Правила чтения и произношения в немецком языке

Гласные:

ah eh ih oh uh
а: эй и: о: у:

Буква с двоеточием указывает на то что, звук будет долгим, и когда мы произносим, то как бы немного тянем звук, например:

Sah ( за: ), sehen ( зе:н ), ihr ( и:р ), froh ( фро:), uhr ( у:р )

 Guten Tag — добрый день

Guten — добрый,хороший

В слове (гу:тэн ) -долгий звук. Он произносится подобно русскому звуку в слове «нужен», однако при его произнесении губы чуть больше напряжены и энергичнее округлены.

Долготу гласных будем обозначать двоеточием : ( гу:тэн )

Гласный е в конце слова или в приставках произносим как очень слабый , который произносится нечетко и напоминает безударный . Например, в слове гу:тэн этот звук практически не слышен.

Часть первая. Базовые ошибки в немецком произношении у русскоязычных

Можно ответить банально — слушайте диалоги на немецком, старайтесь понять как произноситься тот или иной звук.

В данном тексте я хотел бы обратить внимание на те проблемы, с которомы сталкиваются именно наши ученики, разговаривающие на русском языке

Проблема № 1

Буква (звук) R.

Поговорим сначала о аналоге этой буквы — русской букве Р.

В русском языке этот звук считается одним из самых сложных в изучение. Многие дети до 6-7 лет неправильно ее произносят в силу специфических особенностей ее произношения. Иногда требуется помощь логопеда, чтобы научиться ее произносить правильно.

Для того чтобы научиться правильно произносить звук , уточним его артикуляцию, т.е. способ произнесения. Для этого попробуем открыть рот, поднять кончик языка за верхние зубы и подуть на него так, чтобы он начал вибрировать под действием воздушной струи. Не забудем добавить голос!

В русском языке это единственный звук, во время произнесения которого вибрирует кончик языка. Имеет пару по признаку «твердости – мягкости»: звук (мягкий).

При произношении этого звука язык прижимается к верхним зубам и вибрирует. Для того, чтобы произносить немецкий звук R, нужно прижимать язык к нижним зубам. Все, правильное произношение гарантировано.

Я  не сторонник артикуляционной технологии постановки произношения, т.к. учить по таким схемам каждый звук слишком сложно.

Вспоминается шутка известного английского писателя Джерома К. Джерома о изучении немецкого языка по таким схемам.

Я вижу так же мало пользы в научном объяснении, которое требует каких-то акробатических способностей, но не приводит ни к чему. Вот образчик такого объяснения:

   «Прижмите миндалевидные железы к нижней части гортани. Затем, выгнув корень языка настолько, чтобы почти коснуться маленького язычка, постарайтесь концом языка притронуться к щитовидному хрящу. Наберите в себя воздух, сожмите глотку и тогда, не разжимая губ, скажите Каrоо».    И когда все это сделаешь, они еще недовольны.

Но именно с этим звуком сделаем исключение.

Теперь послушайте, как звучит эта буква в начале слова.

reisen ездить

Но на это наши мучение с данной буквой не заканчиваются.  Мы изучили, как звучит буква в начале слова или слога, а как она звучит на конце слова?

В немецком языке множество слов с окончанием на -er,  обычно это профессии в мужском роде.

der Arbeiter (рабочий), der Lehrer (учитель), der Meister (мастер) и так далее и тому подобное.

Здесь звук R исчезает и вместо ожидаемого русского ЭР мы слышим легкое горловое А.

Lehrer учитель

Запомните, никаких АРБАЙТЭР, ЛЭ:РЭР, МАЙСТЭР  — только АРБАЙТа, ЛЭ:Ра, МАЙСТа.

Но в середине слова/слога буква R после гласных читается.

Случаи, когда гласная + R образуют особый слог

Такой случай – не редкость для английского языка. Гласная + R относятся к одному слогу и вместе дают довольно необычный для русскоговорящих звук.

Что интересно, в связках гласная + R американцы произнесут R, и ее будет слышно.

Британцы не говорят R, вместо этого они протянут гласную. Для британцев R в этом случае работает, как “удлинитель” для предыдущей гласной.

В этом состоит главное отличие между британским и американским акцентом.

Прослушайте 2 варианта звучания слова card

R в конце слова в сочетаниях or и er

Американцы в этом случае будут говорить R, они произнесут ее слабо, но ее можно расслышать. Британцы R не скажут. Но если следующее слово начинается на гласную, то даже британцы r скажут. Послушайте, как произносят слово mother и mother-in-law: http://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/mother 

Слог “гласная + R” в середине слова

Есть ряд особых связок с r, которые дают необычный звук /ɜː/. Это связки ir, ur, er и иногда or. Как в слове girl. Американцы r скажут, британцы – нет.

Еще примеры: bird, turn, shirt, world, murder, Berlin

В некоторых слогах перед R могут стоят 2 гласные. Манера произношения, опять же, зависит от акцента. Смотрим картинку.

Чтобы избежать недоразумений, нужно определиться, с каким акцентом говорит собеседник. Эталонным по-прежнему считается британский вариант, но почти весь мир пользуется американским. Постепенно вы научитесь слышать разницу, если вы будете тренироваться и слушать английскую речь. А пока же рекомендую вам просмотреть видео урок с правилами чтения гласных в американским английском. Последний блок затрагивает чтение R в разных типах слогов.

Русский акцент в английском языке: 5 ошибок, которые выдают в вас русскогоВсе секреты английского произношенияКак же на самом деле читать R в английском? Простые правила чтения буквы R.

Елена Вогнистая

Меня зовут Елена Викторовна Вогнистая, и я преподаю английский более 15 лет. Автор книги
OK English! Английская грамматика для начинающих
Я рада поделиться знаниями и опытом с вами.

Наши проекты:
ok-english.ru (500+ статей и уроков по английскому);

ok-tests.ru(1000+ тестов по всей грамматике английского);

Youtube КАНАЛ OK English (600+ видео уроков по английскому);

Группа VK,

Группа Facebook

Звук [й] и буква

Нам уже известно, что звук – согласный, звонкий, непарный, всегда мягкий. Для обозначения звука на письме используется буква И-краткое. В русском языке встречаются слова с буквой Й на конце слова. Например: чай, май, дай, лай.

Также можно встретить И-краткое в середине слова: лайка, зайка, майка.

Но в начале слова эта буква встречается очень редко. Запомните их: йод, йогурт, йога, йог.

Рис. 1. Йод (Источник)

Рис. 2. Йогурт (Источник)

Рис. 3. Йог (Источник)

Прочтите загадки, угадайте предметы и определите положение звука в слове.

Нагнут меня ребятки,
И дождь пойдёт на грядки.

Лейка (Й в середине слова)

Рис. 4. Лейка (Источник)

Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.

Трамвай (Й в конце слова)

 

Рис. 5. Трамвай (Источник) 

Над морской волной летает,
Рыбку клювиком хватает.
Крик поднимет жуткий стайка
Называют птицу …

Чайка (Й в середине слова)

Рис. 6. Чайка (Источник)

Вот лекарство. Ты не бойся:
Для здоровья и красы
Детям мажут им коленки,
Локти, щёки и носы.

Йод (Й в начале слова)

В русском языке некоторые слова можно изменить так, что в них появляется И-краткое. Например: лить – лейка, строить – стройка.

Попробуйте самостоятельно подобрать такие слова к тем, что даны.

Мыть – ….. (мойка)

Стая – ……(стайка)

Аллея – …..(аллейка)

Скамья – …..(скамейка)

Семья – …..(семейка)

Шея – ……(шейка)

По написанию И-краткое очень похоже на букву И. Отличаются они верхним элементом.

Сравним звуки и

Сравним звуки и . Звук – гласный, – согласный. Мы уже знаем, что гласный звук образует слог: ли-си-ца.

Согласный звук слога не образует.

Запомните: звук согласный и слога не образует. Закрепим полученные знания, выполнив задание.

Разделите пары слов на слоги.

Бои – бой,

мои – мой,

свои – свой,

герои – герой,

сараи – сарай, 

музеи – музей.

Проверим, что получилось.

Бои-2 слога, бой-1.

Мои-2 слога, мой-1.

Свои-2 слога, свой-1.

Герои-3 слога, герой-2.

Сараи-3 слога, сарай-2.

Музеи-3 слога, музей-2.

Нетрудно заметить, что во второй паре слов на 1 слог меньше. Потому что согласный звук слога не образует.  

Как переносить слова с буквой Й?

Поговорим о том, как переносить слова с буквой Й.

Вы уже знаете, что слова переносятся по слогам. Звук – согласный, значит, его нельзя отрывать от слога.

Рассмотрим варианты переноса слов.

В словах май, дай, пой, лай 1 гласная, 1 слог, значит, переносить нельзя.

Слова майка, чайка, лайка, стройка имеют 2 гласные, 2 слога. Переносим так:
май-ка, чай-ка, лай-ка, строй-ка.

Прочитайте поговорки и найдите в них слова с буквой Й, разделите эти слова для переноса.

Не желай другому того, чего себе не желаешь.

Глупый осудит, а умный рассудит.

Делай добро и никого не бойся.

Знайка по дороге бежит, а незнайка на печи лежит.

Не плюй в колодец – пригодится водицы напиться.

Проверим, что получилось: же-лай, глу-пый, ум-ный, бой-ся, знай-ка, не-знай-ка, слово плюй переносить нельзя – 1 слог.

На следующем уроке мы узнаем, что буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать один звук и указывать на мягкость согласного звука, а также эти буквы могут обозначать два звука, если стоят в начале слова, после гласной, твердого или мягкого знаков.

Список рекомендованной литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).
  2. Netedu.ru (Источник).
  3. Prezentacii.com (Источник).

Рекомендованное домашнее задание

  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 65 С. 51.
  • Прочти предложения вслух. Допиши недостающую букву.

 

Рис. 7 (Источник)

 Выполни задание.

Рис. 8 (Источник)

* Придумай загадки о словах, в которых есть буква Й. Раздели слова-отгадки на слоги. Объясни, как можно перенести эти слова.

Ссылка на основную публикацию