Как правильно пишется, ударение в слове «югославский»

После Югославии

организации

Логотип Альянса югославов

Югославы Хорватии есть несколько организаций. «Альянс югославов» ( Savez Jugoslavena ), созданная в 2010 году в Загребе, это объединение с целью объединить югославов Хорватии, независимо от религии, пола , политических или иных взглядов. Ее основной целью является официальное признание югославской нации в каждом югославского государства — преемника: Хорватии, Словении , Сербии, Северной Македонии , Боснии и Герцеговины и Черногории .

Еще про-югославская организацией выступает за признание югославского народа является «Нашей Югославия» ассоциация ( Udruženje «Nasa Jugoslavija» ), который является официально зарегистрированной организацией в Хорватии. Сидение Нашей Югославии в Истрии города Пула , где она была основана 30 июля 2009 года Ассоциация имеет большинство членов в городах Риека , Загреб и Пула. Ее основной целью является стабилизация отношений между югославскими государствами — преемниками. Он также активно участвует в Боснии и Герцеговине, однако, его официальная регистрация в качестве ассоциации была отказана боснийской государственной властью.

, Вероятно , самым известным про-югославский организация в Черногории является «Генеральное консульство СФРЮ» со штаб — квартирой в прибрежном городе Тиват . До переписи населения 2011 года, Марко Перкович, президент этой организации , призванных югославы Черногории свободно заявить о своей югославской идентичности на предстоящей переписи.

Как этноним

В послевоенной социалистической Югославии понятие «югославы» приобрело квазиэтническое значение и стало обозначать возможность альтернативного национального самоопределения жителей страны, независимо от национальности — то есть включая как славянские, так и неславянские этносы, например косовских албанцев, венгров Воеводины, немецкого меньшинства в Словении, далматинских итальянцев и проч. Самоопределению югославов, в частности, способствовала государственная поддержка атеизма, поскольку основные различия между сербами, хорватами и боснийцами лежали именно в религиозной плоскости (православие, католицизм и ислам).

Введение и продвижение этнонима отражало стремление руководства Югославии к большей унификации населения, развитию наднационального самосознания у всех народов, населявших союзное федеративное государство (политика «братства и единства»). Глава югославского государства Иосип Броз Тито писал:

С 1961 года слово «югославы» получило в СФРЮ официальное признание как этноним. Государственный курс на постепенное переосмысление этнической принадлежности находил определённое понимание и поддержку, особенно у потомков от смешанных браков. Если по переписи 1971 года югославами себя определили 273 077 человек (1,3 %), то в 1981 — уже 1 216 463 человека (5,4 %). Таким образом, югославов в Югославии оказалось тогда вдвое больше, чем черногорцев, одной из титульных наций федерации (577 298 чел.). Наибольшая доля их в то время была в Сербии (36 %) и Боснии и Герцеговине (26 %). По данным журнала «Эксперт», в начале 1990-х годов, то есть накануне распада Югославии, до 7 % её населения определяло себя как югославы.

Почтовая марка СССР, посвящённая 90-летию со дня рождения Тито, 1982 год, 6 копеек (ЦФА 5269, Скотт#5019)

См. также: Титоизм

Известные люди

Наиболее известный пример самопровозглашенный югославов является маршал Иосип Броз Тито , который организовал сопротивление против нацистской Германии в Югославии, фактически изгнали фашистскую оккупацию Югославии, соучредителем Движения неприсоединения , и бросил вызов И.В.Сталина советского давления «s по Югославии. Другие люди , которые объявлены как «югославы» включают в себя интеллигенцию, артистов, певцов и спортсменов, таких как:

  • Aleksa Джилас
  • Иван Ergić
  • Горан Брегович
  • Андрей Грубасик
  • Лепа Брена
  • Ивица Osim
  • Бос Копривика
  • Оливер Далик
  • Dževad Prekazi
  • Magnifico
  • Милик Вуказиновик
  • Милан Милизик
  • Đorđe Đogani
  • Бранко Джурич
  • Бранко Милисевик «Kockica»
  • Asok Мурти
  • Экрема Jevrić
  • Joska Броз , внук Иосипа Броз Тито
  • Борис Vukobrat
  • Вуйошевич
  • Йосип Пежаковик
  • Бранимир Стулик
  • Срджа Поповича
  • Игорь Мандич
  • Срджан Драгоевич
  • Богдан Танджевик
  • Miljenko Smoje
  • Лепа Smoje

Литература

  • Allcock, John B.: Explaining Yugoslavia. New York: Columbia University Press, 2000
  • Anne Marie du Preez Bezdrob: Sarajevo Roses: War Memoirs of a Peacekeeper. Oshun, 2002. ISBN 1-77007-031-1
  • Chan, Adrian: Free to Choose: A Teacher’s Resource and Activity Guide to Revolution and Reform in Eastern Europe. Stanford, CA: SPICE, 1991. ED 351 248
  • Cigar, Norman, : Genocide in Bosnia: The Policy of Ethnic-Cleansing. College Station: Texas A&M University Press, 1995
  • Cohen, Lenard J.: Broken Bonds: The Disintegration of Yugoslavia. Boulder, CO: Westview Press, 1993
  • Djilas, Milovan: Land without Justice, introd. and notes by William Jovanovich. New York: Harcourt, Brace and Co., 1958.
  • Dragnich, Alex N.: Serbs and Croats. The Struggle in Yugoslavia. New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1992
  • Fisher, Sharon: Political Change in Post-Communist Slovakia and Croatia: From Nationalist to Europeanist. New York: Palgrave Macmillan, 2006 ISBN 1-4039-7286-9
  • Glenny, Mischa: The Balkans: Nationalism, War and the Great Powers, 1804—1999 (London: Penguin Books Ltd, 2000)
  • Glenny, Mischa: The fall of Yugoslavia: The Third Balkan War, ISBN 0-14-026101-X
  • Gutman, Roy.: A Witness to Genocide. The 1993 Pulitzer Prize-winning Dispatches on the «Ethnic Cleansing» of Bosnia. New York: Macmillan, 1993
  • Hall, Brian: The Impossible Country: A Journey Through the Last Days of Yugoslavia. Penguin Books. New York, 1994
  • Harris, Judy J.: Yugoslavia Today. Southern Social Studies Journal 16 (Fall 1990): 78—101. EJ 430 520
  • Hayden, Robert M.: Blueprints for a House Divided: The Constitutional Logic of the Yugoslav Conflicts. Ann Arbor: University of Michigan Press, 2000
  • Hoare, Marko A., A History of Bosnia: From the Middle Ages to the Present Day. London: Saqi, 2007
  • Hornyak, Arpad. Hungarian-Yugoslav Diplomatic Relations, 1918—1927 (East European Monographs, distributed by Columbia University Press; 2013) 426 pages
  • Jelavich, Barbara: History of the Balkans: Eighteenth and Nineteenth Centuries, Volume 1. New York: American Council of Learned Societies, 1983 ED 236 093
  • Jelavich, Barbara: History of the Balkans: Twentieth Century, Volume 2. New York: American Council of Learned Societies, 1983. ED 236 094
  • Kohlmann, Evan F.: Al-Qaida’s Jihad in Europe: The Afghan-Bosnian Network Berg, New York 2004, ISBN 1-85973-802-8; ISBN 1-85973-807-9
  • Lampe, John R: Yugoslavia As History: Twice There Was a Country Great Britain, Cambridge, 1996, ISBN 0-521-46705-5
  • Malesevic, Sinisa: Ideology, Legitimacy and the New State: Yugoslavia, Serbia and Croatia. London: Routledge, 2002.
  • Owen, David. Balkan Odyssey Harcourt (Harvest Book), 1997
  • Roberts, Walter R.: Tito, Mihailovic, and the Allies: 1941—1945. Duke University Press, 1987; ISBN 0-8223-0773-1
  • Sacco, Joe: Safe Area Gorazde: The War in Eastern Bosnia 1992—1995. Fantagraphics Books, January 2002
  • Silber, Laura and Allan Little:Yugoslavia: Death of a Nation. New York: Penguin Books, 1997
  • West, Rebecca: Black Lamb and Gray Falcon: A Journey Through Yugoslavia. Viking, 1941
  • White, T.: Another fool in the Balkans — in the footsteps of Rebbecca West. Cadogan Guides, London, 2006

Повышение югославизма

Понятие югославизма впервые возникла в 1830 — х годах с созданием иллирийского движения , что на основе его представления о южнославянской национальной идентичности на идеал национального пробуждения французской революции . Иллиризм был сформирован хорватских писателей, подчеркивающими общие этнические и языковые связи между народами южнославянских в качестве основы для их сотрудничества и в конечном итоге политического объединения. Иллиризм была сосредоточена в Хорватии и хорватской политике, полагая , что хорватская ренессанс необходимо достичь до долгосрочной цели этого движения этнического и политического объединения южных славян. Людевит Гадж , ключевая фигура иллирийского движения объявили хорваты и сербы являются двумя основными подгруппами южнославянских или «иллирийского» национальности, который также включал словенцев и южнославянских жителей Боснии и Герцеговины , Болгарии и Черногории . Несмотря на свои идеалы пан-южнославянских, то иллиризм доминировала высшего класса хорватов, первоначально с небольшой поддержкой среди сербов, словенцев, или других народов южнославянских.

Во время революции 1848 года иллиризм стал сильной политической силой в габсбургской Австрийской империи , и выступает за сотрудничество между хорватами и сербами , чтобы противостоять венгерские правилам его южнославянских заселенных территорий.

Понятие и термин «югославизм» были основаны в поздней половине девятнадцатого века два хорватских католических епископами : Штросмайер , этнически смешанным хорваты-немецких либеральным политик; и Франьо Рачки , который , как подчеркнул югославизм как наднационального культурного патриотизма для объединения южных славян на основе общего происхождения, культурных связей и духовных связей южных славян. Тем не менее , как Illyian движения, Strossmayer — х и югославизм Racki нашла небольшую поддержку за пределами Хорватии. Югославизм столкнулся с сильной конкуренцией со стороны других националистических движений , стремящихся сплотить различные южнославянских народов, таких , как сербский национализм . Первоначально сербские националисты , которые были направлены на борьбу с турками, не сотрудничал с Yugoslavists, видя , мало пользы в совместном движении или объединении с хорватами Австро-Венгерской империи. Однако этот период несотрудничества кратко сломана в середине 1860 — х годов , когда Strossmayer и сербский министр иностранных дел Гарашанин согласились работать вместе , чтобы создать «югославское государство , свободное от Австрии и Турции.»

Югославизм связан с двумя контрастных учениями с 19 — го века: панславизм , которые затем сосредоточены на объединении и независимости славянских народов от неславянских правителей и австрославизма , которые обратились к славянским субъектам Габсбургской монархии , как это было придумано , чтобы объединить славянский нации и служить их интересам в Австро-венгерской империи .

Концепция югославизма не стала сильной до начала двадцатого века в связи с отсутствием уверенности , что южные славяне могли реально унифицировать и отсутствие народовластия в югославских населенных территориях. Югославизм стал возникать с свержением династии Обреновича в Сербии в 1903 году и созданием народного правительства в конституционной монархии. После аннексии Боснии и Герцеговины по Австро-Венгрии в 1908 году югославизм вырос как несколько южнославянских деноминации считали себя жертвами иностранного империализма.

Известный хорватский скульптор Иван Meštrović стал сторонником югославизма и югославской идентичности после того, как он побывал в Сербию и стал впечатлен сербской культурой. Meštrović создал скульптуру Сербского народной легенды героя князь Марко на Международной выставке в Риме в 1911 году, когда его спросили о статуе, Meštrović ответил : «Это Марко является нашим югославским народом с гигантским и благородным сердцем». Meštrović писал стихи говоря о «югославской расе». Те , кто знал взгляды Mestrovic ссылались на него , как «Пророк югославизма».

В 1912 году извержение из Балканских войн видели различные южные славяне объединиться против Османской империи . В 1913 году словенские интеллектуалы опубликовал манифест , распознающий существование югославского народа и призывающую к своей независимости, заявив:

Первая мировая война и создание Югославии

Живописание об убийстве австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда сербским Yugoslavist воинствующего Гаврило Принципа.

Анте Трамбик , хорват Yugoslavist который возглавлял югославский комитет , который выступает за создание независимой Югославии во время Второй мировой войны

Убийство эрцгерцога Франца Фердинанда Австрийского на Yugoslavist революционной Гаврило Принципом , серб , связанный с молодой Боснии , группой , состоящей из в основном сербов , но и боснийских мусульман и хорватов , положило начало воинственной националистической активности южных славян против Австро-Венгрии править. На суде в 1914 году, Princip заявил: «Я югославский националист, стремясь к объединению всех югославов , и я не все равно , что форма государства, но оно должно быть свободным от Австрии.» Убийство Франца Фердинанда , однако вызвало возмущение среди тех австро-венгерских хорватов и словенцев , которые благоприятствования быть в пределах Австро-Венгрии.

В ответ на вспышку войны целого ряда хорватов и диаспоры сербов поддержали хорват сербского сотрудничества против Австро-Венгрии с желанием создания федерации , основанную на сотрудничестве между ними. Сербы в Сербии , с другой стороны предпочитали либо Великую Сербию или централизованную Югославию , что фактически приведет к созданию Великой Сербии в ней. Руководство хорватской Крестьянин и социал — демократических партий в Хорватии и Словении в целом поддержало федеральное югославское государство , которое признает равенство наций сербов, хорватов и словенцев , как различные и отдельных племенных подразделы народов Югославии нации.

По мере того как сербские военные заигрывали против Австро-Венгрии в первые месяцы войны, премьер — министр Сербии Пашич просил поддержку со стороны сербского парламента поддержать официальные военные цели сербского правительства, заявивших , что Сербия будет поддерживать освобождение сербов, хорватов и словенцев под австро-венгерского правления. Пашич поддержал создание югославского комитета будет состоять из южнославянских эмигрантов из Австро-Венгрии. Югославский комитет возглавлял Yugoslavist Анте Трамбик и первоначально состоит из двенадцати хорватов ( в том числе восемь из Далмации и два из Хорватии правильной), три сербов, и одного словенский. Югославский комитет лоббировал союзников поддержать освобождение народов южнославянских Австро-Венгрии. Пашич был встревожен с открытием , что союзники обещали предоставить Италии значительную часть Далмации и считала , что Комитет должен попытаться убедить союзников , что это неприемлемо , и несправедливость.

В 1917 году Пашич, представляющий сербское правительство, и Trumbić, представляющий югославский комитет ( в том числе двенадцать хорватов, трех сербов и один словенским) подписали Corfu декларацию на греческом острове Корфу , который заявил о своем намерении создать югославское государство будет известный как Королевство сербов, хорватов и словенцев , который должен был возглавлять «конституционной, демократической и парламентской монархии» во главе с сербской правящей династии, Дом Караджорджевичей .

Провозглашение государства словенцев, хорватов и сербов на Конгрессе площади в Любляне , 29 октября 1918

В конце Первой мировой войны, в Национальном совете словенцев, хорваты и сербы были сформированы в Загребе . Вскоре после этого, на 1 декабря 1918 года, король Александр Сербии провозгласил существование Королевства сербов, хорватов и словенцев , который был признан Белградом и Национальным советом в Загребе 28 и 29 декабря.

Современность

Распад страны и кровавые межэтнические столкновения 1990-х годов позже привели к определённому возрождению понятия как проявления югоностальгии по мирной довоенной жизни, способа заявить о политической позиции неприятия этнонационализма. Точных данных о количестве югославов в 2000-х годах нет, совокупно оно оценивается в диапазоне от 600 тысяч до 1,2 млн.

Согласно данным переписи населения Сербии 2002 года югословенами считали себя 80 721 человек. В то же время по переписи того же года в Словении югославов всего 527, а в 2001 году в Хорватии — 176 человек. Этому способствовал официальный курс новой власти. Например, президент Хорватии Франьо Туджман, призывая 14 декабря 1998 года к единению народа, одновременно указал на необходимость сокращения числа проживающих в стране сербов и «лиц, считающих себя югославами» (на тот момент последние составляли 9 % населения республики). Сильны националистические настроения и в Сербии. Например, Сербская радикальная партия резко осуждает «югославизм» как «историческую болезнь» и считает образование югославянского государства ошибкой.

Большое количество югославов традиционно ездит на заработки и проживает за пределами бывшей Югославии, в диаспоре. Среди наиболее значимых для югославов стран:

  • Германия Германия — 590 000 чел. ()
  • США США — 328 547 чел. ()
  • Швейцария Швейцария — 172 657 чел. ()
  • Канада Канада — 65 305 чел. ()

Югославы и югословены

Югославы — общее для всех народов Югославии название, включавшее сербов — 8,1 млн человек (39,7 % всего населения; данные переписи 1971 г.), хорватов — 4,5 млн. (около 22 %), словенцев — 1,7 млн, «мусульман» (этнических) — 1,65 млн, македонцев — 1,2 млн, черногорцев — 0,5 млн. Под югославами также могут пониматься южные славяне и изредка югословены (этноним югословены изредка использовался в советской и российской научной литературе начиная с 1980-х годов, но более массовым был и продолжает использоваться этноним — югославы). Например, в изданном в 1988 году издательством «Советская энциклопедия» историко-этнографическом справочнике «Народы мира» югословены характеризовались как «новая этническая общность, возникшая в условиях социалистической Югославии». Но в массовых изданиях для названия народов Югославии и как этноним как правило употребляется — «югославы». В энциклопедии 1999 года «Народы и религии мира», подготовленной Институтом этнологии и антропологии РАН на основе вышеупомянутого советского справочника, в связи с распадом Югославии статьи о югословенах уже нет, хотя часть из них продолжает называть себя югословенами.

Королевство Югославия

Владимир Дворникавик , известный философ, выступал за создание югославского происхождения в своей книге 1939 года под названием « характерология югославов». Его взгляды включены евгеника и культурное смешение , чтобы создать одну, сильный югославский народ. Он не увольняет различий между людьми , которые жили в Югославии, но подчеркнул , что эти различия были «Контингент и временный характер и что они маскируют более глубокое и более глубокое расовое единство». Он также считает , что «основная способность югославов является их способность жертвовать собой ради высшей цели». Dvorniković также выступает за идею Dinaric расы , и его книга в целом дает исчерпывающее описание унитаристской югославской мифологии. Несколько националистических и крайне правые группы возникли в поддержке югославизма, такие как югославский Radical Союз , ORJUNA и югославское национальное движение .

Известные югославы

  • Иосип Броз Тито — маршал, президент СФРЮ
  • Карагеоргиевичи — княжеская и королевская династия Сербии и Югославии
  • Иво Андрич — лауреат Нобелевской премии по литературе (1961)
  • Сава Ковачевич — партизанский лидер НОАЮ, народный герой
  • Людевит Гай — просветитель, создатель гаевицы, нормативной латинской графики сербохорватского языка
  • (сербохорв. Vladimir Dvorniković) — философ, идеолог югославизма
  • Анте Трумбич (сербохорв. Ante Trumbić) — политик, сыгравший одну из ключевых ролей в образовании югославского государства
  • Меша Селимович — писатель, лауреат премии Негоша
  • Гаврило Принцип — югославскийнационалист, убийца престолонаследника Австро-Венгрии эрцгерцога Франца Фердинанда и его супруги
  • Милован Джилас — политик, член ЦК КПЮ, литератор, критик сталинизма
  • Эмир Кустурица — кинорежиссёр, обладатель двух «Золотых пальмовых ветвей» Каннского фестиваля
  • Горан Брегович — композитор, певец, создатель рок-группы Bijelo Dugme
  • Здравко Чолич — эстрадный певец и композитор

СФР Югославия

В , югославский социалистический патриотизм отстаивались в югославском правительстве . Он подчеркнул , что этот социалистический патриотизм не был связан с национализмом . Союз коммунистов Югославии осудил национализм, заявив , что «каждый национализм опасен». Югославский лидер Иосип Броз Тито стремился сформировать коммунистическое сообщество «новых людей» социалистической Югославии, на основе концепции братства и единства — в «братство» со ссылкой на сообщество наций , живущих в социалистической Югославии в то время как «единство» называется к единству рабочего класса .

В основе этого социалистического патриотизма была вооруженная борьба с югославскими партизанами против держав оси , которые оккупированных и распределяли Югославии во время Второй мировой войны . Союз коммунистов заявил , что разные народы Югославии объединились в общей борьбе против Оси во время войны , и , таким образом , были узаконены будущим единство многонациональной Югославии. Это было в целом верно для некоторых частей Югославии, но во время войны там было значительное сотрудничество с державами оси в Хорватии , которая установилась ось в качестве марионеточного государства союзного в Италию и Германию .

Литература

  • Allcock, John B.: Explaining Yugoslavia. New York: Columbia University Press, 2000
  • Anne Marie du Preez Bezdrob: Sarajevo Roses: War Memoirs of a Peacekeeper. Oshun, 2002. ISBN 1-77007-031-1
  • Chan, Adrian: Free to Choose: A Teacher’s Resource and Activity Guide to Revolution and Reform in Eastern Europe. Stanford, CA: SPICE, 1991. ED 351 248
  • Cigar, Norman, : Genocide in Bosnia: The Policy of Ethnic-Cleansing. College Station: Texas A&M University Press, 1995
  • Cohen, Lenard J.: Broken Bonds: The Disintegration of Yugoslavia. Boulder, CO: Westview Press, 1993
  • Djilas, Milovan: Land without Justice, introd. and notes by William Jovanovich. New York: Harcourt, Brace and Co., 1958.
  • Dragnich, Alex N.: Serbs and Croats. The Struggle in Yugoslavia. New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1992
  • Fisher, Sharon: Political Change in Post-Communist Slovakia and Croatia: From Nationalist to Europeanist. New York: Palgrave Macmillan, 2006 ISBN 1-4039-7286-9
  • Glenny, Mischa: The Balkans: Nationalism, War and the Great Powers, 1804—1999 (London: Penguin Books Ltd, 2000)
  • Glenny, Mischa: The fall of Yugoslavia: The Third Balkan War, ISBN 0-14-026101-X
  • Gutman, Roy.: A Witness to Genocide. The 1993 Pulitzer Prize-winning Dispatches on the «Ethnic Cleansing» of Bosnia. New York: Macmillan, 1993
  • Hall, Brian: The Impossible Country: A Journey Through the Last Days of Yugoslavia. Penguin Books. New York, 1994
  • Harris, Judy J.: Yugoslavia Today. Southern Social Studies Journal 16 (Fall 1990): 78—101. EJ 430 520
  • Hayden, Robert M.: Blueprints for a House Divided: The Constitutional Logic of the Yugoslav Conflicts. Ann Arbor: University of Michigan Press, 2000
  • Hoare, Marko A., A History of Bosnia: From the Middle Ages to the Present Day. London: Saqi, 2007
  • Hornyak, Arpad. Hungarian-Yugoslav Diplomatic Relations, 1918—1927 (East European Monographs, distributed by Columbia University Press; 2013) 426 pages
  • Jelavich, Barbara: History of the Balkans: Eighteenth and Nineteenth Centuries, Volume 1. New York: American Council of Learned Societies, 1983 ED 236 093
  • Jelavich, Barbara: History of the Balkans: Twentieth Century, Volume 2. New York: American Council of Learned Societies, 1983. ED 236 094
  • Kohlmann, Evan F.: Al-Qaida’s Jihad in Europe: The Afghan-Bosnian Network Berg, New York 2004, ISBN 1-85973-802-8; ISBN 1-85973-807-9
  • Lampe, John R: Yugoslavia As History: Twice There Was a Country Great Britain, Cambridge, 1996, ISBN 0-521-46705-5
  • Malesevic, Sinisa: Ideology, Legitimacy and the New State: Yugoslavia, Serbia and Croatia. London: Routledge, 2002.
  • Owen, David. Balkan Odyssey Harcourt (Harvest Book), 1997
  • Roberts, Walter R.: Tito, Mihailovic, and the Allies: 1941—1945. Duke University Press, 1987; ISBN 0-8223-0773-1
  • Sacco, Joe: Safe Area Gorazde: The War in Eastern Bosnia 1992—1995. Fantagraphics Books, January 2002
  • Silber, Laura and Allan Little:Yugoslavia: Death of a Nation. New York: Penguin Books, 1997
  • West, Rebecca: Black Lamb and Gray Falcon: A Journey Through Yugoslavia. Viking, 1941
  • White, T.: Another fool in the Balkans — in the footsteps of Rebbecca West. Cadogan Guides, London, 2006

Литература

  • Allcock, John B.: Explaining Yugoslavia. New York: Columbia University Press, 2000
  • Anne Marie du Preez Bezdrob: Sarajevo Roses: War Memoirs of a Peacekeeper. Oshun, 2002. ISBN 1-77007-031-1
  • Chan, Adrian: Free to Choose: A Teacher’s Resource and Activity Guide to Revolution and Reform in Eastern Europe. Stanford, CA: SPICE, 1991. ED 351 248
  • Cigar, Norman, : Genocide in Bosnia: The Policy of Ethnic-Cleansing. College Station: Texas A&M University Press, 1995
  • Cohen, Lenard J.: Broken Bonds: The Disintegration of Yugoslavia. Boulder, CO: Westview Press, 1993
  • Djilas, Milovan: Land without Justice, introd. and notes by William Jovanovich. New York: Harcourt, Brace and Co., 1958.
  • Dragnich, Alex N.: Serbs and Croats. The Struggle in Yugoslavia. New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1992
  • Fisher, Sharon: Political Change in Post-Communist Slovakia and Croatia: From Nationalist to Europeanist. New York: Palgrave Macmillan, 2006 ISBN 1-4039-7286-9
  • Glenny, Mischa: The Balkans: Nationalism, War and the Great Powers, 1804—1999 (London: Penguin Books Ltd, 2000)
  • Glenny, Mischa: The fall of Yugoslavia: The Third Balkan War, ISBN 0-14-026101-X
  • Gutman, Roy.: A Witness to Genocide. The 1993 Pulitzer Prize-winning Dispatches on the «Ethnic Cleansing» of Bosnia. New York: Macmillan, 1993
  • Hall, Brian: The Impossible Country: A Journey Through the Last Days of Yugoslavia. Penguin Books. New York, 1994
  • Harris, Judy J.: Yugoslavia Today. Southern Social Studies Journal 16 (Fall 1990): 78—101. EJ 430 520
  • Hayden, Robert M.: Blueprints for a House Divided: The Constitutional Logic of the Yugoslav Conflicts. Ann Arbor: University of Michigan Press, 2000
  • Hoare, Marko A., A History of Bosnia: From the Middle Ages to the Present Day. London: Saqi, 2007
  • Hornyak, Arpad. Hungarian-Yugoslav Diplomatic Relations, 1918—1927 (East European Monographs, distributed by Columbia University Press; 2013) 426 pages
  • Jelavich, Barbara: History of the Balkans: Eighteenth and Nineteenth Centuries, Volume 1. New York: American Council of Learned Societies, 1983 ED 236 093
  • Jelavich, Barbara: History of the Balkans: Twentieth Century, Volume 2. New York: American Council of Learned Societies, 1983. ED 236 094
  • Kohlmann, Evan F.: Al-Qaida’s Jihad in Europe: The Afghan-Bosnian Network Berg, New York 2004, ISBN 1-85973-802-8; ISBN 1-85973-807-9
  • Lampe, John R: Yugoslavia As History: Twice There Was a Country Great Britain, Cambridge, 1996, ISBN 0-521-46705-5
  • Malesevic, Sinisa: Ideology, Legitimacy and the New State: Yugoslavia, Serbia and Croatia. London: Routledge, 2002.
  • Owen, David. Balkan Odyssey Harcourt (Harvest Book), 1997
  • Roberts, Walter R.: Tito, Mihailovic, and the Allies: 1941—1945. Duke University Press, 1987; ISBN 0-8223-0773-1
  • Sacco, Joe: Safe Area Gorazde: The War in Eastern Bosnia 1992—1995. Fantagraphics Books, January 2002
  • Silber, Laura and Allan Little:Yugoslavia: Death of a Nation. New York: Penguin Books, 1997
  • West, Rebecca: Black Lamb and Gray Falcon: A Journey Through Yugoslavia. Viking, 1941
  • White, T.: Another fool in the Balkans — in the footsteps of Rebbecca West. Cadogan Guides, London, 2006
Ссылка на основную публикацию