Вопрос с отрицанием

Глава III. Искусство задавать вопросы и получать ответы

Два отрицания в одном вопросе

Правильное понимание содержания вопроса зависит от формы его построения,
в частности от правильного использования частицы «не».
Обычно социологический вопрос формулируют в положительной тональности.
Это идет от естественного языка и обусловлено концептуальной определенностью
понятийного содержания вопроса, которое необходимо подтвердить или
не подтвердить в ответе. Если мы даем отрицание в вопросе, то в
этом случае определенность снимается или же она рассматривается
через отрицание отрицания, т.е. через два отрицания, например «нельзя
не сказать». Два отрицания дают положительный ответ. Это более
сложный оборот. Он представляет для ответа большую сложность и в
естественном, разговорном языке, и в социологической анкете. Поэтому
вопросы чаще всего употребляются в положительной интонации, хотя
это не совсем правильно, поскольку в этом случае появляется внушающая
установка, которая может привести к увеличению доли положительных
ответов респондентов. Впрочем, и отрицательная тональность может
привести к повышению доли отрицательных ответов. Здесь также проявляется
эффект внушающего построения вопроса.

Но не редко возникают случаи, когда появляется необходимость выразить
содержание вопроса через отрицание. Например: «Скажите, пожалуйста,
считаете ли Вы для себя невозможным обмануть человека в чем-либо?»
Отрицательная формулировка в данном случае усиливает содержательную
направленность вопроса, позволяет ярче, четче, определеннее подчеркнуть
нужную мыль. Сравните: «Скажите, пожалуйста, можете ли Вы обмануть
человека в чем-либо?» Это по сути уже другой вопрос. Первая
формулировка подчеркивает невозможность обмануть, тогда как вторая
допускает такую возможность. Первая формулировка мягкая, вторая
жесткая; первая более вежливая, уважительная, вторая менее корректная.

Конечно, можно было бы сформулировать вопрос в нейтральной форме: «Некоторые
люди по субъективным и объективным причинам иногда обманывают, например,
обещают прийти или позвонить и не приходят, не звонят; обещают вернуть
книгу и не возвращают и пр. А как Вы поступаете в этом случае?»
Возможно в такой формулировке вопрос звучит лучше, но он не выполняет
задачи, поставленной социологом в вопросе с отрицанием.

При формулировке вопроса с одним отрицанием необходимо учитывать его
особенности:

1. Вопрос в отрицательной формулировке воспринимается респондентом труднее,
чем вопрос в положительной тональности, а соответственно на него
труднее отвечать, что может привести к отказу от ответа.

2. Вопрос с отрицанием увеличивает долю отрицательных ответов по сравнению
с вопросом в нейтральной формулировке.

3. Респонденту легче ответить «да», чем «нет», поэтому
вопрос с отрицанием вызывает или может вызвать негативное отношение.

Свои особенности имеет вопрос с двумя отрицаниями. Если мы имеем дело
с дихотомическим вопросом, то вопрос такого типа, как например:
«Не считаете ли Вы для себя невозможным обмануть кого-либо?»
с альтернативам «да», «нет», может вызвать у
респондента большие трудности. Если он ответит «нет»,
то означает ли это, что он считает для себя невозможным обмануть
кого-либо или же он это считает не невозможным. Если он выберет
альтернативу «да», то в этом случае остается так же непонятным,
считает ли он для себя невозможным обмануть кого-либо или же он
считает для себя возможным обмануть кого-либо, т.е. и ответ «нет»,
и ответ «да» подтверждают отрицание, заложенное в вопросе.

Тоже самое и в вопросе типа «Нельзя не сказать, что лето этого года
было хорошим. А как Вы считаете?» или «Нельзя не сказать,
что нынешняя политическая обстановка в стране благоприятствует реформам.
А как Вы считаете?» Ответ «да» будет в принципе подтверждать
формулировку, данную в вопросе, согласие с тем, что «нельзя
не сказать…» Ответ «нет» будет означать несогласие
с тем, что «нельзя не сказать…» Для респондента выбор
ответа может сопровождаться определенными трудностями. Ответ «да»
и «нет» может быть воспринят не однозначно в процессе
выбора ответа и определения своего отношения к содержанию вопроса.

Для определения содержания ответа и соответственно облегчения ответа
респонденту социолог может давать не краткий, а развернутый ответ.
Например:

«Да, я считаю для себя это невозможным» и

«Нет, я не считают это для себя невозможным».

В сложных вопросах содержание отрицания, как правило, раскрывается возможным
набором альтернатив.

«СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ ДЛЯ СЕБЯ НЕВОЗМОЖНЫМ ОБМАНУТЬ
КОГО-ЛИБО?»

Да, считаю это невозможным для себя……………………….. ( )

Объяснение

Чтобы понять, как быть с ответами «да» и «нет» на немецком, надо запомнить следующее.

От этого будет зависеть выбор ответа. На всякий случай потренируемся определять «тип» вопроса. К первому будут относиться обычные вопросы, без отрицания. Ко второму — те, что уже содержат отрицание. См. на первых двух примерах, с остальными проделайте это сами.

Думаю, это было нетрудно. На всякий случай ответы на это и следующие упражнения ищите в конце статьи.

Если в вопросе нет отрицания, то варианты ответа — ja или nein.

Словечки ja и nein учатся чуть ли не на первом уроке немецкого языка. Они годны в большинстве случаев, когда на вопрос нужно просто ответить да или нет. Иногда эти слова дополняются кратким повтором того, что сказано в предложении с/без отрицательной частицой/-ы. Сравните:

Но, конечно, чаще никто то же самое повторять не будет. Ja или nein — и так понятно. Скорее можно дополнить свой ответ новой информацией типа Ja, das ist meine Lieblingssportart. Или Nein, ich spiele lieber Fußball.

Если в самом вопросе содержится отрицание, то варианты ответа — doch или nein.

Словечко doch надо знать обязательно! Оно используется очень часто, без него просто невозможно адекватно ответить да или нет на вопрос, в котором содержится отрицание.

Запомните, что если задается вопрос с отрицанием, то ответить на него ja просто невозможно! Тут только два варианта — сказать:

  • Doch да нет же, и сказать утвердительное предложение, что вы как раз делаете то, что в предложении отрицается.
  • Nein нет, то есть действительно нет, вы не делаете то, что в вопросе отрицается.

Смотрите на примере:

Как и в случае с ja/nein, вряд ли кто-то будет дословно повторять то, что звучало в вопросе, ведь с ответом doch/nein все сомнения уже развеиваются, скорее ответ дополнят новой информацией.

Важное дополнение

Обычно на этом этапе все считают, что всё поняли, ведь всё легко. Но когда деле доходит до практики, то оказывается,что не всё было очевидно. Поэтому считаю необходимым прояснить ещё кое-что.

1. Запомните, что слова ja/doch/nein — это заменители того, что было озвучено в вопросе.

Под этим подразумевается, что в разговоре как раз действительно никто не будет говорить так:

Вместо этого, конечно, предложение-повтор просто не будет звучать:

Однако во время учёбы вам придется часто проговаривать эти фразы повторы до тех пор, пока вы не убедитесь, что научились правильно строить немецкое предложение и без труда различать ja/doch/nein.

2. В вопросе речь идёт о формально выраженном отрицании или его отсутствии.

Всегда обращайте внимание сначала на вопрос. В нём обязательно должно быть ФОРМАЛЬНО выражено отрицание

Почему я делаю на этом акцент? Смотрите:

В этих двух предложениях в принципе спрашивается об одном и том же. Однако в первом случае мы будем выбирать между doch и nein, т.к отрицание формально (=в самой форме предложения) выражено — есть nicht, а во втором варианты только ja или nein.

3. Запомните, что nein ВСЕГДА заменяет собой только предложение с формальным отрицанием.

Вот это очень важно осознать. Давайте разберём на примерах, чтобы вы поняли, насколько это важно и в то же время очевидно и просто

Как вы видите, предложения с nein звучат абсолютно одинаково (повторимся, что в реальности то, что идёт после запятой, опускается, потому что ja/nein/doch уже всё «сказали», однако нам они сейчас нужны, чтобы убедиться в том, что именно эти словечки означают).

Таким образом, если вы своим ответом подразумеваете, что кто-то чего-то НЕ/никогда/никто…, то у вас, вне зависимости от того, как звучал вопрос, с формальным отрицанием или без него, вариант ответа только nein.

Соответственно, если вы своим ответом хотите сказать, что кто-то что-то … (без какого-либо слова-отрицания), тогда вы выбираете:

ja, если в самом вопросе подобного отрицания не было.

doch, если подобное отрицание было.

И повторю ещё раз, что речь идёт именно о том, что вы своим ja или doch заменяете предложение, повторяющее вопрос. Еще раз на примере:

При этом далее и при ja/doch может идти отрицание, но уже НЕ заменяющее собой информацию из вопроса. Сравните:

Обратите внимание, что предложения те же, что были выше, и отрицание после них абсолютно правомерно по смыслу, а говорим мы ja/doch именно потому, что информация из вопроса для нас в положительной форме (а не говорится, что мы НЕсчасты). Шпаргалка по теме

Листайте ниже для упражнений

Шпаргалка по теме. Листайте ниже для упражнений.

Ответы на отрицательные вопросы в английском языке

Чтобы избежать путаницы, нужно запомнить, что так же как в обычных вопросах, в отрицательных:

  • «yes» — положительный ответ;
  • «no» — отрицательный ответ.

Короткий положительный
ответ строится по следующей схеме.

Yes + действующее лицо + вспомогательный глагол/модальный глагол/глагол to be.

Примеры предложений.

Doesn»t
she like sweets? Yes, she does
.Разве она не любит сладости? Да, любит.

Isn»t
she a doctor? Yes, she is
. Разве она не доктор? Да, доктор.

Can»t
you open a window? Yes, I can
.Неужели ты не можешь открыть окно? Да, могу.

При отрицательном коротком ответе
к вспомогательным глаголам добавляется частица not
. Схема построения будет следующей:

No + действующее лицо + вспомогательный глагол/модальный глагол/глагол to be + not.

Примеры

Doesn»t
she like sweets? No, she does not
.Разве она не любит сладости? Нет, не любит.

Isn»t
she a doctor? No, she is not
.Разве она не доктор? Нет, не доктор

Can»t
you open a window? No, I can’t
.Неужели ты не можешь открыть окно? Нет, не могу.

Полный положительный ответ
выглядит как утвердительное предложение, только в начале предложения мы ставим yes:

Doesn»t
she like sweets? Yes, she likes sweets.Разве она не любит сладости? Да, она любит сладости.

Isn»t
she a doctor? Yes, she is
a doctor. Разве она не доктор? Да, она доктор.

Can»t
you open a window? Yes, I can
open a window.Неужели ты не можешь открыть окно? Да, я могу открыть окно.

Полный отрицательный ответ
выглядит как отрицательное предложение, только в начале предложения мы ставим no.

Doesn»t
she like sweets? No, she doesn»t
like sweets.Разве она не любит сладости? Нет, она не любит сладости.

Isn»t
she a doctor? No, she is not
a doctor. Разве она не доктор? Нет, она не доктор.

Can»t
you open a window? No, I can»t
open a window.Неужели ты не можешь открыть окно? Нет, я не могу открыть окно.

Теорию мы разобрали, а теперь давайте перейдем к практике.

Ссылка на основную публикацию