Слабое склонение
По слабому типу склоняются существительные только мужского рода, обозначающие одушевленные предметы. Приведем пример склонения существительного der Junge (мальчик):
Nom. der Junge
Gen. des Jungen
Dat. dem Jungen
Akk. den Jungen
Группа слов, относящихся к слабому склонению довольна обширна и чаще всего вызывает у изучающих язык затруднения, однако не стоит бояться: этих слов не так уж и много, к тому же их можно разделить на несколько групп, приведенных ниже.
Итак, к существительным, которые склоняются по типу слабого склонения относятся:
- Существительные с суффиксом -e (der Russe, der Franzose и т. д.), а также: der Affe (обезьяна), der Bursche (парень), der Knabe (мальчик), der Junge (юноша), der Gatte (супруг), der Matrose (матрос), der Bote (курьер), der Hase, der Löwe (лев), der Rabe (ворон), der Falke (сокол), der Neffe (племянник) и др.
- Существительные, ранее имевшие суффикс -e, но утратившие его в процессе развития языка: der Mensch (человек), der Held (герой), der Hirt (пастух), der Mohr (мавр), der Barber (варвар), der Christ (христианин), der Prinz (принц), der Bauer (крестьянин), der Fürst (князь), der Graf (граф), der Herr (господин), der Narr (дурак), der Lump (негодяй), der Bär (медведь), der Spatz (воробей), der Pfau (павлин), der Ochs (бык) и др.
- а также позаимствованные слова с суффиксами: -ent, -ant, -at, -et, -ot, -ist, -nom, -graf, -soph, -log(e), -ard, -arch, -au (der Student, der Artist, der Aspirant, der Poet, der Soldat, der Patriot, der Optimist, der Agronom, der Fotograf, der Poet, der Philosoph, der Philologe и др).
- Некоторые существительные с иноязычными суффиксами, обозначающие неодушевленные предметы: der Diamant (алмаз), der Brilliant (бриллиант), der Automat (автомат), der Planet (планета), der Komet (комета), der Paragraf (параграф), der Foliant (фолиант), der Obelisk (обелиск), der Telegraf (телеграф), der Satellít (спутник).
Дательный падеж
Дательный падеж отвечает на вопрос wem? – кому?
Дательный падеж (Dativ) употребляется очень частоФАКТ: В некоторых регионах Германии дательным падежом даже заменяют родительный…почти полностью
В плане словообразования дательный падеж сложнее винительного, но всё-таки довольно прост.
Правило 1. Прилагательные, артикли, местоимения мужского и среднего родов получают окончание -m без изменения самого существительного (за исключением существительных слабого склонения);
Правило 2. Прилагательные, артикли, местоимения женского рода получают окончание -r;
Правило 3
Во множественном числе и существительное, и зависимое от него слово приобретают окончание -(е)n.
Примеры, поясняющие правила словообразования в дательном падеже, смотрите в таблице
Кстати, обратите внимание на соответствие последних букв определенных артиклей и личных местоимений:. dem — ihm
der — ihr Да-да, это тоже неспроста!
dem — ihm
der — ihr Да-да, это тоже неспроста!
На что влияют падежи?
• На существительные, особенно на слабые существительные
• На личные местоимения, притяжательные и другие местоимения
• На глаголы ( см. Управление глаголов)
• На прилагательные
Существуют три типа склонения прилагательных:
Слабое склонение – когда есть определяющее слово (например, определнный артикль), которое показывает родСильно склонение – когда нет определяющего словаСмешанное склонение – когда определяющее слово есть, но определяет не все (неопределенный артикль, местоимение kein)
Подробнее о склонениях можно разобраться в статье о склонении прилагательных.
Теперь рассмотрим каждый падеж подробно!
Предлоги с датив
В немецком языке существует
группа предлогов, после которых следующее слово всегда стоит
в датив:
Maria kommt
aus
Wien
Ich wohne
bei
den
Eltern
Ich studiere
mit
meiner
Schwester
NACH
-
в, на — указывает на направление:
Ich fahre
nach
MoskauЯ еду
в
Москву -
после — указывает на последовательность во времени или на промежуток времени в прошлом:
Nach
dem
Unterricht gehe ich zu meinem FreundПосле
занятий я пойду к своему другу
ZU — к, на, для
-
указывает на направление движения:
Ich gehe
zu
meinem
BruderЯ иду
к
моему брату
указывает на цель:
Er geht
zu
m
Unterricht
Он идет
на
занятия
указывает на время, на время религиозных праздников:
Zu
Weihnachten bleiben die Eltern zu Hause
VON
-
от
Ich komme
von
der
OmaЯ пришел
от
бабушки -
как принадлежность:
Das ist ein Drama
von
SchillerЭто драма Шекспира
Wir warten hier
seit
3 Uhr
Alle
außer
dir kommen pünktlich
-
напротив, против (указывает на местонахождение):
Das Haus steht dem Laden
gegenüber
Дом стоит напротив магазина
-
по отношению к кому-либо, в отношении кого-либо, перед кем-либо, в противовес:
Das ist unsere Pflicht der Heimat
gegenüber
Это наш долг перед Родиной
-
по сравнению с чем-либо:
Seinem Bruder
gegenüber
ist Wolfgang noch klein.
Der Genitiv или Der Wesfall
Родительный падеж отвечает на вопрос — чей? (wessen?) и указывает на принадлежность чего-либо или кого-либо кому-либо или же чему-либо.
Существительные в мужского и среднего рода в Der Genitiv, имеют дополнительное окончание: -es или -s, что является признаком сильного склонения.
Единственное число | Множественное число | |||
Мужской род | Женский род | Средний род | ||
Определенный артикль | des | der | des | der |
Неопределенный артикиль | eines | einer | eines | einer |
Примеры использования Der Genitiv:
- Das ist der Hut meines Vaters. — Это шляпа(чья?) моего отца.
- die Bluse des Mädchens — блузка (чья?) девушки
- der Titel des Filmes/Films — название(чье?) фильма.
Родительный падеж редко используется в живом языке, он вытесняется дательным.
Привычные нам в русском языке словосочетания в родительном падеже на немецком языке будут либо в дательном падеже либо будет использоваться словосложение.
Какие они немецкие предлоги разобрались, а как определить какой падеж использовать помогут вопросы-подсказки:
- Является ли выражеение фиксированным? Например, Mir ist kalt(мне холодно), или Es tut mir Leid(мне жаль)
- Используете ли вы падеж который требует винительный, либо дательный предлог? Когда вы запомните винительные и дательные предлоги они станут вам хорошей подсказкой при склонении слов.
- Является ли глагол дативным глаголом? Если это так, объект будет в дательном.
- Если ни одно из вышеупомянутых условий не применимо, следует определить, какое существительное в предложении является предметом, и поставить его в именительном падеже. Затем найдите прямой объект (который поставьте в винительном падеже) и косвенный объект (в дательном). Не все предложения имею прямой объект и косвенный объект: у некоторых есть только один или другой, или вообще ни одного.
Отметим! Падежи в немецком языке — важная грамматическая темая, но довольно простая для понимания из-за сходства с русским языком. Главная сложность выучить как склоняются артикли и изменяются окончания сопутствующих слов. Но нет ничего сложного, если усердно учится.
Задания к уроку
Упражнение 1. Просклоняйте следующие существительные по сильному типу склонения:
Der Hund (собака), das Bild (картина), das Heft (тетрадь), der Stuhl (стул), der Freund (друг)
Упражнение 2. Просклоняйте следующие существительные по слабому типу склонения:
Der Student, der Hase, der Narr, der Rabe, der Poet.
Упражнение 3. Просклоняйте следующие существительные по смешанному типу склонения:
Der Funke, der Wille, der Name
Упражнение 4. Просклоняйте следующие существительные:
Der Hirt, der Fels, die Wohnung, der Gedanke, der Vater, die Kinder (мн.ч.)
Ответы к упражнению 1.
Nom. der Hund das Bild das Heft der Stuhl der Freund
Gen. des Hundes des Bildes des Heftes des Stuhles des Freundes
Dat. dem Hund dem Bild dem Heft dem Stuhl dem Freund
Akk. den Hund das Bild das Heft den Stuhl den Freund
Ответы к упражнению 2.
Nom. der Student der Hase der Narr der Rabe der Poet
Gen. des Studenten des Hasen des Narren des Raben des Poeten
Dat. dem Studenten dem Hasen dem Narren dem Raben dem Poeten
Akk. den Studenten den Hasen den Narren den Raben den Poeten
Ответы к упражнению 3.
Nom. der Funke der Wille der Name
Gen. des Funkens des Willens des Namens
Dat. dem Funken dem Willen dem Namen
Akk. den Funken den Willen den Namen
Ответы к упражнению 4.
Nom. der Hirt der Fels der Gedanke der Vater die Kinder
Gen. des Hirten des Felsen des Gedankens des Vaters der Kinder
Dat. dem Hirten dem Felsen dem Gedanken dem Vater den Kindern
Akk. den Hirten den Felsen den Gedanken den Vater die Kinder
В немецком языке 4 падежа:
- Nominativ (N) – отвечает на вопросы: wer? (кто?) was? (что?)
- Genitiv (G) – wessen? (чей? чья? чье?)
- Dativ (D) — wem? (кому?) wann? (когда?) wo? (где?) wie? (как?)
- Akkusativ (Akk) — wen? was? (кого? что?) wohin? (куда?)
Напомним, что в именительном падеже артикли существительных выглядят так:
определённый артикль | неопределённый артикль | |
мужской род (ед.ч.) | der Mann (мужчина) | ein Mann |
женский род (ед.ч.) | die Frau (женщина) | eine Frau |
средний род (ед.ч.) | das Kind (ребёнок) | ein Kind |
множественное число | die Kinder (дети) | — (нулевой артикль) Kinder |
Например:
Der Junge geht in die Schule — Мальчик идёт в школу.
Кто? — Мальчик. «Мальчик» здесь в именительном падеже. Обычно подлежащее всегда стоит в именительном падеже.
В винительном падеже (Akkusativ) изменяются только артикли в мужском роде, всё остальное остаётся прежним:
определённый артикль | неопределённый артикль | |
мужской род (ед.ч.) | den Mann | einen Mann |
женский род (ед.ч.) | die Frau | eine Frau |
средний род (ед.ч.) | das Kind | ein Kind |
множественное число | die Kinder | — (нулевой артикль) Kinder |
Например:
Ich sehe den Vater — Я вижу отца. Кого? — Отца.
«Отец» стоит в винительном падеже, именно поэтому артикль DEN. Ведь DER (der Vater) превращается в Akkusativ в DEN.
Er geht in die Schule — Он идёт в школу.
Куда? — В школу. Поэтому школа стоит в винительном падеже. DIE (die Schule) остаётся в Akkusativ DIE. Поэтому in die Schule.
Некоторые предлоги всегда употребляются с Akkusativ.
Например, предлог für:
Ich kaufe das Buch für den Vater — Я покупаю книгу для отца (отцу).
В дательном падеже (Dativ) уже всё по-другому, при этом артикли в мужском и среднем роде совпадают (dem/einem). К существительным в форме дательного падежа множественного числа прибавляется окончание –n, если форма множественного числа сама по себе не оканчивается на -n или на-s:
определённый артикль | неопределённый артикль | |
мужской род (ед.ч.) | dem Mann | einem Mann |
женский род (ед.ч.) | der Frau | einer Frau |
средний род (ед.ч.) | dem Kind | einem Kind |
множественное число | den Kindern | — (нулевой артикль) Kindern |
Например:
Ich gebe dem Vater das Buch — Я даю отцу книгу.
Кому? — Отцу. «Отец» в дательном падеже. Поэтому артикль DER (der Vater) поменялся на DEM. Кстати, das Buch в этом предложении стоит в Akkusativ, так как мы задаём вопрос что? — книгу.
Er ist in der Schule — Он в школе.
Где? — В школе. Поэтому школа стоит в дательном падеже. DIE (die Schule) превращается в Dativ в DER. Поэтому in der Schule.
В родительном падеже (Genitiv) артикли мужского и среднего рода тоже совпадают (des/eines), а к самим существительным мужского и среднего рода прибавляется окончание -(e)s .Артикль женского рода в родительном падеже такой же, как и в дательном (der/einer). Форму der имеет и определённый артикль множественного числа:
определённый артикль | неопределённый артикль | |
мужской род (ед.ч.) | des Mannes | eines Mannes |
женский род (ед.ч.) | der Frau | einer Frau |
средний род (ед.ч.) | des Kindes | eines Kindes |
множественное число | der Kinder | — (нулевой артикль) Kinder |
Например:
Das ist das Buch des Vaters — Это книга отца.
Чья? — Отца. Поэтому — Genitiv. DER становится в Genitiv DES + к слову добавляется окончание -s. Не забывайте об этом.
В настоящее время Dativ усиленно вытесняет Genitiv из немецкого языка, Genitiv можно теперь услышать только в академической речи или же найти его в книгах. Поэтому этот падеж нужно учить в последнюю очередь.
Очень важно в первую очередь выучить Akkusativ и Dativ. Для упрощения понимания различий между падежами Dativ и Akkusativ достаточно запомнить следующее правило:
Для упрощения понимания различий между падежами Dativ и Akkusativ достаточно запомнить следующее правило:
- Dativ обозначает пассивное состояние предмета или лица (кому? чему? откуда? где?)
- Akkusativ обозначает активное состояние предмета или лица (кого? что? куда?).
Падежи в немецком языке
Итак, мы с Вами разобрали случаи употребления всех четырёх падежей немецкого языка. Надеемся, это поможет Вам ориентироваться в падежной системе немецкого языка и при изучении новых глаголов и предлогов легко запоминать их управление. Желаем Вам удачи!