Примеры с глаголом «окончить»
Примеры помогают закрепить в памяти пройденный материал. Они нужны для того, чтобы не колебаться в том, университет окончен или закончен.
- «Финансовые проблемы заставили Александра уйти из университета сразу после того, как он окончил третий курс».
- «Владимир Алексеевич окончил курсы ораторского мастерства. Благодаря этому он уверенно чувствует себя во время публичных выступлений».
- «Дмитрий окончил Щепкинское училище, после чего ему стали предлагать роли в кино и сериалах».
- «Антонина Викторовна окончила курсы экстремального вождения. Теперь она готова к любым дорожным ситуациями».
- «Елена окончила колледж и сразу начала работать. Получение высшего образования она сочла бесполезной тратой времени».
- «Учиться было нелегко, график занятий был плотным. Но Юлия все же сумела окончить институт».
- «Валерий окончил училище, а затем перебрался во Владивосток».
Правило
Мягкий знак в конце
Начнем с мягкого знака:
в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.
Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь
Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.
Шаг 1. Определяем, куда падает ударение
Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.
- Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
- Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.
Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).
После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.
Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов
Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.
Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:
стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.
Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:
носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ
Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):
хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ
бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ
чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ
есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят
дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут
Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…
Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно
Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».
Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.
К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.
К глаголам второго спряжения относятся:
- все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
- 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
- 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.
Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).
Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.
стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.
Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.
разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.
Интересный факт
Всем известно, что правила русского языка время от времени меняются. Этот процесс длится уже долгие годы. В последнее время актуальным является вопрос о том, чтобы признать взаимозаменяемыми глаголы «закончить» и «окончить». Некоторые лингвисты полагают, что такое нововведение станет благом. Другие же категорические настроены против него. Обе стороны высказывают свои аргументы.
Какие аргументы выдвигают противники перемен? В первую очередь эти лингвисты указывают на то, что сочетание «университет окончен» является более удобным с фонетической точки зрения. Во фразе «университет закончен» на стыке оказываются две согласные. Также они указывают на то, что человека традиционно поздравляют с окончанием вуза (школы, техникума и так далее), а не с «закончанием».
Какие же доводы приводят те, кто настаивает на признании глаголов взаимозаменяемыми? В первую очередь они заботятся об удобстве людей. Если признать слова взаимозаменяемыми, не придется каждый раз размышлять о том, какому из них отдать предпочтение. Сторонники перемен полагают, что нововведение сэкономит время.
Наконец, есть и те, кто предлагает вовсе отказаться от глагола «закончить», в пользу глагола «окончить». У этого нововведения меньше всего сторонников.
Дебаты ведутся давно, однако серьезные действия в этом направлении пока не совершены. Нельзя исключать, что когда-нибудь правильными станут обе версии. Тогда можно будет закончить или окончить университет. Однако правило, регулирующее этот вопрос, может и остаться прежним.
Устаревший глагол
Когда-то в русском языке активно употреблялся глагол «кончить». Он встречался как в письменной, так и в разговорной речи. К примеру, можно вспомнить о беседе двух персонажей рассказа «Зрячий посох» Виктора Астафьева. Один из героев говорит другому о том, что «школу он кончил».
Получается, что университет закончить нельзя, зато его можно не только окончить, но и кончить? Нет, такая фраза будет считаться грубой ошибкой. Глагол «кончить» в современном русском языке не используется, он давно признан устаревшим. Его применение недопустимо для грамотного человека. Однако глагол до сих пор встречается в речи старшего поколения, когда ведется речь о завершении процесса обучения. Тогда как молодое поколение уже находит подобное сочетание неестественным и странным.
Примеры с глаголом «закончить»
На примеры, в которых фигурирует глагол «закончить», также рекомендуется обратить внимание
- «Автор наконец-то закончил свой роман. Его произведение посвящено первой любви, которая запоминается на всю жизнь».
- «Друзья решили закончить спор. Им так и не удалось прийти к решению, которое устроило бы всех».
- «Сергей Алексеевич закончил строительство дома. Теперь он сосредоточится на обустройстве придомовой площади».
- «Штурм крепостных стен закончился удачно. Правление жестокой династии, повинной во множестве преступлений, подошло к концу».
- «Ирина Владимировна еще не закончила шить юбку. Ей необходимо больше времени для того, чтобы справиться с этой работой».
- «Выступление оратора закончилось под бурные и продолжительные аплодисменты. Он довольно улыбался, когда возвращался на свое место в зрительном зале».
- «Марина Витальевна не сразу заметила, что дождь закончился. Она наконец-то получила возможность выйти на улицу».
- «Алиса решила закончить уборку до того, как дети вернутся из школы».
- «Лето заканчивается, на смену ему вскоре придет осень».