Как правильно написать заниматься или заниматся

занима́ться

Ассоциации к слову «заниматься»

уроки, дело, занятие, спорт, делать

Синонимы к слову «заниматься»

практиковаться, практиковать, упражняться, обучаться, обучать

Предложения со словом «заниматься»

  • Хотя они занимались любовью меньше часа назад.
  • Если уж мальчику до смерти хочется заниматься этим делом, пусть учится на фотографа.
  • Совсем другое дело, если ваш ребёнок в возрасте 8 — 10 лет, желательно не позже, идёт серьёзно заниматься спортом под названием «большой теннис».

Цитаты из русской классики со словом «заниматься»

  • А у меня пристрастие вот к тому, чем заняться я с вами пробую, и я на свое пристрастие не то что не разоряюсь, а даже и вовсе не трачу никаких денег, только что рада им заниматься и без дохода от него себе.

Чернышевский Н. Г., Что делать?, 1863

  • Первые годы он не занимался журналом; его по-прежнему, как и при Ф.Б. Миллере, вел И.А. Вашков, а с 1883 года им занялся сам А.В. Насонов.

Гиляровский В. А., Москва газетная, 1935

  • Ему меня рекомендовали: так и так, дескать, занимается делами, любитель, – ну и так далее, и так далее…

Достоевский Ф. М., Униженные и оскорблённые, 1861

Сочетаемость слова «заниматься»

человек занимается, занималось утро, день занимался, заняться делом, заниматься своими делами, заняться работой.

Значение слова «заниматься»

  • ЗАНИМА́ТЬСЯ1, -а́ется; несов. Страд. к занимать1.
  • ЗАНИМА́ТЬСЯ2, -а́юсь, -а́ешься; несов. 1. чем. Выполнять какую-л. работу, делать что-л.
  • ЗАНИМА́ТЬСЯ3, -а́ется. Несов. к заняться2. (Малый академический словарь, МАС)

Заняться: морфологические и синтаксические свойства

будущ. прош. повелит.
Я займу́сь заня́лся́заняла́сь  —
Ты займёшься заня́лся́заняла́сь займи́сь
ОнОнаОно займётся заня́лся́заняла́сьзаняло́сь  —
Мы займёмся заняли́сь займёмся займёмтесь
Вы займётесь заняли́сь займи́тесь
Они займу́тся заняли́сь  —
Пр. действ. прош. заня́вшийся
Деепр. прош. заня́вшись

за-ня́-ться

Глагол, совершенный вид, непереходный, возвратный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 14b/b^. Соответствующий глагол несовершенного вида — заниматься.

Корень: -заня-; глагольное окончание: -ть; постфикс: -ся.

Семантические свойства

Значение

  • чем. начать что-то делать, приступить к чему-то ◆ На это садовник ответил, что пришёл узнать, чем ему заняться на следующей неделе. В. Н. Комаров, «Тайны пространства и времени», 1995–2000 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. )
  • кем-чем. направить своё внимание на кого-либо, что-либо; проявить интерес к кому-либо, чему-либо ◆ Не знаю, анализировал ли ты себя, следил ли за странным переворотом, который совершился в тебе, или тебе было лень заняться собою и ты к себе охладел, как и к другим? М. В. Авдеев, «Тамарин», 1851 г. (цитата из Национального корпуса русского языка)
  • с кем-чем. разг. помочь кому-либо в учёбе, освоении чего-то ◆ Отсутствует пример употребления.
  • страд. к занять ◆ Отсутствует пример употребления.

Родственные слова

  • существительные: занятие, занятость, занимательность
  • прилагательные: занятой, занятный, занимательный
  • глаголы: заниматься, занять, занимать; внимать, внять, вынуть, вынимать
  • наречия: занятно, занимательно, занято

Правило

Мягкий знак в конце

в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от  правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ  -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ  -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь  — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).

Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Ссылка на основную публикацию