Расставляем акценты в резюме
Резюме — это первое знакомство работодателя с кандидатом. Если опыта работы по новой специальности пока нет, резюме нужно отредактировать. В первую очередь изменить заголовок: со старой профессии на новую.
Образование
Перечислите все пройденные тренинги и курсы повышения квалификации, которые имеют отношение к будущей работе. Если профильное образование у соискателя — филологическое, но параллельно с учебой в университете он посещал курсы дизайна, это станет аргументом в его пользу.
Тем не менее про первое образование тоже нужно упомянуть, особенно если специальность достаточно общая: социология, менеджмент, история. Высшее образование часто является одним из фильтров при отборе кандидата. Если образований несколько, они узкоспециализированные — например, медицинские, а кандидат хочет уйти из этой индустрии, — то можно их не указывать.
Опыт работы
Обязательно расскажите про свой опыт, даже если он не имеет отношения к новой работе
Уделите внимание тем аспектам, которые пригодятся в новой сфере: кандидат, который много лет проработал разработчиком, может претендовать на должность менеджера по продажам в ИТ-компанию.. Опыт — это не всегда работа за деньги
Добавьте в резюме участие в волонтерских проектах, практику и стажировку.
Опыт — это не всегда работа за деньги. Добавьте в резюме участие в волонтерских проектах, практику и стажировку.
Карьерный рост
Представьте кандидата, который еще студентом начал работать в магазине одежды и до окончания университета стал региональным директором по продажам. Скорее всего, у такого сотрудника большой потенциал для развития даже в новой для него профессиональной области.
Поэтому в резюме важно представить свой рост внутри компании. Каждую роль не обязательно записывать в отдельный раздел: их можно перечислить под обязанностями и результатами на последней занимаемой должности
Составлять подробный рассказ не нужно, лучше сделать это в формате коротких тезисов — это более подходящий вариант для резюме.
Навыки и личные качества
Если соискатель все «схватывает на лету» и «быстро обучается», про это обязательно нужно рассказать. Лучше всего с доказательствами: «являлся членом студенческого совета и организовывал праздничные мероприятия», «получил благодарность от декана факультета за…», «стал лучшим сотрудником филиала по итогам полугодия» и так далее.
Сопоставьте требования вакансии со своими знаниями и компетенциями. Выделите именно те из них, которые пригодятся на новой должности. Добавьте их в пункты «Ключевые навыки» и «Обо мне».
Мотивация
Обратите внимание на финальную фразу в резюме или сопроводительном письме. Именно она в конечном итоге показывает наличие у кандидата интереса к новой сфере
Например, можно написать так: «Нацелен на личное и профессиональное развитие в сфере ИТ, в ближайшее время планирую пройти обучающие курсы/тренинги или получить дополнительное высшее образование по теме».
Прикрепляем портфолио
Опыт и навыки работы в некоторых случаях можно оценить и без собеседования, основываясь на портфолио. По нему работодатель составит представление о профессиональности дизайнеров (web, графических, ландшафта, интерьера, одежды), авторов (контент, рерайт, копирайт) фото- и видеооператоров. Человек, знакомый с компьютерной версткой и имеющий опыт в создании сайтов, может начать заниматься полиграфией. Или журналист с большим стажем всегда имеет шансы переквалифицироваться в специалиста по связям с общественностью или пресс-секретаря.
Большинство работодателей обращает внимание и на общие знания и базовые навыки: коммуникативные, презентационные, аналитические способности кандидата — вне зависимости от того, есть у него опыт или нет.
Правило
Мягкий знак в конце
Начнем с мягкого знака:
в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.
Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь
Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.
Шаг 1. Определяем, куда падает ударение
Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.
- Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
- Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.
Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).
После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.
Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов
Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.
Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:
стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.
Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:
носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ
Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):
хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ
бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ
чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ
есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят
дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут
Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…
Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно
Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».
Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.
К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.
К глаголам второго спряжения относятся:
- все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
- 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
- 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.
Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).
Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.
стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.
Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.
разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.