Как правильно писать «сабвуфер» или «саббуфер»­? почему?

Активный или пассивный сабвуфер — какой лучше?

Главное отличие между пассивным и активным сабвуфером в их конструкции и компоновке. В машину можно устанавливать и первый, и второй тип. Ниже мы рассмотрим основные достоинства и недостатки этих видов сабвуферов.

Активный сабвуфер

Активный сабвуфер располагает встроенным усилителем и обходится без внешней регулировки звука. Высокая надежность, которая достигается за счет сбалансированной конструкции – это и есть основное достоинство таких акустических систем.

Если приоритетной является надежность, то стоит обратить внимание именно на активные сабвуферы для машин. Но недостатки у такой компоновки тоже есть:

Но недостатки у такой компоновки тоже есть:

  1. Во-первых, так как этот тип сабвуфера предлагается в уже собранном виде, зачастую возникают трудности во время его установки в машине.
  2. Во вторых, качество звучания активных сабвуферов зачастую хуже, чем у пассивных. Причина этого – бюджетные материалы, из которых, как правило, изготавливается корпус.

Пассивный сабвуфер

Пассивный сабвуфер предполагает покупку лишь одного низкочастотного динамика, а это значит, что усилитель придется приобретать отдельно. Тоже самое касается и качественных акустических кабелей.

Монтаж пассивного сабвуфера лучше доверить специалисту, который сможет органично вписать весь аудиокомплект в ваш автомобиль. Кроме автомагнитолы, регулировка звука производится также и в усилителе, что благотворно сказывается на общей звуковой картине в салоне машины.

Виды автомобильных сабвуферов

Все сабвуферы по своему исполнению делятся на два основных вида:

  1. Открытые,
  2. Корпусные (закрытые).

Подробней остановимся на каждом из них.

Открытые сабвуферы

Открытый автомобильный сабвуфер представляет из себя мощный динамик, встраиваемый непосредственно в какую-либо панель машины. Но у простоты конструкции есть и обратная сторона — дело в том, что такие сабвуферы не предназначены для искушенных меломанов и любителей качественных басов. Ведь правильно настроить частоту звучания такого «саба» можно лишь при помощи специальных фильтров, без которых устройство просто не в состоянии выдать мощные глубокие басы в диапазоне ниже 100 Гц.

Тем не менее, открытые сабвуферы, хоть и не отличаются высококлассными характеристиками, имеют привлекательную цену и отлично подойдут для установки в машинах с не слишком взыскательными слушателями.

Корпусные сабвуферы

А вот корпусные сабвуферы гораздо сложнее. Их динамики помещают в специальные ящики (корпуса), параметры которых заранее рассчитываются при помощи формул. Такой подход позволяет не просто купить готовый сабвуфер, но и сделать индивидуальный заказ, с учетом особенностей места подключения сабвуфера в машине.

Подобные изделия подразделяются на несколько типов, у каждого из которых есть свои особенности:

Фазоинвертор представляет из себя ящик (закрытый корпус) в котором имеется специальный тоннель, предназначенный для повышения давления звука на встроенный внутри динамик. За счет такой конструкции отсутствуют звуковые провалы в диапазоне частот от 50 до 120 Гц.

При этом искажения звука фактически исключаются, потому как давление на диффузор значительно возрастает (влияние замкнутого пространства), а фазоинвертор блокирует избыточное давление, что не только повышает производительность сабвуфера, но и ограждает динамик от повреждений.

Закрытый корпус – данный тип сабвуферов встречается редко, даже несмотря на крайнюю простоту конструкции (динамик заперт в герметичном корпусе, который и гасит тыловые звуковые волны). Из достоинств таких сабвуферов можно отметить выдачу очень приличных нижних частот и минимальный риск механических повреждений. А причина малой популярности заключается в низком КПД таких устройств.

Бандпасс объединяет в себе оба предыдущих типа — это более сложный по конструкции сабвуфер (его еще называют полосовым громкоговорителем). Такой «саб» имеет несколько большие габариты, так как он представляет из себя инверторный тоннель в корпусе, разделенном динамиком на две части.

Подобная конструкция, с одной стороны дает выход звука наружу посредством фазоинвертора, а с другой — через закрытое пространство (герметичное) сзади динамика, придает необходимую жесткость диффузору. Преимущества бандпасса следующие:

  • высокий КПД,
  • отлично играет уже с 20 Гц,
  • позволяет расположить устройство в любом месте машины, так как звук выходит из динамика только через передний фазоинвертор.

Но и здесь существует такой недостаток, как относительная сложность конструкции. Чаще всего самостоятельные попытки провести расчеты и сделать подобный сабвуфер своими руками ни к чему, кроме потраченных нервов, сил и средств не приводят. Поэтому целесообразно будет приобрести уже готовый бандпасс в заводском корпусе.

Перед тем как покупать сабвуфер в машину стоит учесть все эти нюансы, чтобы выбрать изделие, максимально отвечающее вашим запросам.

Конструкционные решения и их особенности

Подобрать сабвуфер можно и по конструкционным особенностям той или иной модели. У всех предлагаемых технических решений есть разница в звучании. Прежде всего, это происходит из-за отличий в схеме движения воздуха.

Закрытый сабвуфер полностью герметичен. У него прочный корпус с установленным динамиком. Обычно это модели пассивного типа. Звучание закрытого саба считается классическим, устройства не страдают реверберацией, не входят в резонанс. Звук минимально искажается.

Но есть у закрытых сабов одна неприятная для пользователя особенность: чем больше динамик, тем значительнее нужна мощность для движения его мембраны с полной амплитудой. На практике это означает, что с ростом диаметра звукоизлучателя — требования к внешнему усилителю растут в геометрической прогрессии.

Сабвуферы с фазоинвертором — оптимальный выбор для дома. Эти устройства звучат сочно и ярко. Они бывают как активными, так и пассивными. Механика их работы основана на обратном движении воздуха через фазоинвертор при колебании мембраны. В результате не создается обратное давление и не требуется резкого скачка требований к усилителю с ростом диаметра динамика.

Фазоинверторные модели предлагают многочисленные фирмы. Они действительно популярны. Но главного недостатка не лишено ни одно изделие такого типа. При мощном гармоническом сигнале могут возникать резонансные явления. Фирма, производящая действительно хорошие фазоинверторные модели предусматривает либо электронные схемы гашения растущей амплитуды колебаний, либо возможность регулирования длины трубки обратного хода воздуха.

Сабвуферы бандпас — наиболее технически совершенные устройства. Они дороги, однако звучат действительно качественно. Кроме этого, только такие модели способны действительно качать воздух, создавая мощные, интенсивные колебания. Конструкция бандпас саба представляет собой комбинацию закрытой и фазоинверторной системы. Корпус устройства разделен на две зоны. В герметичной части устанавливается динамик. Вторая камера работает как объемный фазоинвертор с выходной трубкой резонатора.

Есть у бандпас моделей и недостатки. Во-первых, они габаритные, что понятно по описанию особенностей конструкции. Во-вторых, они, как и закрытые системы, выдвигают растущие в геометрической прогрессии требования к внешнему усилителю при увеличении диаметра динамика. Идеальное решение при покупке бандпас сабвуфера — рассматривать активные типы устройств.

Если нужно выбрать сабвуфер в машину — рекомендуется выбирать так называемые FreeAir устройства. Они реализуют схему работы закрытой системы с воздушной камерой. Эти виды сабвуферов хорошо звучат при установке в багажник, могут использовать пространство салона для формирования глубоких басов. Машина при этом не испытывает никаких вибраций, способных повлиять на долговечность конструкции или функционирование важных систем.

Вид короба (акустическое оформление)

Следующее, из чего мы можем визуально определить, как будет играть сабвуфер, ─ взглянуть на его короб.  Самые распространенные короба, которые вы можете встретить в магазине:

  1. Закрытый ящик (ЗЯ);
  2. фазоинвентор  (ФИ);
  3. Бандпас (БП)

  1. Рассмотрим плюсы закрытого ящика. У него самый компактный размер, быстрый и чёткий бас, минимальные звуковые задержки. Из минусов — самое тихое оформление.  Теперь обсудим установку саба в различные автомобильные кузова. Если вы обладатель универсала, хэтчбека, можете устанавливать 10, 12, 15 дюймов без разницы. Если у вас седан, то не рекомендуется устанавливать 10-дюймовый в закрытом ящике, вы его просто услышите. КПД короба очень маленькое, 10-ка тихо играет, и в сумме ничего интересного не получится.
  2. Следующий вариант, который часто встречается, ─ фазоинвертор. Это короб, у которого есть щель или отверстие. Он играет в 2 раза громче закрытого ящика и имеет габариты на порядок больше. Однако, на самом деле качество звука у него уже не такое чёткое, оно более гудящее. Тем не менее это оптимальный вариант и подойдёт абсолютно для любого кузова автомобиля.  Таким образом, фазоинвертор ─ громкий, задержки у него в пределах нормы, некая золотая середина.  Если хотите лучше разобраться в этой теме у нас есть отличная статья как влияет короб на звук сабвуфера.
  3. Бандпасс ─ это оформление, при котором динамик спрятан в короб. Обычно его оформляют каким-нибудь красивым оргстеклом. По размерам он такой же, как фазоинвертор, но при этом имеет самую большую отдачу. Если надо выжать из динамика максимум, то лучше приобретать бандпасс. Однако, у него есть и свои минусы, а именно ─ самое медленное оформление. Этому динамику сложно играть быструю клубную музыку, он будет запаздывать.

Как быстро размять сабвуфер

Бывают ситуации, когда «размять» сабвуфер нужно в самые короткие сроки. Для этой цели имеется упрощенный вариант. Он заключается в подаче на низкочастотную динамическую головку синусоидального переменного напряжения звуковой частоты. Самый лучший вариант раскачки низкочастотного громкоговорителя это подать на него сигнал с частотой собственного резонанса. Частота резонанса всегда указывается в паспорте на изделие. Частота собственного резонанса может находиться в диапазоне 25-40 Гц.Взять такой сигнал можно с лабораторного генератора низкой частоты или скачать соответствующий трек из интернета. Последний способ достаточно сомнительный, поэтому использование генератора всё же лучше.

Как разминать сабвуфер Pride. Низкочастотные динамики этого бренда не имеют особых противопоказаний по обкатке. Если применить профессиональное оборудование нет возможности, то для быстрой обкатки низкочастотной системы можно использовать низковольтный синусоидальный сигнал переменного тока, который можно взять с вторичной обмотки силового трансформатора.Частота раскачки соответствует частоте электрической сети, то есть 50 Гц. Этот способ хорошо использовать после покупки низкочастотного динамика, для которого будет сделан короб. Вообщепроцесс обкатки низкочастотной головки лучше на динамике, вынутом из короба. Динамической системе будет обеспечена хорошая вентиляция и не произойдёт перегрева звуковой катушки.

Как разминать сабвуфер

Прогрев на музыке — в процессе эксплуатации

Самый простой способ не требующий никаких ухищрений. Если у вас уже готовая система, запилен короб и в нем новый сабвуфер для повседенева — просто слушайте музыку

Динамик постепенно разомнется, просто до этого момента нужно соблюдать осторожность. Это похоже на обкатку нового автомобиля, когда на полную катушку крутить мотор сразу — не лучшая идея

Если вы это понимаете, то вопрос о том, как разминать сабвуфер не поставит вас в тупик.

Смысл в том, что бы во время «обкатки» не грузить саб на полную мощность и использовать его в щадящем режиме — 50 — 60 % от максимума (как правильно выставить максимальную громкость можно узнать ).

В случае, если вам хочется более точных рекомендаций,  можно воспользоваться следующим способом: убедитесь в том, что у вас правильно настроен усилитель и отключены все улучшайзеры баса. Запомните положение регулятора гейна и убавьте его на 20%. Первое время слушайте музыку на громкости не превышающей 50% от максимального значения громкости на регуляторе магнитолы, которое вы определили при настройке усилителя.

Время разминки динамика зависит от жесткости подвеса, от количества центрирующих шайб и их материала. В среднем это примерно 10 — 20 часов непрерывной работы, но в процессе громкость можно постепенно прибавлять.  Не надо проводить множество расчетов и бесконечно теоретизировать, на деле наша задача не повредить большим ходом еще на разработанный диффузор и центрирующие шайбы, приводя их в кондиции, заодно дав плавно прогреться катушке.

По опыту — если музыку в авто вы слушаете в среднем по часу в день, то поездите так неделю, а потом постепенно через каждый день выходите по 10% на оптимальные настройки. То есть на вторую неделю в условный понедельник верхний предел громкости можно увеличивать до 60%, во вторник до 70% и т.п.  Как дойдете до 100% (правильно определенной максимальной громкости) повышайте гейн таким же способом и выходите на максимум. Таким образом вы плавно разомнете сабвуфер и меньше времени будете довольствоваться низкой громкостью.

Прогрев сабвуфера на синусе — ускоренный вариант

В случае, если у вас на носу соревнования по автозвуку и в естественных условиях вы просто не успеете разработать новый динамик или вы хотите самостоятельно снять параметры Тиля — Смолла, что бы с ювелирной точностью рассчитать корпус для своего сабвуфера, то в этих случаях можно воспользоваться ускоренным вариантом.

На сабвуфер без корпуса подается синус (тоновый сигнал), который соответствует резонансной частоте динамика. Например, если у вас параметр Fs  саба — 37 Hz, то скачиваете синус 37 Hz и запускаете его на часов на 10 — 15 (скачать синусы можно в разделе Загрузки). Мощность нужна небольшая, хватит и 30% от номинала. Проследите, что бы динамик не превышал ход и не перегревался. Для этой процедуры можно подключить усилитель к обычной розетке через блок питания на 12 вольт, ну или делать в машине на системе.

Как правильно подключить?

После того как вопрос с выбором и покупкой сабвуфера решен, останется подобрать место для его размещения и осуществить установку. Часто проблемы с басом возникают не из-за технических характеристик устройства, а по причине неправильной его установки. Отражения от стен помещения значительно ослабляют звучание, поэтому нужно знать, куда лучше всего помещать устройство. Для этого следует включить любую тестовую запись и перемещать сабвуфер до тех пор, пока не появится отличное звучание. Таких мест в комнате может быть несколько.

Чтобы снизить вероятность образования стоячих волн и значительно увеличить площадь месторасположения устройства, желательно закрывать стены в местах, где отражается звук специальным материалом. Что же касается подсоединения сабвуфера к системе акустики, то самым простым в этом считается активный сабвуфер. Его подключение не требует отдельного прокладывания кабелей и установки усилителя. Процедура коммутирования заключается только в подключении кабеля сабвуфера к проигрывателю с использованием разъема SubOut.

Подключение пассивного сабвуфера происходит сложнее. Прежде всего, нужно заняться коммутированием кроссовера (устройства, обеспечивающего разделение частот по диапазонам). Схема подключения выглядит следующим образом: сабвуфер подсоединяют к усилителю, который должен быть подключен к проигрывающему устройству. Силовая проводка проходит от АКБ через предохранитель с обязательным соблюдением полярности.

Завершающим этапом установки как активного, так и пассивного сабвуфера считается настройка звука. Для этого необходимо выполнить определенные действия.

  • Включить на усилителе фильтр LPF, он понадобится для передачи на динамик низких частот. Помимо этого, включая эту функцию, можно избежать появления инфразвука и выхода из строя устройства.
  • Далее нужно включить фильтр высоких частот HPF. Его показатель не должен превышать 90 Гц.
  • После этого следует осуществить регулировку чувствительности, выбирая на устройстве пункт level или gain. На усилителе нужно выставить максимальную громкость и плавно проворачивать регулятор, пока не появятся искажения. Помехи могут часто возникать из-за неправильной укладки проводов, поэтому их расположение нужно также проверить. Затем, установив тестовый диск, проверяют громкость звучания.

О том, как выбрать сабвуферы, смотрите в следующем видео.

Почему важно состыковать сабвуферы и мидбасом правильно?

Если сабвуфер будет плохо состыкован с мидбасом, то звук будет некачественным и неполноценным. Особенно это заметно на низких частотах, когда вместо чистых басов получается какая-то несуразица. Иногда возможны и такие плачевные варианты, кода звук из сабвуфера вообще будет играть независимо. На самом деле, это касается всех видов музыки, а не только скажем, классики или рок-музыки, где наблюдается игра «живых» музыкальных инструментов.

Например, в треках, что относят к столь популярному среди молодежи жанру EDM, наиболее яркие басы находятся именно на стыке с мидбасом. Если состыковать их неправильно, то низкочастотные громкие басы в лучшем случае уже будут не столь впечатляющими, а в худшем – будут едва слышны. Так как настроить усилитель необходимо на одинаковую частоту, рекомендуется пользоваться анализатором звукового спектра для получения наиболее точных данных.

Как и сколько разминать сабвуфер

Правильно «размять» новый сабвуфер можно в процессе аккуратной эксплуатации. Самый простой и доступный способ, это воспроизведение музыки. Смысл «разминания» сабвуфера заключается в том, чтобы слушать музыку в режиме половинной мощности. Прежде чем включить новую низкочастотную систему нужно убедиться, что усилитель правильно настроен. Уровень громкости должен составлять не более 50% от номинала, хотя специалисты рекомендуют начинать обкатку басовой колонки с более низких значений. Нужно отключить все настройки, отвечающие за улучшение басовых характеристик колонки и убрать подъём низких частот или установить его в среднее положение.

Если в звуковом комплекте имеется регулятор гейна (GainилиInputLevel), его следует убавить на 20-30%. Сколько времени нужно обкатывать сабвуфер точно указать невозможно. Это время зависит от материала, из которого изготовлен диффузор и подвес динамической системы. В среднем продолжительность «разминки» громкоговорителя может составлять 20-30 часов. В процессе работы музыкального комплекса громкость низкочастотного канала должна постепенно повышаться.

Размер динамика

Следующее, на что мы можем обратить внимание придя в магазин, ─ размер сабвуферного динамика, большинство динамиков имеют диаметр:

  • 8 Дюймов (20 см)
  • 10 Дюймов (25 см);
  • 12 дюймов (30 см);
  • 15 дюймов (38 см);

Самым распространённым считается диаметр в 12 дюймов, так скажем, золотая середина. К плюсам небольшого по размеру динамика относится его быстрая скорость баса, и маленький объём короба что поможет сохранить место в багажнике. Но есть и минусы ─ ему сложно играть более низкий бас. У него ниже чувствительность, следовательно он тише. В таблице ниже показано как изменяются характеристики в зависимости от размера.

Характеристики 8 дюйм (20 см) 10 дюйм (25 см) 12 дюйм (30 см)
Мощность RMS 80 Вт 101 Вт 121 вт
Чувствительность (1 Вт/1 м) 87 db 88 db 90 db

Здесь можем отталкиваться от ваших музыкальных предпочтений. Допустим, вы любите разные направления музыки. В таком случае лучше рассмотреть 12-ый сабвуфер

Если у вас мало места в багажнике, и вы слушаете только клубную музыку, то стоит обратить внимание на 10-дюймовый размер. Если вы предпочитаете, к примеру, рэп или музыку, где много баса, и вам позволяет багажник, то лучше остановить свой выбор на 15-дюймом сабвуфере ─ у него будет самая большая чувствительность

Конструкции сабвуферов

По способу конструктивного исполнения в данное время существует два типа сабвуферов:

  • Открытый. Характерной чертой данного типа является необходимость встраивания в элементы отделки салона машины.
  • Закрытый. Представляет собой простой, на первый взгляд, ящик, внутри которого располагается низкочастотный динамик.

Рассмотрев подробнее каждый из этих двух видов можно будет определить коренные различия в характеристиках, обеспечиваемых той или иной конструкцией.

Открытые сабвуферы

Как уже было рассмотрено ранее, представляют собой низкочастотный громкоговоритель, который встраивается в салон автомобиля. Во время этой процедуры возможно возникновение необходимости некоторой перепланировки внутреннего убранства для более гармоничного размещения нового элемента.

Данная технология, при всей своей привлекательности, обладает одним существенным минусом, благо его влияние могут заметить только уж слишком искушенные и требовательные слушатели. Так как распространение звуковых волн — это целая наука, то для достижения наилучшего результата объем резонатора должен быть тщательно просчитан и подобран. Также не последнюю роль играют материалы, которыми окружается область активного резонанса. Внедрение же громкоговорителя в те объемы, которыми располагает обшивка, негативно повлияет на амплитудно-частотную характеристику, что повлечет за собой завал частот в областях ниже 100 Гц.

Корпусные сабвуферы

Иначе называемые закрытыми – выглядят как ящик, наполненный демпферным материалом, в котором установлен низкочастотный излучатель. Проектирование самого ящика требует научного подхода и специальных формул, по которым высчитывается оптимальный внутренний объем, подбирается материал демпфера и прочие параметры. В свою очередь подразделяются на несколько типов:

  1. Фазоинвертор. Способен выдавать звук приемлемого качества и обладает относительно линейной АЧХ в низкочастотном диапазоне.
  2. Бандпасс. Самая сложная, дорогая и массивная конструкция которая, тем не менее полностью оправдывает затраченные средства. Но вручную изготовить качественный бандпасс под силу далеко не каждому автолюбителю. Да и не любой инженер возьмется за просчет подобного изделия.
  3. Герметичный корпус. Характеризуется самым простым конструктивом, низкой стоимостью и весьма посредственным КПД.

Что такое сабвуфер и чем он отличается от обычной колонки?

Сабвуфер — это специально разработанное устройство, которое решает одну простую задачу: воспроизведение низких частот. Человеческое ухо начинает воспринимать вибрации от 20 Гц. У особо чувствительных личностей этот показатель может быть ниже.

Проблема обычных колонок в том, что они технически не способны качественно воспроизводить низкие частоты. Несмотря на то, что указанные в документации параметры гласят, что рабочий диапазон составляет, например, 20-45000 Гц, на практике двухполосная акустика звучит несколько плоско. Происходит это по следующим причинам:

  1. Ни одно устройство не способно показывать одинаковую эффективность на всем диапазоне возможных частот. По краям обязательно происходит провал АЧХ. Большинство современных устройств не способны качественно воспроизводить частоты до 400 Гц.
  2. Диаметр динамиков двухполосных колонок недостаточен для резких бросков давления. Этот параметр и формирует сочный и густой бас.
  3. При работе широкополосного динамика резко сужается частотный диапазон. Сигнал усредняется из-за инерции мембраны, недостаточно быстрой реакции катушки. В результате добиться сочных басов просто нереально.

Характеристики сабвуфера четко показывают, чем он отличается от динамика. Во-первых, у устройства принудительно обрезан рабочий частотный диапазон. У среднестатистической модели сабвуфера он находится в пределах 40-200 Гц. Во-вторых, изделие оснащается действительно большим звукоизлучателем. Диаметр мембраны может составлять 30-50 см для моделей для домашнего пользования и доходить до метра у сценичных сабвуферов.

Особенности, плюсы и минусы пассивных сабвуферов

Пассивный сабвуфер — крайне простая конструкция. Это может означать, что его несложно сделать самостоятельно, чтобы установить в машину. У пассивной системы есть ряд достоинств:

  • простора конструкции;
  • решения класса бандпасс, которые редко встречаются в активных системах;
  • даже домашний пассивный саб звучит сочно, выдавая чистый и насыщенный бас;
  • нет перегрева динамика и воздуха внутри корпуса при работе системы;
  • можно без труда модифицировать характеристики саба, добавляя самостоятельно сделанные или купленные фильтры частот.

Но главное, что отличает изделие данного типа, — небольшая цена. И это привлекает не только любителей экспериментов, но и меломанов, которые хотят улучшить звучание уже существующей акустической системы. Но есть у пассивного сабвуфера и недостатки.

  1. Главный минус — для работы пассивного сабвуфера нужен внешний усилитель. Его мощность должна минимум в полтора раза превышать максимальные показатели звукового излучателя. Такое изделие, во-первых, дорогое. Во-вторых, установка пассивного саба для улучшения звучания существующей акустики может потребовать полной замены усиливающей аппаратуры, так как имеющаяся в наличии не будет способна прокачать низкочастотный динамик без образования искажений.
  2. Минус, связанный с формированием внешнего сигнала: сабвуферу пассивного типа не подойдут обычные усилители. Нужно купить устройство, работающее только в полосе низких частот.
  3. Все регулировки звучания сугубо внешние. Качеством воспроизведения управляет усилитель. Количество его регулировок напрямую отвечает за сочность баса, частоту среза, другие параметры саба.
  4. В закрытых сабах необходимый рост подаваемой мощности на устройство, в зависимости от громкости, увеличивается в геометрической прогрессии. Это происходит из-за сопротивления воздуха в герметичном корпусе.

Однако перечисленные недостатки никак не умаляют прекрасного звучания пассивного сабвуфера. Согласно среднестатистической оценке, он всегда покажет стабильные результаты, в отличие от активного, где есть перегрев и влияние вибраций на электронные схемы.

На какие характеристики стоит обратить внимание выбирая сабвуфер?

Зачастую производители пытаются показать, что их изделие лучше, чем есть на самом деле. Они могут написать какие-то нереальные цифры на коробе. Но, заглянув в инструкцию, мы обнаруживаем, что характеристик там не так много, как правило, потому что хвастаться особо и нечем. Тем не менее, даже с помощью этого небольшого списка мы сможем сделать правильный выбор.

Мощность

Сейчас, выбирая сабвуфер, основное предпочтение отдают мощности, считается, чем мощнее аппаратура, тем лучше. На самом деле это не совсем не так

Давайте разберёмся, на какую мощность следует обращать внимание

Пиковая (MAX) Как правило, производитель любит указывать её везде, причём это какие-то нереальные цифры. Например, 1000 или 2000 ватт, к тому же за небольшие деньги. Но, мягко говоря, это обман. Такой мощности там и близко нет. Пиковая мощность — это та мощность, при которой динамик будет играть, но лишь непродолжительное время. При этом будут присутствовать ужасающее искажение звука. К сожалению, в таком режиме задача сабвуфера не качественный звук ─ а лишь бы выжить пару секунд.

Номинальная (RMS) Следующая мощность, которую мы рассмотрим, ─ номинальная в инструкциях может обозначаться как RMS

Это та мощность, при которой искажения звука минимальны, а динамик может играть долго, не причиняя себе вреда, именно на неё следует обращать внимание. Как бы это странно ни звучало, но, например, при сравнение мощного и слабого сабвуфера, слабый может играть громче, чем мощный

Именно поэтому мощность не является основным показателем. Она показывает, сколько динамик потребляет энергии, а не с какой громкостью он играет.

Чувствительность

Чувствительность ─ это соотношение площади диффузора и его хода. Для того, чтобы динамик играл громко, ему нужен большой диффузор и большой ход. Но зачастую производители делают огромный подвес, внушительную губу. Люди думают, что у динамика большой ход, и он играет громче, но по факту он проигрывает динамикам с большим диффузором. Не следует отдавать предпочтение сабвуферам с большой губой, она проигрывает маленькой, потому что у динамика с большим диффузором выше КПД. Таким образом, большой ход это красиво, но площадь дифузора куда полезнее.

Измерения этого показателя происходят следующим образом. Берут динамик, на расстоянии одного метра ставят микрофон и строго на динамик подают 1 ватт. Микрофон фиксирует эти показания, к примеру, для сабвуфера это может быть 88 Db. Если мощность ─ это потребление, то чувствительность ─ это отдача самого сабвуфера. Увеличив мощность в 2 раза, чувствительность увеличится на 3 децибела, разница в 3 децибела считается увеличением громкости в 2 раза.

Теперь вы понимаете, что мощность ─ это неосновной показатель. Рассмотрим на примере, первый сабвуфер имеет номинальную мощностью 300 ватт и чувствительностью 85 децибел. Второй имеет тоже 300 ватт и чувствительностью 90 децибел. На первый динамик подали 260 ватт, и  во второй 260 ватт, но второй динамик из-за большего КПД будет играть на порядок громче.

Сопротивление (импеданс)

В основном, все автомобильные корпусные сабвуферы имеют сопротивление 4 Ома. Но бывают исключения, к примеру, 1 или 2 Ома. Сопротивление влияет на то, какую мощность будет отдавать усилитель, чем ниже сопротивление, тем больше мощности отдаёт усилитель. Вроде всё хорошо, но в этом случае он начинает больше искажать звук и сильнее греться.

Мы рекомендуем выбирать сопротивление 4 Ома ─ это золотая середина между качеством и громкостью. Если активный сабвуфер обладает небольшим сопротивлением в 1 или 2 Ома, то скорее всего, производитель пытается выжать из усилителя максимум, не обращая никакого внимания на качество звука.  Это правило не работает в громких системах, и на соревнованиях по звуковому давлению, там наоборот применяется низкое сопротивление для получения максимальной громкости от системы.

Ссылка на основную публикацию