Упражнение на дательный и винительный падежи

Какую роль играют падежи, вопросы и предлоги

Таблица предлогов, которые употребляются в сочетании с различными падежными формами слов, играет огромную роль в изучении падежной системы русского языка.

Ведь именно они, присоединяясь к существительным, могут раскрыть различные значения одного и того же слова.

Падеж Предлог Значение Пример
Родительный вокруг, из-за, до, у

определяют пространство, в котором находится предмет или в котором происходит действие

ходить вокруг парка,

вышел из-за дома,

стоять у дерева

Дательный к, по

употребляются для указания на приближение к объекту, предмету или на место события

подойти к подруге,

ехать по бездорожью

Винительный в, за, на указывают, на какой объект направлено действие

обнять за талию,

смотреть в окно,

поставить на стол

Творительный под, за, над, с

может иметь много значений, в том числе указывать на направленность определенного действия и обозначать пространство

летать над землей,

ходить под мостом,

дружить с бабушкой

Виды артиклей

Немецкий язык артикли делит по трем родам: в единственном числе der или ein – для мужского рода, das или ein – для среднего, die или eine – для женского и для множественного числа – артикль die.

Артикли der, das, die – определенные и ein, eine – неопределенные. Категория определенности говорит о том, что предмет, о котором ведется речь, выделен из множества себе подобных и известен собеседникам, т.е. контекстуален либо уникален.

Неопределенный артикль в немецком языке несет информацию новизны о предмете в данном контексте, знакомит собеседников с новым появившемся предметом в поле общения и заменяется в повторном употреблении определенным артиклем. Например:

Ich sehe da ein Mädchen. Das Mädchen weint.
Я вижу там (какую-то) девочку. Она плачет.

Легко увидеть какие оттенки информации передают оба артикля: в первом случае, девочка только появилась в нашем контексте, мы с ней еще не знакомы, она для нас одна из многих, какая-то девочка иными словами. Во втором предложении уже употребляем определенный артикль в немецком языке, т.к. продолжаем говорить о той девочке, конкретной девочке, которая стоит там, поэтому в переводе можем спокойно заменить слово «das Mädchen» просто на слово «она», поскольку понятно уже о ком идет речь.

Таблица артиклей немецкого языка

Очень важно понять логику, когда предмет еще не определен и когда он уже становится определенным, т.е. знакомым, в каждой конкретной ситуации, иначе могут возникнуть даже недоразумения в общении с немцами

Нельзя употреблять только определенные или неопределенные артикли, и те и другие несут свои грамматические и смысловые функции и нагрузки в системе языка. Поэтому для наглядности – ниже таблица артиклей немецкого языка для начала в именительном падеже (кто? что?).

И. п. М. р. Ср. р. Ж. р. Мн. ч.
Определенный артикль der das die die
Неопределенный артикль ein ein eine

Склонение артиклей в немецком языке по падежам

Именительный падеж мы употребляем тогда, когда отвечаем на вопрос «кто?», «что?», т.е. называем предмет, иными словами оно само производит действие, являясь субъектом. Если же действие направленно на предмет, и он выступает объектом данного действия, то существительное начинает меняться по падежам. Склонение артиклей в немецком языке немыслимо без участия артикля в отличие от русского, где меняется сама форма слова за счет окончания либо других способов словообразования. Поэтому как «Отче наш» нужно знать следующие таблицы склонения артиклей:

Склонение определенного артикля

Casus
Падеж
Maskulinum
Мужской род
Neutrum
Средний род
Femininum
Женский род
Plural
Множественное число
Nominativ
Wer? Was?
Кто? Что?
der das die die
Genitiv
Wessen?
Чей?
des des der der
Dativ
Wem? Wo?
Кому? Где?
dem dem der den
Akkusativ
Wen? Was? Wohin?
Кого? Что? Куда?
den das die die

Склонение неопределенного артикля

Casus
Падеж
Maskulinum
Мужской род
Neutrum
Средний род
Femininum
Женский род
* Plural
Множественное число
Nominativ
Wer? Was?
Кто? Что?
ein ein eine keine
Genitiv
Wessen?
Чей?
eines eines einer keiner
Dativ
Wem? Wo?
Кому? Где?
einem einem einer keinen
Akkusativ
Wen? Was? Wohin?
Кого? Что? Куда?
einen ein eine keine

* Поскольку неопределенный артикль ein произошел от числительного eins = один, то во множественном числе ein неуместен, но по похожей схеме склоняется отрицание kein = никакой, для множественного числа – keine = никакие.

У Вас есть сложности с изучение языка? Преподаватели нашей студии используют классические и новейшие методики преподавания, воспользуйтесь нашим предложением: изучение немецкого в группах, репетитор немецкого языка и деловой немецкий.

Склонение существительны, прилагательных и числительных по падежам

Одной из основных тем данного раздела русского языка является тема: «Склонение по падежам»

В результате такого изменения слово преобразуется, приобретая новое окончание, что достаточно важно для правильности построения речи. Склонение происходит путем изменения слова так, чтобы оно отвечало на вопросы каждого падежа

Склонение существительных имеет самостоятельный характер, в то время как прилагательные и числительные в контексте всегда зависят от падежа, в котором стоит связанное с ними слово.

В случае со склонением числительных вопрос также можно видоизменить, как для прилагательного, благодаря чему будет легче просклонять слово.

Падеж Падежный вопрос Вопрос для числительного Числительное
Именительный кто? что? сколько? какой?
Родительный кого? чего? скольких? какого?

восьмого

восьмого

Дательный кому? чему? скольким? какому?

восьмомувосьмойвосьмому

Винительный кого? что? сколько? какого?

восьмого

восьмого

Творительный кем? чем? сколькими? каким?
Предложныйй о ком? о чем? о скольких? о каком?

о восьмом

о восьмой

о восьмом

Цель школьной программы — научить детей не только правильно определять падежную форму слов в том или ином предложении, но и уметь правильно употребить предлог, который полностью раскроет значение высказывания. Такие умения очень важны для построения грамотной речи. Именно поэтому данной теме уделяется особое внимение и достаточное количество уроков русского языка, чтобы дети могли не только изучить, но хорошо закрепить данный материал.

В русском языке всего шесть падежей:

  • Именительный;
  • Родительный;
  • Дательный;
  • Винительный;
  • Творительный;
  • Предложный.

Для чего же необходимо знать, как определить падеж? Определение падежа помогает проставить правильное окончание слова, следовательно, избежать грамматических ошибок. Как определить падеж существительного, местоимения, прилагательного или числительного быстро и безошибочно?

Существуют специальные падежные вопросы, с их помощью и определяют принадлежность частей речи к тому или иному падежу.

Падеж как грамматическая категория

Для начала выясним, что представляет собой этот раздел грамматики. Падеж – термин, обозначающий синтаксическую роль члена предложения или семантическое значение слова в словосочетании. Говоря простым языком, падеж определяет зависимость одного слова от другого. Соответствующим падежом в предложении выражено подлежащее, дополнение, определение.

Русская грамматика позволяет применять этот термин к существительному, местоимению, прилагательному, причастию, числительному. А вот в английском языке падежи могут встретиться только у двух частей речи: существительного и местоимения. Причем больше изменений они привносят в класс местоимений. Рассмотрим систему английских падежей.

Что такое падеж

Английское слово case имеет множество значений: чемодан, коробка, футляр, судебное дело и история болезни, витрина и даже саркофаг. Но сегодня речь пойдет не о чемоданах. Еще одно значение слова case — падеж, грамматическая категория существительного или местоимения, которая выражает их отношение к другим словам в предложении.

Современный английский — аналитический язык. В большинстве случаев, грамматические и логические зависимости в нем выражается с помощью порядка слов. Сравните два предложения:

The cat ate the mouse. (Кот съел мышь.)

The mouse ate the cat. (Мышь съела кота.)

Оба предложения составлены из одних и тех же слов, но смысл их, мягко говоря, различен. Именно порядок слов определяет, что является подлежащим, а что — дополнением, или, — в нашем случае, — кто был съеден, кот или мышь.

А вот предок современного английского, англосаксонский (древнеанглийский) был языком синтетическим. В синтетических языках порядок слов в предложении не имеет столь важного значения, а роль существительного или местоимения в предложении передается с помощью системы окончаний (inflections)

Чему учат в школе

В современном русском языке учёные выделяют 6 падежей. В современной русистике принят так называемый вопросный метод определения падежей, при котором к требуемому слову задаётся вопрос (кто? о ком? чем? и т. д.). В зависимости от этого вопроса и определяется, в каком же падеже использовано существительное.

Падежи имен существительных

Этот способ, хоть и достаточно простой для носителя языка, является довольно спорным. В частности потому, что он не позволяет с лёгкостью просклонять имя по падежам, например, иностранцам, изучающим русский, так как опирается на метаязыковую способность поставить правильный вопрос. Человек, не являющийся носителем языка, а только изучающий его, не сразу поймёт, почему, скажем, к существительному «книгой» задаётся вопрос «чем?», а не, скажем, «о чём?». Также этот способ не поможет разграничить падежные формы, к которым задаются одинаковые вопросы. Тем не менее, для школьников-носителей этот способ вполне приемлем.

Изменение имен существительных по падежам

Основным критерием, указывающим на число и падеж существительного, служит артикль или местоимение, его заменяющее. Окончание, определяющее принадлежность к какому-либо определенному падежу, у немецких существительных зачастую отсутствует.

В немецком языке выделяют три базовых типа склонения, в соответствии с которыми существительные и изменяются по падежам. Тип склонения определяет наличие или отсутствие окончания в некоторых падежных формах.

Сильное (мужское) склонение – die starke Deklination;

Слабое (schwache ) склонение;

Женское (weibliche) склонение.

Отдельным типом склонения выделяют смешанное склонение.

Во множественном числе все существительные склоняются по одной схеме.

Изменение артиклей не зависит от типа склонения, к которому относится существительное

Оно связано только с категорией рода, то есть при заучивании следует обращать внимание, к какому роду относится данное существительное. Тип склонения определяет только наличие или отсутствие окончания в конкретной падежной форме

Неопределенные артикли склоняются по той же схеме, что и определенные. Во множественном числе неопределенные артикли не употребляются.

Таблица падежей немецкого языка поможет выучить эту категорию в немецком языке, их вопросы, а также склонение артиклей.

Падеж

Падежный вопрос

Nominativ

Wer oder Was?

Genitiv

Wessen?

Dativ

Wem?

Akkusativ

Wen oder Was?

die starke Deklination

der Mann ein Mann

des Mannes

eines Mannes

dem Mann

einem Mann

den Mann

einen Mann

die weibliche Deklination

die Wissenschaft eine Wissenschaft

der Wissenschaft einer Wissenschaft

der Wissenschaft einer Wissenschaft

die Wissenschaft eine Wissenschaft

die schwache Deklination

der Diplomat ein Diplomat

des Diplomaten eines Diplomaten

dem Diplomaten einem Diplomaten

das Diplomaten ein Diplomaten

Plural

die Türen

der Türen

den Türen

die Türen

Надеемся, что данная статья поможет вам понять и выучить падежи в немецком языке.

Склонение прилагательных в немецком языке

Способ склонения прилагательных тесно связан с артиклем. От наличия или отсутствия артикля перед прилагательным, а также от его вида (определенный или неопределенный) зависит, по какому именно типу будет склоняться прилагательное — по сильному, слабому или смешанному.

  • Склонение прилагательных
  • Сильное склонение
  • Слабое склонение
  • Смешанное склонение
 

Mask. / М.р.

Neu. / Ср.р.

Fem. / Ж.р.

Pl. / мн.ч.

Nom. / Им.п.

— er guter

— es gutes

— e gute

— e gute

Gen. / Р.п.

— en guten

— en guten

— er guter

— er guter

Dat. / Д.п.

— em gutem

— em gutem

— er guter

— en guten

Akk. / В.п.

— en guten

— es gutes

— e gute

— e gute

Как видно из таблицы, при сильном склонение прилагательное получает родовое/падежное окончание определенного артикля. Исключение: Genetiv единственного числа мужского и среднего рода. В этой форме прилагательное получает окончание -en.

Слабое склонение прилагательных

В Nominativ ед. ч. (все рода) и Akkusativ ед.ч. (кроме м.р.) прилагательное получает окончание -e, во всех остальных падежах единственного и множественного числа — en.

 

Mask.

Neu.

Fem.

Plural

Nom.

Der gute

Das gute

Die gute

Die guten

Gen.

Des guten

Des guten

Der guten

Der guten

Dat.

Dem guten

Dem guten

Der guten

Den guten

Akk.

Den guten

Das gute

Die gute

Die guten

 

Vater хороший отец

Kind хороший ребенок

Mutter хорошая мама

Eltern хорошие родители

Смешанное склонение прилагательных

Признаком смешанного склонения прилагательных может быть не только неопределенный артикль ein/eine, но и притяжательные местоимения (mein, dein и др.), а также отрицательное местоимение kein/ keine. Если по сопроводительному слову (артиклю, местоимению) можно определить род, число и падеж, прилагательное склоняется по слабому типу. Если число, род и падеж определить нельзя — по сильному.

Ein guter Vater (хороший отец, Им.п.) По артиклю ein (может быть как в м.р., так и в ср.р.) нельзя понять, к какому роду относится существительное Vater. Поэтому, родовое окончание -er получает в данном случае прилагательное guter. Сильное склонение.

Meinen guten Vater (моего хорошего отца, В. п.) По притяжательному местоимению meinen можно определить род, число и падеж существительного Vater. В данном случае прилагательное guten получает окончание -en и склоняется по слабому принципу.

Мы рассмотрели склонения прилагательных в немецком языке. Специфика склонения немецких существительных представлена в таблице:

Склонение существительных в немецком языке

 

Mask. / м.р.

Neu. / ср.р.

Fem. / ж.р.

Pl. / мн.ч.

Nom. / им.п.

       

Gen. / род.п.

-s des Vaters

-sdes Kindes

   

Dat./ дат.п.

     

-nden Bücher n

Akk. / вин.п.

       
 

отец

ребенок

 

книги

В родительном падеже мужского и среднего рода к существительному добавляется окончание -s, в дательном падеже множественного числа добавляется окончание -n. В остальных случаях существительное остается неизменным. Исключение составляют слабые существительные.

Склонение слабых существительных

Слабыми называют существительные мужского рода, получающие во множественном числе окончание — (e)n. Такое же окончание характерно и для всех падежей единственного числа, кроме именительного. К таким существительным относятся:

  1. Слова на -e (der Junge — мальчик);
  2. Слова с латинскими или греческими суффиксами, обозначающие род деятельности (der Student — студент);
  3. Некоторые неодушевленные существительные иностранного происхождения (der Automat — автомат);
  4. Несколько немецких слов, требующих запоминания (der Mensch — человек, der Nachbar — сосед и др.)
 

Sg. / ед.ч.

Pl. / мн.ч.

Nom. / Им.п.

Der Student (студент)

Die Studenten

Gen. / Р.п.

Des Studenten

Der Studenten

Dat. / Д.п.

Dem Studenten

Den Studenten

Akk. / В.п.

Den Studenten

Die Studenten

Существуют и другие особенности склонения существительных. На них мы остановимся подробнее в следующих статьях курса «немецкий для начинающих».

Употребление местоимений jeder, irgendein, alle, viele, wenige и einigeв немецком языке

Местоимение jeder (-es, -e, -e) — каждый (-oe, -ая, -ые) употребляется обычно в единственном числе и склоняется как определенный артикль:

Падеж Муж. p. Cp. p. Жен. p.
Nominativ jeder jedes jede
Genitiv jedes jedes jeder
Dativ jedem jedem jeder
Akkusativ jeden jedes jede

Примеры:

Jeder soll morgen kommen. Каждый должен завтра прийти.
Wir kennen hier jeden. Мы знаем здесь каждого.
Jeder Mensch ist wie ein Mond: er hat eine dunkle Seite, die er niemandem zeigt. Каждый человек, подобно луне, имеет свою неосвещенную сторону, которую он никому не показывает.

Местоимение irgendein (какой-нибудь, какой-либо, какой-то) в немецком языке склоняется в единственном числе как неопределенный артикль, а во множественном числе употребляется форма irgendwelche:

Irgendein Zug ist eben vom Bahnsteig 3 abgefahren. Какой-то поезд только что отошел от платформы № 3.
Irgendeine Zeitschrift liegt auf dem Tisch. Какой-то журнал лежит на столе.
Irgendwelche Zeitschriften liegen auf dem Tisch. Какие-то журналы лежат на столе.

Неопределенные местоимения alle (все), viele (многие), einige (некоторые, несколько), wenige (немногие) выражают неопределенное число, они склоняются как определенный артикль во множественном числе:

Падеж
Nominativ alle viele einige, wenige
Genitiv aller vieler einiger, weniger
Dativ allen vielen einigen, wenigen
Akkusativ alle viele einige, wenige

Примеры:

Viele lernen Fremdsprachen. Многие учат иностранные языки.
Nur einige (wenige) machen diese Übung richtig. Только некоторые (немногие) выполняют это упражнение правильно.
Er hilft nur einigen (wenigen). Он помогает только некоторым (немногим).
Alle (viele) Leser dieser Bibliothek nehmen oft an verschiedenen Konferenzen teil. Все (многие) читатели этой библиотеки принимают участие в различных конференциях.

К неопределенным местоимениям следует отнести еще и такие нередко употребляемые местоимения, как:

mehrere — некоторые, несколько
Hier arbeiten mehrere Rechenmaschinen. Здесь работает несколько вычислительных машин.
sämtliche — все
Heute wohnen sämtliche Studenten bei. Сегодня присутствуют все студенты.
manche — некоторые; manch — иной, некоторый
Wir sollen noch manche Probleme lösen. Мы должны решить еще некоторые проблемы.
jederman — каждый, всякий
Jederman kann es verstehen. Каждый (всякий) может это понять.

Также будет полезно прочитать:

  • Отрицательные местоимения в немецком языке (Negativpronomen)
  • Возвратное местоимение sich в немецком языке (Reflexivpronomen)
  • Безличное местоимение es в немецком языке (Unpersönliches Pronomen)

Падежи в английском языке

Поскольку в английском используется фиксированный порядок слов, то роль падежей несколько скомкана и далеко не всегда активно выражена. Но это не повод, чтобы не рассматривать их построение и использование. Наоборот, для уверенного использования языка нужно уметь работать с любыми грамматическими конструкциями, и категория падежа не является исключением. Зададимся вопросом: сколько падежей в английском языке? Официально три, но встречается выделение только двух. Мы разберем трехуровневую классификацию.

Субъектная категория (Subjective)

В переводе на русский – это самый обычный именительный падеж, который подчеркивает, что существительное/местоимение выступает в роли подлежащего. Данная грамматическая конструкция не отличается ничем примечательным: и существительные, и местоимения употребляются в ней в своей обычной словарной форме.

  • She is my best friend – Она мой лучший друг.
  • Peter is a clever boy – Питер – умный мальчик.
  • Children read the book – Дети читают книгу.

Гораздо своеобразнее второй падеж в английском языке.

Объектная категория (Objective)

Это так называемый косвенный падеж. В данном случае существительные/местоимения выступают не действующими лицами/предметами, а объектами этих действий. Соответственно, в предложении данная конструкция связана с ролью дополнения.

При переводе на русский язык, в зависимости от контекста, слова могут ставиться в родительный, дательный, предложенный и винительный падеж. Примечательно, что существительные по-прежнему не изменяют своей конструкции, а большинство личных местоимений получают абсолютно новую форму.

Субъект Объект Трансформация
I Me я ⟶ меня, мне
You You ты, вы ⟶ вам, тебе, вас, тебя
He Him он ⟶ его, ему
She Her она ⟶ ей, её
It It оно ⟶ ему, его, этого, этому,

её, ей (неодуш.)

We Us мы ⟶ нам, нас
They Them они ⟶ их, нам

Изменениям также подвергается и местоимение who (кто?), которое превращается в whom (кого?кому?).

  • Give me a pen, please – Дай мне, пожалуйста, ручку.
  • I told them the truth – Я сказал им правду.
  • The boy bought a ball – Мальчик купил мяч.

Эти две падежные категории в случае с существительными объединяют в один общий падеж, ведь в их составе все равно не происходит никаких изменений, а синтаксическая роль в большей степени всегда определена местоположением слова. Отдельный же, и самый специфичный случай, – это третья группа.

Притяжательная категория (Possessive)

Наиболее важная разновидность падежа в английском языке. Она является значимой конструкцией, которая не только выражает роль существительного/местоимения, но и меняет его состав.

Это единственная категория, прибавляющая существительным падежные окончания –‘s (сущ. ед. ч), -‘(сущ. мн.ч. с окончанием s).

Субъектный падеж Притяжательная форма
Jane, writer, journalist, daughter Jane’s, writer’s, journalist’s, daughter’s
Jess, students, parents, sons Jess’s, students’, parents’, sons’

Класс местоимений тоже преображается в новые формы.

Личная форма Притяжательная форма
I My
You Your
He His
She Her
It Its
We Our
They Their

Задача этих форм и концовок, как и в целом данной падежной группы, показать принадлежность кому-либо или обладание чем-то, а также описать, рассказать какие это лица/объекты. Части речи этой категории всегда стоят перед определяемым словом, то ест притяжательный падеж наконец-таки управляет положением члена предложения. И это еще одна исключительная особенность этой категории.

  • This is Liz’s mirror – Это Лизино зеркало.
  • These are my children’s pictures – Эти рисунки моих детей.

Соответственно, синтаксическая роль таких конструкций – определение.

И последний важный нюанс этой группы: как правило, притяжательные окончания пристраиваются только к одушевленному классу существительных. Но в этом законе есть исключения. Рассмотрим их подробнее.

Значение группы Примеры
Географические названия Russian’s traditions, Berlin’s streets, London’s squares, Poland’s history.
Назначение места, помещения my father’s office, the dentist’s clinic, the chemist’s shop.
Расстояние, обозначение времени, дней и месяцев недели Wednesday’s meeting, July’s holiday, a day’s wait, 4 miles’ drive,
Обобщающие/исключительные слова: sun, company, Earth, ocean, world, city, country, river, town. The Earth resources, the company’s future, the city’s banks, the sun’s rays, the world’s history.

Примечательно, что помимо собственной падежной системы, английская грамматика располагает иными возможностями склонения существительного. Далее мы узнаем, как составлять падежи в английском языке с помощью служебных слов.

Употребление zwei и drei

При самостоятельном употреблении в предложении числительные zwei и drei в родительном падеже получают окончание –er, в дательном — окончание –en.

Например:

  • «… aber Frau Anna kann doch nur mit einem verheiratet sein und nicht mit zweien», vollendete ein im Toreingang stehender junger Arbeiter… (L. Frank)
  • «… но госпожа Анна может быть замужем только за одним, не за двумя», закончил стоящий у ворот молодой рабочий.
  • Das folgende kleine Kabinett war sogar beinahe von oben bis unten an dreien seiner Wände mit solchen Objekten angefüllt. (G. Hauptmann)
  • Следующий маленький кабинет был едва ли не сверху донизу трех своих стен заполнен такими предметами.

Вместо zwei часто, особенно при телефонных разговорах, употребляется zwo, чтобы избежать путаницы с drei.

Например:

Тел. 8532679 = acht – fünf – drei – zwo – sechs – sieben – neun

При употреблении с существительным zwei и drei могут склоняться, в большинстве случаев, когда сопровождающее слово стоит без артикля, местоимения или предлога.

Например:

  • Plötzlich hörte ich die Schritte zweier Menschen; sie näherten sich… (H. Böll)
  • Вдруг я услышал шаги двух человек; они приближались.

Но:

  • Es ist gut, daß er damals nach zwei Jahren mit Anna Schluß gemacht hat. (L. Feuchtwanger)
  • Хорошо, что он тогда по прошествии двух лет закончил отношения с Анной.

Порядковые числительные (die Ordinalzahlen) обозначают место предмета или живого существа в ряду других и отвечают на вопрос der, die, das wievielte?

  • Der erste Tag – первый день,
  • Die zweite Woche – вторая неделя,
  • Das hundertste Kapitel – сотая глава.

Порядковое числительное образуется от корня соответствующего количественного числительного с помощью суффикса –t, или –st (после 20), например:

  •  (der) zwei-te — второй
  • (die) einundzwanzig-ste – двадцать первый

В сложных числительных только последняя часть является порядковым числительным, например:

  • Der zweiundsiebzigste Geburtstag – семьдесят второй день рождения,
  • Das fünfundachtzigste Jubiläum – восемьдесят пятый юбилей.

Порядковые числительные чаще всего выполняют в предложении роль близкого определения существительного, которое, как правило, стоит с определенным артиклем, тогда числительное склоняется как прилагательное.

Например:

  • Ich blieb einen Augenblick am offenen Fenster im zweiten Stock stehen und sah auf den Hof. (W. Schnurre)
  • На одно мгновение я остановился у открытого окна на втором этаже и посмотрел во двор.

Существительное с порядковым числительным употребляется без артикля в следующих случаях:

Когда словосочетание обозначает класс вагонов поезда, орденов и т.д.:

  • erster (zweiter) Klasse fahren
  • das EK (Eiserne Kreuz) erster Klasse (Erster)
  • der Verdienstorden erster Klasse

В словосочетании Erster werden (d.h.Sieger)

В конструкциях с предлогом:

  • aus erster (zweiter) Hand
  • in erster (zweiter) Linie.

Если порядковые числительные пишутся цифрами, после числа ставится точка, чтобы отличить их от количественных числительных:

http://www.studygerman.ru/online/manual/zahlwort.html

http://deutsch-sprechen.ru/chislitelnye/

Особенности именительного и винительного

При всей, казалось бы, простоте определения падежа иногда все же возникают вопросы. Все это происходит потому, что некоторые формы могут совпадать. Такое абсолютное сходство между словами называют омонимами.

К примеру, очень часто совпадают формы им. и вин. падежей. Для того чтобы их разграничить, нам необходимо внимательно изучить контекст.

Сравним два предложения:

  1. На поляне росло красивое дерево.
  2. Подойдя к поляне, мы увидели красивое дерево.

Формы слова абсолютно совпадают.

Возникает вопрос о том, как определить винительный падеж существительного. Для этого мы должны проследить за синтаксической ролью этого слова. В первом предложении слово «дерево» является подлежащим, согласуясь со сказуемым «росло». Оно самостоятельно выполняет действие, поэтому мы легко определим, что его падеж — именительный.

Теперь посмотрим на второй пример. Грамматической основой является «мы увидели». Над деревом совершается какое-то действие, а потому в данном случае перед нами винительный падеж.

Употребление слитных форм предлога и артикля

Слияние возможно

Трудно вывести чёткое правило, когда употреблять слитную форму, а когда использовать определённый артикль и предлог раздельно. Многое зависит от смыслового ударения в предложении и стиля текста или речи.

В любом случае, если слияние артикля с предлогом возможно, употребление слитной или раздельной формы не будет ошибкой

Пристальное внимание надо обратить на случаи, когда слияние обязательно или невозможно

Употребление слитной формы с определённым артиклемпредпочтительно, если в предложении на определённый артикль не делается акцент и артикль не выделяется интонацией.

Слитная форма больше характерна для разговорной речи:

  • Sie hat die Klingel  Fahrrad montiert. (Она установила звонок на велосипед.) Sie finden hier
  • Literatur  Thema Reisen. (Вы найдёте здесь литературу на тему «путешествия».)
  • Sie trafen einander auf dem Weg  Kirche. (Они встретили друг друга по дороге в церковь.)

Во многих случаях выше наряду со слитной формой возможно раздельное употребление определённого артикля и предлога:

  • Sie hat die Klingel  Fahrrad montiert.
  • Sie finden hier Literatur  Thema Reisen

Обычно раздельное употребление имеет место, когда на артикле акцентируется внимание. Это возможно, когда имя существительное обозначает предмет или лицо, которые были упомянуты ранее или сопровождаются дальнейшими уточнениями

Полезно знать! В русском языке в таком случае мы специально выделяем эти существительные словами «тот, тот самый, этот, этот самый». Также раздельное употребления используется в официальных текстах.

Слияние обязательно

В большом количестве устойчивых выражений и словосочетаний:

  •  Licht bringen (вывести на чистую воду)
  •  Anfang (в начале)
  •  Wort nehmen (ловить на слове)
  •  ersten/zweiten/letzten Mal (в первый/второй/последний раз)
  •  Frühstück, Mittagessen,  Abendessen (на завтрак, на обед, на ужин)

В некоторых устойчивых выражениях также обязательны разговорные слитные формы (см. выше раздел «Слияние предлога с артиклем»):

  •  Land fahren (уезжать за город/в деревню)
  •  Erste (на первое время)
  •  Licht führen (обвести вокруг пальца)
  • jemanden  Ohr hauen (обманывать, надувать)
  •  Leben kommen/bringen (лишиться жизни/лишать жизни)

В отглагольных существительных (словарная форма глагола с большой буквы):

  •  Putzen helfen (помогать при чистке)
  •  Segeln träumen (мечтать о плавании под парусами)

В превосходных формах с am:

  •  besten (лучше всего)
  •  schönsten (красивее всего)
  •  liebsten (охотнее всего)

С именами собственными, которые используются с артиклем:

  •  Rhein (на Рейне)
  •  Schwarzwald bis  Bodensee (от Шварцвальда до Боденского озера)
  • das Verhältnis  Schweiz (отношения со Швейцарией)

С указаниями дат и другими указаниями времени:

  •  fünften Juni (пятого июня)
  •  Montag (в понедельник)
  •  Juni (в июне)
  •  Herbst (осенью)

Но если нужно поставить смысловое ударение на артикль («этот (самый, конкретный), тот (самый, конкретный)»), возможно раздельное употребление:

  • An  Montag hatten wir frei. (в ЭТОТ понедельник мы были свободны)
  • Zu  Mittagessen haben wir ihn nicht eingeladen. (На ТОТ обед мы его не приглашали.)

Слияние невозможно

Когда ставится смысловое/интонационное ударение на артикль и артикль можно заменить местоимениями dieser (этот) или jener (тот):

  • Wir hatten ausgerechnet  Montag keine Zeit. (Именно в тот понедельник у нас не было времени.) Bäcker kaufen wir bestimmt kein Brot. (У этого пекаря мы определённо не покупаем/будем покупать хлеб.)
  • Wir konnten ihn  Zustand nicht alleine weggehen lassen. (В таком состоянии мы не могли отпустить его одного.)

Когда ставится смысловое/интонационное ударение на артикль и имеется уточняющее придаточное предложение. Артикль можно заменить на derjenige (тот самый):

  • Wir kaufen das Brot  Bäcker, der kürzlich seinen Laden renoviert hat. (Мы покупаем хлеб у того самого пекаря, который недавно обновил свой магазин.)
  • Er wohnt  Dorf, das man dort in der Ferne sieht. (Он живёт в той самой деревне, которую видно издалека.)
  • Geht  Frau, die dort drüben steht! (Иди к той самой женщине, которая стоит вон там!)

Примечание: В курсах Duolingo определённые артикли мы часто переводили словами этот, тот, этот самый, тот самый. Это сделано для того, чтобы подсказать учащимся, какой артикль (определённый или неопределённый) нужно употреблять в данном предложении. Это далеко не всегда означает, что в немецкой фразе на артикль ставится ударение и слитная форма невозможна.

Определение падежа у разных слов

Как правильно определить падеж с помощью вспомогательных слов?

Есть рыба (кто, что) — именительный;

Нет рыбы (кого, чего) — родительный;

Дам рыбе (кому, чему) — дательный;

Вижу рыбу (кого, что) — винительный;

Доволен рыбой (кем, чем) — творительный;

Думаю о рыбе (о ком, о чем) — предложный.

Для примера рассмотрим предложение: «Рыба не влезла в бочку.» В этом предложении два существительных: рыба, бочку. Подставляем вспомогательные слова: есть (кто, что) рыба — именительный падеж; вижу (кого, что) бочку — винительный падеж.

Подставляя к слову нужный вопрос, можно определить и падеж местоимений. Примеры: ей не дали билет. Ей (кому, чему) — дательный падеж. Все время думаю о нем. О нем (о ком, о чем) — предложный падеж.

Если возникают затруднения, то можно заменить местоимение подходящим по смыслу существительным: все время думаю о сыне. О сыне (о ком) — предложный падеж.

Когда уже понятно, как определить падеж у местоимений и существительных, можно рассмотреть числительные и прилагательные.

Как определить падеж прилагательного и числительного? Прилагательные и числительные имеют тот же падеж, как и существительные, к которым они относятся.

Например:

Плывет большая рыба. Большая рыба (кто, что) — именительный падеж.

Иду на первую встречу. Первую встречу (кого, что) — винительный падеж.

Если существительное в предложении опущено, то падеж можно определить, подставив подходящее по смыслу слово:

Идет самая красивая. Красивая (девушка) — кто, что — именительный падеж.

После десятого все закроют. Десятого (числа) — кого, чего — родительный падеж.

Если хорошо усвоить вышеизложенный материал, то вопрос о том, как определить падеж числительного, прилагательного, местоимения или существительного, больше у вас не возникнет.

Все мировые языки условно можно поделить на флективные и нефлективные. Это значит, что слова, входящие в состав языков первой группы, имеют окончания, а лексические единицы, относящиеся ко второй группе языков, не имеют их. Русский язык относится к первому типу языков. Это объясняется тем фактом, что слова в родном языке в предложении и словосочетании связаны по смыслу и грамматически, то есть с помощью окончаний.

Окончания именных частей речи указывают на то, в каком падеже употребляется искомая часть речи. Вообще категория имени в русском языке обладает таким грамматическим признаком, как падеж. Именно он позволяет связывать лексемы в словосочетания, а словосочетания в предложения, то есть более крупные единицы выражения мысли.

Падежом принято именовать один из морфологических признаков именных частей речи.
Он предназначен для того, чтобы грамматически верно можно было определять, в каких отношениях находятся составляющие словосочетания или

Категория падежа существительного определяется как признак, входящий в группу морфологически непостоянных. При изменении части речи меняется и ее падеж. Вообще в русском языке выделяют шесть падежей. Они же входят в , изучаемый в рамках школьной программы.

  • Именительный – это падеж, при котором имя существительное находится в форме ед.ч. Для сравнения: сирень
    (что?), ребенок
    (кто?). Существительное в этом И. п. никогда не употребляется в речи с предлогом. По этой причине И. п. является прямым.
  • Родительный. Косвенный. Он всегда употребляется с предлогами. Можно для проверки подставлять вспомогательное слово «нет». К примеру: (нет кого?) Миши
    .
  • Дательный. Вспомогательное слово — «дам». Косвенный, его употребление возможно без предлога и с ним. Пример: (дам кому?) Никите.
  • Винительный. Помогает верно определить его слово «вижу». Косвенный. Существительные в В. п. являются дополнениями в предложении. По вышеуказанным признакам его не спутаешь с именительным. Например: сквозь (что?) время,
    (вижу что?) знамя
    .
  • Творительный. Для него вспомогательным словом будет «доволен». Косвенный. Он употребляется с . Пример: (доволен кем?) дочкой
    , (доволен чем?) результатом
    .
  • Предложный. Косвенный. Его наименование напрямую говорит о том, что употребляется он всегда с предлогом. Вспомогательное слово «думаю». Например: (думаю о ком?) о любимой
    ; (думаю о чем?) о защите диссертации
    .

Таблица падежей русского языка с вопросами:

Ссылка на основную публикацию