют дрова.

Рис. 4. Колотые дрова (Источник)

Ты кле…шь.

Это личная форма глагола. Мы выбираем между личными окончаниями -ишь или -ешь, между буквами и или е. Чтобы узнать спряжение, ставим глагол в начальную форму – клеить. Если вы не уверены, как пишется начальная форма, надо посмотреть в словаре. Этот глагол не является исключением, значит, относится ко 2 спряжению и буквы для окончания берём из второго столбика:

Ты клеишь.

Рис. 5. Молодые люди клеят обои (Источник)

Мы постел…м.

Это личная форма. Ставим в начальную форму – (что сделать?) постелить. Глагол заканчивается на -ить, но это – «купленный игрок». Это глагол стелить с приставкой, а приставка на спряжение никак не влияет, постелить – тоже глагол-исключение, он «играет» за команду 1 спряжения, и форму ему выбирать мы будем тоже из столбика 1 спряжения:

Мы постелем.

Ты дыш…шь.

Личное окончание -ишь или -ешь? Определяем спряжение. Дышать – глагол не на -ить, но посмотрите: это тоже глагол-исключение, он «играет» за команду 2 спряжения, хоть и не на -ить, и окончание для этого глагола мы берём из второго столбика.

Ты дышишь.

Основные понятия

Тема этого урока: «Правописание личных окончаний глагола. Спряжение глагола». Эта тема не самая простая, в ней множество своих подводных камней. Чтобы её усвоить, недостаточно просто посмотреть урок, нужно потренироваться. Цель этого урока – дать вам какие-то алгоритмы, способы действия для самостоятельной работы над этой темой.

Для того чтобы говорить о спряжении глагола, необходимо знать некоторые понятия.

Основные понятия:

  1. Личная форма глагола, личные окончания, лицо глагола.
  2. Неопределённая (начальная) форма глагола (инфинитив).

Если вы знаете лицо глагола, знаете личные окончания глаголов, хорошо отличаете личную форму глагола от других; если вы знаете, что такое неопределённая форма глагола и умеете правильно ставить глагол в неопределённую форму; если всеми этими терминами вы владеете, то мы можем дальше продолжать разговор. А если вам эти слова не знакомы, то вам следует посмотреть уроки «Неопределённая форма глагола», «Род, число, лицо глагола» и другие уроки, посвященные глаголу.

Зачем определять спряжение глагола?

Действительно, зачем? Для чего учителя периодически усложняют жизнь школьникам, заставляя их зубрить — в стихах и в прозе — глаголы-исключения, вновь и вновь повторять, казалось бы, затверженное наизусть правило определения спряжения? Оказывается, причина есть — и причина важная.

Попробуйте-ка, не зная правил, вставить пропущенные буквы в глаголы:

(мы) се…м,

(мы) вид…м.

Задача не из лёгких, не так ли? Даже если природа вас наделила врождённой грамотностью, правильно писать личные окончания глаголов непросто.

Гораздо легче тем, кто определил, что глагол сеять относится к первому спряжению, а глагол видеть — ко второму.

Из списка личных окончаний глаголов первого спряжения выбираем подходящее по смыслу окончание для глагола се…м — -ЕМ. И пишем глагол правильно:

Из другого списка — личных окончаний второго спряжения — выберем нужное личное окончание для глагола вид…м — -ИМ. Напишем глагол грамотно:

Кстати, от спряжения глагола зависят и гласные в суффиксах причастий настоящего времени. Если причастие образовано от глагола первого спряжения, его суффиксы будут такими:

-ущ-, -ющ-, -ом-, -ем-.

У причастий, образованных от глаголов второго спряжения, суффиксы следующие:

-ащ-, -ящ-, -им-.

Итак, умение определять спряжения глагола необходимо, чтобы правильно писать личные окончания глаголов и суффиксы причастий. Теперь возникает другой вполне резонный вопрос — как именно определять спряжение глагола?

Подбираем подходящие по смыслу глаголы в неопределённой форме

Во время каникул.

Хорошо летом рано ….и …к озеру. Приятно ….на солнце, …в прозрачной воде, …в лесу грибы, ягоды, ….пение птиц. Интересно ….за поведением насекомых, ….с друзьями в футбол. Полезно …в саду и на огороде, …старшим по хозяйству.

Во время каникул.

Хорошо летом рано (что сделать?) встать и (что сделать?) пойти к озеру. Приятно (что делать?) загорать на солнце, (что делать?) купаться в прозрачной воде, (что делать?) собирать в лесу грибы, ягоды, (что делать?) слушать пение птиц. Интересно (что сделать?) понаблюдать за поведением насекомых, (что сделать?) поиграть с друзьями в футбол. Полезно (что сделать?) поработать в саду и на огороде, (что сделать?) помочь старшим по хозяйству.

Окончание у инфинитива?

Ещё одним очень тяжёлым вопросом для многих является правописание глагольных окончаний, зависящее от спряжения. Не очень лёгкий вопрос – сначала определить, к какому же спряжению относится глагол, а для этого нужно поставить глагол в нашу неопределённую форму, посмотреть, на что она оканчивается, исходя из этого, если возможно, определиться со спряжением и только потом уже ставить окончание в личной форме глагола. С инфинитивом всё куда проще.

Окончания глаголов в неопределённой форме – тема, которой нет. Сейчас многие непонимающе нахмурятся: ведь каким-то образом мы определяем то же самое спряжение, мы ведь смотрим на окончание для этого? Нет, нет и ещё раз нет. Та самая гласная перед суффиксами инфинитива – это ещё один суффикс, хотя некоторые лингвисты и определяют её как окончание. Обязательно для запоминания: раз нет никаких морфологических признаков, то и окончания глаголов в неопределённой форме быть не может. Для инфинитива характерно наличие только суффиксов.

А как понять, что это инфинитив?

С определением вроде бы разобрались. А что же дальше? Как определить неопределенную форму глагола? Можно ли как-то понять, что перед нами именно инфинитив, а не нечто другое? Легко! Берём необходимый нам глагол, например, читать, и смотрим на его морфемный состав (те части слова, из которых оно состоит). В данном случае имеется наш суффикс -ть-, кроме того, задаём вопрос к глаголу: читать – что делать? И второй признак соответствует. Для полной уверенности можно попытаться определить лицо, число и время – и сделать это невозможно. Зато вид (что делать? — несовершенный), возвратность (нет постфикса -ся- — глагол невозвратный) и залог (читать — я делаю сам — действительный) обнаруживаются без труда.

Другой пример – глагол мигаю. Здесь нет необходимого нам суффикса, а на попытку задать вопрос он отвечает что делаю? – снова не то, что нам нужно. Уже понятно, что в данном примере есть и лицо (я мигаю — первое), и число (единственное), и время (настоящее), равно как и вид (несовершенный), и возвратность (невозвратный), и залог (действительный). То есть эта словоформа инфинитивом не является.

Перед тем, как определить неопределенную форму глагола, нужно проверить его на наличие основных морфологических признаков. Если их нет – отлично, перед нами инфинитив, если же имеется лицо, число и время, то это просто склоняемая форма глагола.

Для чего нужен инфинитив в глаголах?

Одна из причин использования инфинитива заключается в том, что в некоторых словах окончания не попадают под ударение. Это случается, когда у людей появляются сомнения в правописании букв «е» и «и» в словоформах:

  • Строишь или строешь;
  • Клеит или клеет;
  • Здоровеем или здровоеим.

Для правильности написания подобных слов понадобится определить спряжение этих глаголов, используя форму инфинитива. Все достаточно просто.

Другой момент — в прошедшем времени глаголы часто получают безударные суффиксы. К примеру:

  • Клеить – клеил;
  • Посеять – посеял;
  • Ненавидеть – ненавидел.
  • Зависеть – зависел.

Основываясь именно на неопределенном виде создаются другие словоформы глаголов, к примеру:

Лелея-ть – леле-ял, леле-ю, леле-яв (меняется только окончание, основа остается точно такой же, как в инфинитиве).

Именно поэтому так важно точно определить начальный вид и выделить в ней безударный суффикс. Без этих знаний не получится правильно писать глаголы в прошедшем времени, причастиях прошедшей формы, деепричастиях

Ищем в тексте глаголы в неопределённой форме

Кто как питается.

Муха хоботком может всасывать только жидкую пищу. У некоторых бабочек  на конце хоботка — похожие на резцы зубы, которыми они могут прогрызать кожуру фруктов и пить их сок! Восемь гибких щупалец с присосками помогают осьминогу хватать и очень крепко держать любую добычу. Длинной шеей способен доставать жираф побеги деревьев. Улитка, живущая в раковине, своим языком способна срезать  и перемалывать  пищу. Паук может вырабатывать липкий шёлк для паутины, в которую должны попадаться насекомые. Бывают паутины с крышками, тогда  добыче не ускользнуть от него.

Может (что делать?) всасывать,

могут (что делать?) прогрызать и пить,

помогают (что делать?) хватать и  держать,

способен (что делать?) доставать,

способна (что делать?) срезать и  перемалывать,

может (что делать?) вырабатывать,

должны (что делать?) попадаться,

что сделать? не ускользнуть.

Формы повелительного наклонения

Рассмотрим две интересные глагольные формы.

Рассмотрите три слова в разных формах и попробуйте правильно поставить ударение:

пишете – пишите

ищете – ищите

лечите – лечите

Проверим. Прочитайте эти слова с ударением:

Формы в каждой паре слов очень похожи. Они отличаются либо одной буквой и ударением, либо только ударением. Давайте узнаем, что же это за форма.

У первого глагола будет личное окончание -ете, определяемое типом спряжения, а у второго – суффикс повелительного наклонения -и- и окончание мн. ч. -те. То же самое с остальными словами:

Про форму повелительного наклонения нужно знать, чтобы не путать его с личными формами и не проверять личные формы повелительным наклонением.

В повелительном наклонении суффикс -и- обычно ударный. Но это меняется с появлением приставки вы-, которая забирает на себя ударение:

Рис. 7. Мальчик пишет (Источник)

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – 13-е изд. – М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – 34-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой – 19-е изд. – М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. – 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Videotutor-rusyaz.ru (Источник).
  2. Doc4web.ru (Источник).
  3. Ugualok.jimdo.com (Источник).

Домашнее задание

1. Выучите теоретический материал.

2. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание личных окончаний глаголов.

На краю горизонта тян…тся серебряная цепь снеговых вершин.(М. Лермонтов)

Заунывный ветер гон…т стаю туч на край небес, ель надломленная стон…т, глухо шепч…т темный лес. (Н. Некрасов)

Сторож не спеша отбивал часы: удар…т раз и ждет, пока звук не раста…т в голубом воздухе.

Грозно смотр…т из-под туч сумрачные горы. (А. Майков)

На темно-сером небе кое-где мига…т звезды; влажный ветерок изредка набега…т легкой волной; слыш…тся сдержанный, неясный шепот ночи. (И. Тургенев)

3. Перепишите словосочетания. Выделите окончания и определите спряжение глаголов.

лыка не вяжет,

далеко не уедешь,

калачом не заманишь,

как только земля терпит,

руки не доходят,

ухо режет,

своя ноша не тянет,

правда глаза колет,

на языке вертится,

ковром стелется,

комара не обидит,

пальчики оближете.

Заключение

На уроке вы узнали, что глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Это начальная форма глагола. Её особенность в том, что ни время, ни число, ни лицо, ни род у неё не определяются.

Неопределённая форма глагола чаще всего оканчивается на –ть или –ти, иногда на –чь. В неопределённой форме глаголов, если она оканчивается не на –ти, всегда пишется ь.

Список рекомендованной литературы

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск:  Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. School-collection.edu.ru (Источник).
  2. Cdo.omrc.ru (Источник).
  3. Oldskola1.narod.ru ().

Рекомендованное домашнее задание.

Прочитай стихотворение. Какая часть речи в нём «главная»? Укажи, в какой форме употреблены слова этой части речи? Подчеркни примету этой формы.

Не мешайте мне мечтать!

Мне б мешок конфет достать,

Развернуть, жевать, сосать,

Чавкать, чмокать, уплетать,

Долго, долго не глотать,

Наслаждаться, смаковать.

(Т. Рик)

Поставь вопросы к данным глаголам. Образуй от них неопределённую форму и подчеркни примету начальной формы.

Нёс, побежал, засвистел, вёз, стригу, отыскиваю, нарисую.

Выпиши из стихотворения глаголы в неопределённой форме в два столбика.

Что делать?                                                    Что сделать?

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,…

Не надо умолять сестрицу…

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И прочитать!

(В. Берестов)

Ссылка на основную публикацию