Периодизация
Нет единого общепринятого мнения о временных рамках этого периода. Периодизация возрастных границ, существующая в обществе система возрастной стратификации, зависит от культуры и меняется со временем. В одной культуре в одно и то же время существуют различные подходы к определению рамок, в которых рассматривается юность.
Так, подростковый возраст обычно считается отдельным от юности, предшествующим ей этапом. Однако некоторые определения включают подростковый возраст как часть юности. Существуют и возрастные периодизации, вводящие между юностью и зрелостью дополнительный этап (молодость, взросление).
Представление о юности, как об отдельной переходной стадии в жизни человека не является общим для всех культур, в некоторых культурах переход от детства к зрелости заключается в коротком «ритуале посвящения».
Средневековое понимание юности, как и других возрастных этапов, больше ориентировалось на социальное положение. Так, холостяк мог считаться «юношей» независимо от возраста. В XVIII веке рост индивидуализма,
индивидуального самоопределения, в противоположность приспособлению к существующим порядкам, способствовал появлению нового, романтического, понимания юности, как эпохи «бури и натиска», «второго рождения». Книгу «Эмиль, или О воспитании» Жан-Жака Руссо (1762), где эти идеи были подробно изложены, называют «открытием» или «изобретением» юности.
Одним из вариантов определения юношеского возраста выступает период от 11 лет до 21 года.
Многие периодизации проводят верхнюю границу юности в районе 22—23 лет.
В границах юности могут выделяться ранняя юность (старший школьный возраст), и поздняя юность, соответствующая периоду жизни после окончания школьного обучения.
Происходящее изменение хронологических границ юности, её удлинение, связано, с одной стороны, с ускорением физического и полового созревания (акселерация), и с другой стороны, с удлинением периода обучения. Новые поколения молодёжи позже, чем в прошлом, начинают самостоятельную жизнь.
Характерные особенности
К концу юношеского периода завершается общее физическое созревание и половое созревание организма, достигается физическая зрелость. Юноши и девушки достигают максимального роста (в среднем к 21 и к 17 годам, соответственно).
В психологическом развитии в этом периоде важную роль играют процессы самосознания и самоопределения, решаются задачи обретения самостоятельности, вступления во взрослую жизнь, профессионального самоопределения. Формируется целеполагание (способность строить жизненные планы), мировоззрение, общественная позиция. При нормальном развитии, в юности достигается социальная зрелость.
В юности уменьшается и преодолевается свойственная предшествующим этапам развития зависимость от взрослых. В отношениях со сверстниками увеличивается значение индивидуальных контактов и привязанностей по сравнению с коллективными формами общения, на фоне расширения круга общения и ощущения групповой принадлежности.
Прилагательные к слову юность
Какой бывает юность? Предлагаем подбор прилагательных на основе литературных произведений и статей.
мужской
сумасшедшей
настоящей
торопливой
всесокрушающей
беспутной
легкомысленной
истраченной
оперившейся
послевоенной
самостоятельной
комсомольской
оппозиционной
ранней
пышной
тугой
сияющей
радостной
безалаберной
вольной
непроглядной
приморской
повторной
образцовой
милой
мальчишеской
неудачной
обычной
бездеятельной
двойной
журналистской
святой
требовательной
доверчивой
неблагоприятной
солдатской
индустриальной
затхлой
непутевой
потерявшей
девонширской
расовой
тоскливой
возрождающейся
непорочной
жадной
возникающей
влюбленной
возвращенной
партизанской
смеющейся
горячей
наполненной
пресловутой
очаровательной
крестьянской
подобной
подчеркнутой
погибшей
пылкой
героической
честной
пустой
быстролетной
Литература
- Юность // Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- Юность // Энциклопедия Кольера. — Открытое общество (рус.). — 2000. — Энциклопедия Кольера
- Юность // Психология развития. Энциклопедический словарь. — М.: ПЕР СЭ, 2006.
- Обозов Н.Н. Возрастная психология: юность и зрелость. — «Облик», 2002.
- Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. — Флинта, МПСИ, Прогресс, 2006. — 352 с. — ISBN 5-89349-860-7, ISBN 5-89502-952-3, ISBN 5-01-004772-1.
- Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность. — Хрестоматия. — Академия, 2003.