Правило
Мягкий знак в конце
Начнем с мягкого знака:
в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.
Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь
Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.
Шаг 1. Определяем, куда падает ударение
Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.
- Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
- Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.
Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).
После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.
Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов
Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.
Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:
стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.
Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:
носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ
Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):
хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ
бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ
чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ
есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят
дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут
Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…
Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно
Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».
Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.
К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.
К глаголам второго спряжения относятся:
- все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
- 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
- 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.
Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).
Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.
стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.
Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.
разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.
Вариант 1. Выберите приоритеты
Каковы ваши истинные стремления в данный промежуток времени? Не так-то просто это понять. Способов для «разборок с собой» существует немало. Мы предлагаем простой экспресс-тест, который поможет определиться, что для вас сейчас в приоритете и чему следует уделить время.
Поставьте таймер на 10-15 минут и, не задумываясь, письменно ответьте на следующие вопросы:
Чего вы хотите и (или) к чему стремитесь? Почему это для вас важно? Не выдавливайте из себя какие-то глобальные цели, задачи, если их нет. Пишите, как есть
Например, «сейчас ничего не хочется, я стремлюсь к покою, потому что устала».
Как можно этого достичь? Здесь следует прописать три самых простых конкретных шага, которые позволят удовлетворить ваше стремление. В случае с нашим примером подумайте, что может принести вам покой? Возможно это массаж, поездка на природу, один день наедине с собой, книгой или интересным сериалом.
Что вам может помешать реализовать задуманное? Выпишите, как вы будете с этим справляться. Отдадите ребенка на попечение бабушки, выключите на некоторое время телефон, возьмете отгул на работе.
Что произойдет, когда ваша цель будет достигнута? Определитесь как минимум с тремя измеримыми критериями. В случае с отдыхом, например, вы сможете избавиться от мешков под глазами и улучшить цвет лица, доделать какое-то важное дело, на которое ранее не хватало сил, сможете активнее проводить время с ребенком.
Этот мини-тест может стать своеобразным компасом, который поможет вам определять вектор вашей жизни в конкретный временной период. В какой-то момент важным для вас будет отдых, а чуть позже на первый план выйдет хобби, работа, эмоциональное состояние… Таким образом вы всегда будете инвестировать в свою жизнь с пользой и получать результат.
Еще по теме «Как уделить себе время»:
А ваапщэ-то самое время
Заняться собой : с чего начать, если вы хотите жить своей жизнью. » Займись собой !» — советуют подруги и психологи, если женщина Пришла весна, зазвенели капели, начали таять сугробы — наступило время поговорить о весне. Слева нас ждут загадки о весне в конвертике в…
Как жить после 45 плюс
Как научится заниматься собой ? В сём обрести покой? потерла Забейте на работу. Пока. А прямо сейчас начните листать туристические журналы, отзывы- ищите те картинки, в которых хотите оказаться. Посмотрите другие обсуждения на тему «Как научиться заниматься собой »
про время (трындельное)
, про время (трындельное). Навеяно, как водится :). 1. Ну почему времени всегда не хватает на всё, на что оно нужно
Им всем нужно уделять внимание, иначе процесс встаёт. Но одновременно не получается
Усыновление не на пользу пошло))
Дело в том, что у меня нет времени, поддержки нет, сама вожу в школу, еду на работу 1 час, потом с работы 1 час, забираю дочь из продленки, ужин, душ, чтение книг и спать
Сейчас в отпуске, уделяю внимание немного себе. Я не одна такая )) 14.03.2019 20:10:24, Автор темы
ВОЗЛЮБИ (ближнего своего как) СЕБЯ САМОГО
а смысл в чем — в нездорового вкладываться на 99% ( времени и денег), задвинув здорового? Если это не о срочной операции и т.п. И если не в коня корм и толку все равно мало? Без ног бегуном не станет, без способностей — академиком.
Жить не на что, как жить?
Всё было терпимо, хотя денег всегда не хватало. С мужчинами не получалось, хотя попытки вы почему такие злые, человек же сказал, что она считает себя забитой и социофобной, она ждет Нужно менять в корне принципы в жизни. Если всю жизнь прожила с потребительским…
если нет времени на детей
Любить, целовать, разговаривать, «проводить время с пользой» — т.е. можно обсуждать какие-то жизненные вопросы в машине/магазине и т.д. Если можно Может быть, младшему ребенку Вы в его 10 лет сможете уделять больше времени. Правда, его 4 уже пройдут, как и 10 старшего.
Проблемка
Есть время на себя по вечерам ? 01.06.2013 23:07:50, La Tour Eiffel. Ну ребенка требует гулять, если не идем крику полон дом. Знаю, что надо отвлечься, но только до того времени как я могу себе уделить время я сметаю все, что не приколочено.
Как начать делать дела регулярно и перестать распыляться?
Я пыталась строить себе режим дня, писала, сколько какое действие занимает по времени и что я хочу сделать вообще. Как перестать откладывать дела на потом. Пусть сходит, если ему интересны какие-то предметы. только лучше не распыляться ( начиная с муниципального тура).
Про работу и приоритеты)
Я тоже в нормальном понимании не особая карьеристка, хотя и повышение в должности и зарплаты всегда очень приятно и вроде и не так маловажно. Но люблю и порядок дома, и чтобы всё готово и чтобы ребёнку вроде как уделить время
Конечно тяжеловато уделить лишний…
мотивации заняться собой
мотивации заняться собой. Серьезный вопрос. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом.
Чем заняться, чтобы отвлечься
Чем заняться, чтобы отвлечься. — посиделки. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. Надо не дать себе расслабиться и жалеть себя и надоедать другим. Вот только ума не приложу во что погрузиться!
Кому больше уделять внимания?
Кому больше уделять внимания? У меня скоро, с Б-жей помощью, будет воторой ребенок. Старшему будет тогда 2.5 года. Сейчас все больше и больше говорят о том, чтобы мама «не разлучалась» с грудничком и даже таскала его все время на себе.
заняться I
Морфологические и синтаксические свойства
будущ. | прош. | повелит. | |
---|---|---|---|
Я | займу́сь | заня́лся́заняла́сь | — |
Ты | займёшься | заня́лся́заняла́сь | займи́сь |
ОнОнаОно | займётся | заня́лся́заняла́сьзаняло́сь | — |
Мы | займёмся | заняли́сь | займёмся займёмтесь |
Вы | займётесь | заняли́сь | займи́тесь |
Они | займу́тся | заняли́сь | — |
Пр. действ. прош. | заня́вшийся | ||
Деепр. прош. | заня́вшись |
за-ня́-ться
Глагол, совершенный вид, непереходный, возвратный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 14b/b^. Соответствующий глагол несовершенного вида — заниматься.
Корень: -заня-; глагольное окончание: -ть; постфикс: -ся [].
Семантические свойства
Значение
чем. начать что-то делать, приступить к чему-то ◆ На это садовник ответил, что пришёл узнать, чем ему заняться на следующей неделе. В. Н. Комаров, «Тайны пространства и времени», 1995–2000 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. )
кем-чем
направить своё внимание на кого-либо, что-либо; проявить интерес к кому-либо, чему-либо ◆ Не знаю, анализировал ли ты себя, следил ли за странным переворотом, который совершился в тебе, или тебе было лень заняться собою и ты к себе охладел, как и к другим? М. В. Авдеев, «Тамарин», 1851 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см
)
с кем-чем. разг. помочь кому-либо в учёбе, освоении чего-то ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
страд. к занять ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Гипонимы
Родственные слова
Ближайшее родство | |
|
приступить | |