Разбор сказки «Три калача и одна баранка»
Прочитаем все части текста и определим, где начало, где конец.
Три калача и одна баранка.
1. Он купил калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил другой калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт.
2. Одному мужику захотелось есть.
3. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал: «Экой я дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей. Мне бы надо сначала съесть одну баранку».
Три калача и одна баранка.
Вступление. Одному мужику захотелось есть.
Основная часть. Он купил калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил другой калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт.
Заключение. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал: «Экой я дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей. Мне бы надо сначала съесть одну баранку».
Если в предыдущей сказке мужик был очень умён, то в сказке «Три калача и одна баранка» мужик глуп. Напрасно он ругает себя. Наелся мужик одной баранкой лишь потому, что до этого съел три калача.
Калач – пшеничный хлеб, по форме напоминающий замок с дужкой (см. Рис. 1).
Рис. 1. Калач (Источник)
Баранка – булочное изделие в виде кольца (см. Рис. 2).
Рис. 2. Баранка (Источник)
Пример текста повествования
Простым примером повествования может стать следующий микротекст:
Шли мы уже давно. Картина вокруг нас постоянно менялась. Давно пора было остановиться и тщательно оглядеться. Так и сделали.
Сразу стало очень тихо: перестали шаркать по тропе ноги, дыхание стало бесшумным, больше не хватали за одежду ветки, не отламывались сучки, задетые телом. И тут мы поняли, что не слышим не только себя, но и тех, кто шёл впереди. Снова тронулись в путь.
Текст написан в прошедшем времени. Часть употребленных в нем глаголов несовершенного вида: шли, сделали, стало, перестали, поняли.
Однако для передачи постоянно повторяющихся действий автор применяет несовершенный вид: менялась, хватали, отламывались, шел, тронулись.
В этом отрывке действия показаны друг за другом и последующие события обусловлены предыдущими, следовательно, тип этого текста — повествование.
Что общего в начале и концовке многих народных сказок
Начало и концовка многих народных сказок частично или полностью совпадают.
Прочитаем начало и конец русских народных сказок «Иван – царевич и серый волк», «Марья Моревна», «Финист – ясный сокол».
НАЧАЛО
«Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном». («Иван – царевич и серый волк»)
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич; у него было три сестры: одна Марья-царевна, другая Ольга-царевна, третья Анна-царевна. («Марья Моревна»)
Жил да был крестьянин. Умерла у него жена, осталось три дочки.
(«Финист – ясный сокол»)
Сказки обычно начинаются словами: жил да был, в некотором царстве, в некотором государстве, было три сына или три дочки, три сестры.
КОНЦОВКА
«И стали они жить-поживать да добра наживать. Поехали в своё государство, пир собрали, в трубы затрубили, в пушки запалили, и пир был такой, что и теперь помнят».(«Финист –ясный сокол»)
«Погостили они, попировали и поехали в своё царство. Приехали и стали себе жить-поживать, добра наживать да медок попивать». («Марья Моревна»)
«Погоревал царь Берендей да скоро утешился. А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать». («Иван – царевич и серый волк»)
Заканчиваются сказки словами: и стали они жить-поживать да добра наживать.
Описание
Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков.
Цель описания в художественном тексте – передать впечатления о событии, предмете, явлении, человеке, создать общий образ с помощью акцента на деталях. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.
Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается на самых ярких деталях.
- Научное описание: Яблоня ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 см. Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.
- Художественное описание: Липовые яблоки были крупные. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда.
В текстах научного или делового характера при помощи описания указывают назначение того или иного объекта, способы, сфера, особенности функционирования, принадлежность к определенной категории, виду, классу.
Структура развернутых текстов-описаний:
- предмет – портрет героя, пейзаж, интерьер, объект исследования, ситуация;
- детализация – характеристика отдельных деталей, складывающихся в общую картину;
- общее представление, целостная картина.
Общим представлением описываемого объекта текст может начинаться или заканчиваться. Портретные, интерьерные описания обычно статичны: переходя от одной детали к другой, автор дополняет общую картину. Пейзажные описания могут быть динамичными, когда отдельные объекты общей картины появляются в поле зрения и описываются по ходу движения.
Примеры текста — описания
- Портрет. В эту минуту хозяин вошел с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю; мужик слез с полатей. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.
- Пейзаж. Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею.
- Интерьер. Комнаты домика, в котором жили наши старички, были маленькие, низенькие, какие обыкновенно встречаются у старосветских людей. В каждой комнате была огромная печь, занимавшая почти третью часть ее. Комнатки эти были ужасно теплы, потому что и Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна очень любили теплоту.
В художественных текстах характеристика деталей предполагает использование изобразительных средств:
- лексических:
- эпитет (образное определение) — золотая листва, тяжелое впечатление;
- метафора (неявное сравнение) — ангельское личико, безмолвные улицы;
- гипербола, литота, сравнение и другие тропы — напуганный до смерти, тише воды ниже травы, словно испуганная птица;
- просторечная, экспрессивная лексика и другие: холуйский взгляд, белобрысая челка;
- синтаксических:
-
ряды однородных членов предложения — смутился, спрятал дрожащие натруженные руки, отвел глаза и тяжело вздохнул;
-
прямой или обратный порядок слов — высокий прямостоячий ствол, взгляд наглый, бесстыжий;
-
составные именные сказуемые — руки у него были сильные, походка уверенная, взгляд в упор;
-
- морфологических (вневременное использование глаголов в настоящем, прошедшем времени) – Давно это было, но помню отчетливо. День стоит теплый, ласковый, листья еле шевелятся, птицы замолкли от жары.
Роль повествования в тексте
Удельный вес повествования в текстах различен. Но чаще всего повествование чередуется с описанием в композиционных целях. Например, у Пушкина, писателя с ярко выраженной склонностью к повествовательности, даже описание интерьера содержит повествовательные черты: «Герман вошел в спальню. Перед кивотом, наполненным старинными образами, теплилась золотая лампадка» (А.С.Пушкин «Пиковая Дама»)
У Тургенева тоже часто можно встретить соединение повествование и описания, хотя описательные фрагменты в его прозе по сравнению с прозой Пушкина более обширны и легко вычленимы в тексте: «Вот вы отыскиваете себе место где-нибудь подле опушки, оглядываетесь, осматриваете пистон, перемигиваетесь с товарищем. Четверть часа прошло. Солнце село… В лесу все темней и темней. Деревья сливаются в большие чернеющие массы» И.С.Тургенев «Ермолай и мельничиха».
Вывод прост: несмотря на то, что все тексты можно разделить на разные речевые действия, трудно обнаружить стерильно чистые формы описания или повествования. Писатель делает акцент на различных гранях действительности, используя вперемешку повествование с описанием, и в результате они создают у читателя нужное автору разнообразие восприятия.
В статье использованы материалы работы: А.В. Валл, В.И. Конько, О.В.Неупокоева «Функциональные типы речи»
Повествование — это…
Грамматически это слово представляет собой существительное, образованное от глагола «повествовать», значит, основной смысл понятия заключается в рассказывании, передаче некой истории.
Лингвисты выделяют следующие особенности повествовательных текстов:
- внутренняя динамика;
- описываемые события развиваются чаще всего в хронологическом порядке;
- действия логически связаны и объединены пространственно-временной принадлежностью.
Также повествование бывает информативным и изобразительным.
- Информативное — не просто рассказывает о событии, но и включает в себя полезные познавательные факты.
- Изобразительное освещает последовательную смену сцену, иллюстрирующих действие или происшествие.
Примеры повествовательных предложений
Жил старик со своею старухой у самого синего моря. (А. Пyшкин)
Я ехал на перекладных из Тифлиса. (М. Лермонтов)
Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел; был сильный мороз. (Н. Некрасов)
Море — смеялось. (М. Горький)
…Вспоминается мне ранняя погожая осень. (И. Бунин)
Темный человек с горящим факелом бежал по улице в скучную ночь поздней осени. (А.П. Платонов)
Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. (М.А. Булгаков)
Мелеховский двор — на самом краю хутора. (М. Шолохов)
Дивизия, наступая, углубилась в бескрайние леса, и они поглотили ее. (Э. Казакевич)
Что такое повествование
Так же, как описание и рассуждение, повествование является одним из основных типов речи. Все они выполняют функционально-смысловые задачи.
Но если для описания характерно статичное изображение действительности, а в рассуждении делается упор на аргументацию и доказательства, то такой тип речи, как повествование, подразумевает динамичное изложение событий.
Этот тип речи характерен в первую очередь для художественных текстов, в сюжете которых событийный ряд представлен в хронологической последовательности.
Поступки героев, обстоятельства или какие-либо явления случаются не одновременно, а сменяют друг друга или приобретают иные свойства.
Проще всего это объяснить на примере фото или видео. Повествование, то есть развитие события, действия или состояния, невозможно изобразить на одном кадре — их всегда понадобится несколько.
Обычно повествование как тип устной и письменной речи предполагает наличие места и времени действия, а также лица, его производящего.
Такой текст может как изобиловать изобразительными средствами, наглядно представляющими идущие друг за другом образы, так и несущим много фактической информации.
Поэтому повествование используется во многих жанрах:
- литературных (рассказах, повестях, романах);
- публицистических (репортажах, статьях, очерках, фельетонах);
- научных (сообщениях, исторических экскурсах, статьях в СМИ);
- деловых (инструкциях, протоколах, отчетах).
Восклицательное и невосклицательное повествовательное предложение
Помимо цели высказывания, у предложения есть эмоциональная окраска: по ней предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.
Восклицательным может быть любое предложение: и повествовательное, и вопросительное, и побудительное. Главное, чтобы в нем была выражена сильная эмоция: радость, злость, восторг, возмущение и т.п.
Например: Как чудесно сегодня светит солнце! Мне очень больно! Мы едем домой!
Такие предложения произносятся высоким тоном, напряженно. На письме эта интонация обозначается восклицательным знаком.
Примеры восклицательных повествовательных предложений:
-
И грянул бой, Полтавский бой! (А. Пушкин)
-
Славное место эта долина! (М. Лермонтов)
-
Редкая птица долетит до середины Днепра! (Н. Гоголь)
-
Эх, яичница! (А. Твардовский)
-
И каких только не бывает чудес на свете! (Э. Казакевич)
Пример текста повествования
Чтобы вам стало понятнее, как выглядит повествование, приведём текст в пример:
Как видно из примера, в тексте последовательно описываются этапы поездки. В завязке говорится о выборе маршрута. Развитие действия включает рассказ о сборах, прибытии на вокзал, о том, как семья расположилась в вагоне.
Историю дополняют краткие сведения о Вологде, что позволяет назвать этот тип текста информативным повествованием.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
* Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Подборки по теме
- Вопросы и ответы
- Использую для заработка
- Полезные онлайн-сервисы
- Описание полезных программ
Использую для заработка
Композиция повествования
Как и любое художественное произведение, повествовательный текст строится на композиционной основе, состоящей из следующих частей:
- зачина (экспозиции, знакомящей с обстоятельствами возникновения конфликта);
- основной части, куда входят развитие действия и кульминация;
- концовки (развязки события).
При дискретной композиции отдельные части повествования могут пропускаться. Например, текст может начинаться сразу с завязки, минуя экспозицию.
Происходящее может подаваться как в прямой, так и в обратной последовательности. Во втором случае сначала идет развязка действия, а потом показано развитие сюжета и читатель узнает, как было дело.
Как строится текст
Любая история с чего-то начинается и чем-нибудь заканчивается.
Прочитаем начало и конец сказки «Как мужик гусей делил».
НАЧАЛО
У одного бедного мужика не стало хлеба. Вот он и задумал попросить хлеба у барина.
….
КОНЦОВКА
Барин посмеялся, дал мужику хлеба и денег.
Из начала сказки мы узнали, что бедный мужик решил просить денег и хлеба у барина, а в конце узнаём, что это ему удалось. Хочется узнать, как он этого добился и почему барин посмеялся? Пропущена в тексте основная часть.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Чтобы было с чем идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понес. Барин принял гуся и говорит мужику: «Спасибо, мужик, тебе за гуся, только не знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня жена, два сына и две дочери. Как бы нам разделить гуся без обиды?»
Мужик говорит: «Я разделю». Взял ножик, отрезал голову и говорит барину: «Ты всему голова, тебе голову». Потом отрезал задок, подает барыне: «Тебе дома сидеть, за домом смотреть, тебе задок». Потом отрезал лапки и подает сыновьям: «Вам ножки — топтать отцовские дорожки». А дочерям дам крылья: «Вы скоро из дому улетите, вот вам по крылышку. А остаточки себе возьму!»
И взял всего гуся.
В каждом тексте есть начало – оно подготавливает читателя к чтению основной части текста, в которой сообщается самое главное.
Последняя часть текста, концовка, показывает: текст завершён, автор сказал всё, что хотел.
В основной части текста выражена главная мысль: смекалка и находчивость помогли мужику в трудной ситуации.
Как составить повествовательное предложение?
Чтобы предложение было повествовательным, оно должно о чем-то рассказывать, но не содержать вопроса или побуждения.
Придумайте, о чем сказатьОсновную суть предложения передает грамматическая основа — подлежащее и/или сказуемое. Кто и что сделал/делает/будет делать? Что говорится о предмете?
Например, мы составим предложение о девочке, которая куда-то идет. Так и напишем:
Девочка идет.
Это простое нераспространенное повествовательное предложение — в нем есть только подлежащее и сказуемое. На этом при желании можно и закончить.
Можно сделать предложение распространеннымДля этого добавим один или несколько второстепенных членов:
Десятилетняя девочка идет в парк с собакой.
Теперь это распространенное предложение: помимо подлежащего и сказуемого в нем есть определение (девочка какая? десятилетняя), обстоятельство (идет куда? в парк) и дополнение (идет с кем? с собакой).
Можно придумать другие вариантыВыше приведены самые простые примеры. Повествовательные предложения могут быть не только двусоставными, но и односоставными (назывными, безличными, определенно-личными, неопределенно-личными), могут быть не только простыми, но и сложными (сложносочиненными, сложноподчиненными, бессоюзными).
Также, как уже говорилось, они могут быть распространенными и нераспространенными, восклицательными и невосклицательными.
Для примера — вот каким повествовательным предложением начинаются «Мертвые души» Н.В. Гоголя:
В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки: отставные подполковники, штабс-капитаны, помещики, имеющие около сотни душ крестьян, — словом, все те, которых называют господами средней руки.
Типы речи в тексте
Речь – это система общения, позволяющая людям обмениваться информацией. Текст – это речь, зафиксированная на каком-либо носителе. О чем бы ни шла речь в тексте, назначение ее сводится к трем целям, функциям (функциональные типы):
- Передача информации о развитии событий (когда где что и как произошло, происходит, произойдет).
- Передача информации о характеристике явлений, объектов, людей (какой объект, как выглядит, в чем его особенности, отличия от других, оценка).
- Передача информации с размышлениями о тех или иных событиях, явлениях (почему произошло так или иначе, могло ли быть по-другому, при каких условиях).
Цель текста определяет его содержание, смысл, предъявляет особые требования к структуре, отбору языковых средств. Сочетание этих факторов – функции, смысла, структуры – сформировало три функционально-смысловых типа речи:
- Описание
- Повествование
- Рассуждение
Что такое описание?
С помощью описания подробно рассматривается предмет речи (человек, животное, объект действительности), указываются как существенные, так и несущественные признаки и качества. Окружающий мир в описании чаще изображается статично, без динамики во времени.
В тексте, содержащем описание, дается ответ на основной вопрос: каков предмет? каков человек?
Основная цель описания — это характеристика предмета. Рассказчик дает не только подробное описание объекта, но и его характеристику, оценку, воссоздает определенную картину, что делает речь образной и яркой. В описании раскрываются, перечисляются характерные признаки предмета речи вне временных границ.
Определение
Описание как тип речи — это сообщение об одновременных признаках предмета.
Разновидности текста с описанием
- описание внешности человека (портрет);
- описание состояния человека;
- описание характера человека;
- описание окружающей среды (природы);
- описание места (города, села, местности);
- описание предмета и пр.
Композиция описания
Описание имеет следующую композиционную структуру:
- общее впечатление от предмета речи;
- признаки предмета речи;
- авторская оценка описываемого.
Особенности языкового оформления описания
В описании автор использует следующие языковые средства:
- преобладают имена существительные и прилагательные;
- глаголы в форме настоящего времени несовершенного вида;
- составные именные сказуемые;
- обстоятельства места.
Пример текста
Какой дом удивительный! Комнаты большие, столы-стулья тоже большие, деревянные и как будто в кружевах — в дереве узоры вырезаны. Лампы странные, печи как в деревне, только нарядные полоски на них из разноцветных плиток. На стенах висят фотографии и картины. А на второй этаж ведет лесенка, да не простая, а закрученная, как кудрявая прядь (Г. Ветрова).
Закрепление знаний на практике
Прочитаем текст, расположим части текста в нужном порядке. Определим тип текста, тему и главную мысль, озаглавим текст.
Около дома росла маленькая яблонька. Налетел сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Дима принёс колья. Он подвязал яблоньку. Яблонька была спасена (рис. 2).
Рис. 2. Яблонька (Источник)
Это текст-повествование, потому что в нём рассказывается о яблоньке и к тексту можно поставить вопрос что произошло?
Тема текста: яблонька.
Главная мысль: яблонька была спасена.
Озаглавить текст можно так: Спасение яблоньки.
Разделим текст на смысловые законченные части. Определим начало, основную часть и заключение.
Проверим.
Начало: Около дома росла маленькая яблонька.
Основная часть: Налетел сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Дима принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку.
Заключение: Яблонька была спасена.
Каждую часть нужно писать с красной строки.
Прочитаем текст, расположим его части в нужном порядке. Определим тип текста, его тему и главную мысль.
Хорошие у мальчика друзья! Саша заболел. Ему скучно. Но вот к нему пришли Таня и Серёжа. Они весело рассказывали о школьных делах. Саша был рад приходу ребят (рис. 3).
Рис. 3. Мальчик болеет (Источник)
Проверим.
Саша заболел. Ему скучно.
Но вот к нему пришли Таня и Серёжа. Они весело рассказывали о школьных делах. Саша был рад приходу ребят.
Хорошие у мальчика друзья!
Тип текста: текст-повествование, потому что к тексту можно поставить вопрос что произошло?
Тема: Мальчик заболел.
Главная мысль выражена в последнем предложении:
Хорошие у мальчика друзья!
Варианты заголовков:
Сашины друзья. Хорошие друзья.
Прочитаем предложения. Расставим предложения по порядку, назовём части текста.
Встреча с рысью (рис. 4)
Мы вернулись домой. Однажды в воскресенье мы с друзьями отправились в лес на лыжную прогулку. Это были отпечатки лап крупной кошки. Она лежала на толстом суку. Вдруг мой товарищ заметил следы. А вот и сама рысь. Дальше идти было опасно.
Проверим.
Встреча с рысью
Однажды в воскресенье мы с друзьями отправились в лес на лыжную прогулку.
Вдруг мой товарищ заметил следы. Это были отпечатки лап крупной кошки. А вот и сама рысь. Она лежала на толстом суку.
Дальше идти было опасно. Мы вернулись домой.
Рис. 4. Рысь (Источник)
Части текста:
Начало: Однажды в воскресенье мы с друзьями отправились в лес на лыжную прогулку.
Основная часть: Вдруг мой товарищ заметил следы. Это были отпечатки лап крупной кошки. А вот и сама рысь. Она лежала на толстом суку.
Заключение: Дальше идти было опасно. Мы вернулись домой.
Как вы думаете, слова какой части речи чаще всего встречаются в тексте-повествовании? Это глаголы. Без глаголов мы бы не смогли рассказать о том, что произошло. Глаголы являются опорными словами для текста-повествования.
Рассмотрим картинки, составим текст-повествование, используя данные глаголы, озаглавим текст.
пошли, побежал
увидел, фыркнул, растопырил
испугался, убежал
Верный вариант ответа:
Раз ребята пошли в лес. За ними побежал щенок.
Вдруг щенок увидел ежа и залаял. Ёж фыркнул и растопырил иголки.
Щенок испугался и убежал (рис. 5).
Рис. 5. Ежик и щенок (Источник)
Текст можно озаглавить: Щенок и ёж. Встреча.
Заключение
Список литературы
1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс, 2012
3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа, 2013
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru (Источник)
2. Интернет-сайт infourok.ru (Источник)
3. Интернет-сайт rataiko.school139.edusite.ru (Источник)
Домашнее задание
1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Ч2. Выполни упр. 184, 185 С. 135.
2. Прочти текст. Подбери к данному тексту заголовок, составь план текста.
Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как привольно!»
Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак. (К.Ушинский)
3. *Используя полученные на уроке знания, составь текст-повествование по картинке. Озаглавь его, составь план.
Рис. 7.