Как пишется слово «разговор»?

Содержание речи (что мы говорим)

Одно лишь умение красиво говорить не сможет сделать из вас
интересного собеседника. Для этого речь должна быть наполнена смыслом. Поэтому
вместе с тренировкой дикции, вам, возможно, придется поработать над:

  • Грамотностью речи и расширением словарного
    запаса;
  • Улучшением точности выражения мыслей;
  • Чистотой речи.

Как развить грамотность речи и расширить словарный запас?

Грамотная речь –это привычка. За один день развить ее не
получится. Но если регулярно практиковаться, то результат не заставит себя
ждать.

Чтобы развить грамотность речи и расширить словарный запас:

  1. Читайте книги. Разные жанры;
  2. Слушайте выступления спикеров. Например, на TED;
  3. Пользуйтесь словарями, чтобы узнать значение новых слов. Например, http://gramota.ru/;
  4. Пишите диктанты. Например, Тотальный диктант;
  5. Попросите друзей и близких поправлять ошибки в вашей речи;
  6. Начните писать и редактировать тексты. Книга «Новые правила деловой переписки» вам в помощь.

Как точнее выражать свои мысли?

Прежде чем говорить, нужно понять, а что именно вы хотите сказать. Ведь мысли в вашей голове рождаются не в виде слов, а в виде образов. И чем точнее вы опишите эти образы словами, тем проще вам будет донести до собеседника свои мысли.

Умение описывать свои мысли словами – это тоже навык. И на
его развитие тоже потребуется время. Быстрее всего можно научиться только на
практике. Поэтому:

  • Больше общайтесь, участвуйте в дискуссиях;
  • Учитесь у других людей;
  • Читайте книги;
  • Заведите дневник или блог.

Еще одно важное правило: научитесь слушать других людей и понимать их. Возможно вам для этого потребуется поработать над своим эмоциональным интеллектом

Начать можно с прохождения теста на эмоциональный интеллект.

Как избавиться от слов-паразитов и сделать речь чистой

Слова-паразиты («как бы», «короче», «в общем», «типа», «это
самое», «вот», «так сказать» и другие) и непроизвольные звуки («ээмм», «ммм», «эээ»
и другие) засоряют речь.

Чаще всего слова и звуки-паразиты люди используют для
заполнения пауз. Говорящий произносит их в начале или конце предложения, либо
при переходе от одной мысли к другой.

Несколько способов избавиться от мусора в речи.

  • Запишите свою речь на диктофон и определите какие
    слова-паразиты и непроизвольные звуки вы вставляете в речь;
  • Каждый раз, когда говорите слово-паразит или
    произносите звуки, хлопайте в ладоши. Это прекрасный способ увидеть, насколько
    засорена ваша речь;
  • Начните говорить медленнее и делайте больше пауз.
    Так у вас появится время на проработку того, что хотите сказать.

Всё же специалисты по ораторскому искусству рекомендуют не избавляться от слов-паразитов полностью, а выбросить около 90%. Оставшиеся понадобятся для неформальных бесед.

В каких случаях пишется «в продолжениИ»?

«Продолжение» – это еще и обычное русское существительное, которое склоняется по падежам и в зависимости от этого меняет окончание.

В предложном падеже на конце пишется И: в продолжении. В продолжении этого фильма покажут новые приключения героев.Я все расскажу в продолжении письма.

Как понять, что перед вами существительное с предлогом, а не отыменный (производный) предлог?

  1. «В продолжении» можно заменить словами «в следующей части». А если речь идет о книге или фильме – «в сиквеле».

  2. Между предлогом и существительным можно вставить определение (прилагательное, числительное, местоимение или причастие): в скором продолжении сериала; во втором продолжении «Гарри Поттера»; в публикуемом продолжении документа.

  3. «В продолжение» можно заменить синонимичными предлогом «в течение» или словосочетанием «во время»; в другом значении – словами «в качестве продолжения». Словосочетание «в продолжении» заменить этими словами невозможно.

Помните, что это существительное может стоять и в форме винительного падежа – тогда на конце будет Е. Например: Журналист включил в продолжение репортажа новые факты.

«В продолжение». Когда правильно

Если читатель хочет получить готовый ответ на вопрос, придется потерпеть. Брать готовый ответ — все равно что отказаться переключить захватывающий детектив сразу на титры. Ответ на вопрос получен, но интерес от поиска пропал.

Поэтому побудем сыщиками и узнаем правильно ли писать «в продолжении разговора»или нет. Слово «продолжение» — имя существительное среднего рода, единственного числа. Утверждение легко доказывается: что? Продолжение. Имя существительное, двусмысленностей быть не может.

Продолжение — изменяемое слово. Заканчивается на «ие», окончание «е». В предложном падеже окончание «и». Ряд учеников путают окончание «и» со стандартным окончанием «е» имен существительных второго склонения.

Помним о своей роли сыщика, не полагаемся на случай. Ошибка возможна даже у самых опытных детективов. Пронаблюдаем изменение падежа слова «продолжение»:

  • Именительный падеж. Отвечает на вопрос что? Продолжение. Окончание «е».
  • Родительный падеж. Отвечает на вопрос чего? Продолжения. Окончание «я».
  • Дательный падеж. К чему? К продолжению. Окончание «ю».
  • Винительный падеж. Во что? В продолжение. Окончание «е».
  • Творительный падеж. Чем? Продолжением. Окончание «ем».
  • Предложный падеж. О чем? О продолжении. Окончание «и».

Проверка пройдена успешно! Действительно, предложный падеж показывает окончание «и». Значит, написание «в продолжении телефонного разговора» будет верно если слово «предложение находится в предложном падеже. С другой стороны, написание «в продолжение нашего разговора» верно если слово «предложение» находится в творительном падеже!

Давайте проверим вместе. Проведем следственный эксперимент, зададим падежный вопрос. В продолжении (чего?) телефонного разговора.

Опытный сыщик заметил бы странность получившегося предложения. Фраза лишена смысла. Читателю непонятно зачем писать предложение. В нем не хватает других элементов предложения, который придают смысл фразе.

Значит поиск истины не окончен. Но настоящие детективы не сдаются на половине пути и ответ на вопрос «в продолжение или в продолжении нашего разговора» будет найден!

Чтение и еще раз чтение

Эффективным способом, как развивать речь у взрослых и детей, является чтение. Читать нужно не все подряд. Отлично подойдут классическая литература или специальные книги по развитию речи.

Можем посоветовать такие произведения, как «Слово живое и мертвое» Норы Галь, «От адамова яблока до яблока раздора» Вадима Храппа и «Живой как жизнь» Корнея Чуковского.

На просторах интернета есть множество достойной литературы, чтение которой поможет поставить речь и пополнить словарный запас.

В процессе чтения вам будут попадаться интересные цитаты. Особенно понравившиеся советуем записывать в блокнот, чтобы время от времени перечитывать их и запоминать.

Кроме книг умными фразами и выдержками из книг кишат и соцсети

Не важно, откуда взяты цитаты, куда важнее их запоминать

В нужной ситуации мозг подскажет вам, кого стоит процитировать. Такой внезапный окрас речи может превратить ваши слова в настоящий шедевр ораторского искусства.

Правило

Проверочные слова: говор, говорить.

Мягкий знак в конце

Начнем с мягкого знака:

в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от  правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ  -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ  -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь  — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).

Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Примеры

В продолжение разговора он испускает частые и продолжительные вздохи.М.Е. Салтыков-Щедрин. «Губернские очерки»

В продолжение дороги мы два раза переехали через реку Насягай по весьма плохим мостам. С.Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением семейной хроники»

Но теперь, в продолжение почти трех недель, всем моим жалким ухищрениям чинились препятствия. В.В. Набоков. «Лолита»

В продолжение 1831–1832 годов Лермонтов постоянно обращается к этому драматическому эпизоду…И.Л. Андроников. «Лермонтов и Н. Ф. И.»

Довольно долго клуб находился в мучительном положении и даже можно было сомневаться в продолжении его существования. А.К. Шеллер-Михайлов. «Лес рубят – щепки летят»

Виктор отказал своим арендаторам в продолжении аренды, чтобы не уступать им части своей земли.А.Ф. Редигер. «История моей жизни»

Важнейшая роль компаний состоит в продолжении геологоразведки с целью диверсификации запасов… Игорь Сечин. «Есть ли альтернатива сценарию «50-60»?» // «Эксперт»

За сотрудничество с Анкарой выступают крупнейшие оборонные компании США, заинтересованные в продолжении поставок вертолетов, ракет и истребителей F-35 на турецкий рынок. Александр Терентьев. «Наследники блистательной Порты» // «Однако»

разговаривать I

Морфологические и синтаксические свойства

  наст. прош. повелит.
Я разгова́риваю разгова́ривалразгова́ривала  —
Ты разгова́риваешь разгова́ривалразгова́ривала разгова́ривай
ОнОнаОно разгова́ривает разгова́ривалразгова́риваларазгова́ривало  —
Мы разгова́риваем разгова́ривали
Вы разгова́риваете разгова́ривали разгова́ривайте
Они разгова́ривают разгова́ривали  —
Пр. действ. наст. разгова́ривающий
Пр. действ. прош. разгова́ривавший
Деепр. наст. разгова́ривая
Деепр. прош. разгова́ривав, разгова́ривавши
Будущее буду/будешь… разгова́ривать

раз-го-ва́-ри-вать

Глагол, несовершенный вид, непереходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 1a.
Соответствующего глагола совершенного вида нет.

Приставка: раз-; корень: -говар-; суффикс: -ива; глагольное окончание: -ть. []

Семантические свойства

Значение

  1. то же, что говорить (в разных значениях) ◆ Леонардо, как настоящий провидец, писал в «Дневниках»: «Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдалённых стран и друг другу отвечать, как будто находясь рядом». Ольга Антонова, «Держащий путь на звезду», Сбываются пророчества Леонардо да Винчи, 25 декабря 2002 г. // «Известия» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. ) ◆ Мой младший «я» и «моё» в 1,5 уже говорил, хотя по-настоящему и сейчас в 2 и 1 не разговаривает ещё. «Речь», 2012 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. )
  2. перен., обычно с отрицанием поддерживать общение, считать возможным общаться с кем-либо ◆ ― Крутишься тут под ногами. ― С тобой не разговариваю! ― Не разговариваешь, так и не лезь. В. Ф. Тендряков, «Ухабы», 1956 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. )

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство
  • уменьш.-ласк. формы: разговорец, разговорчик
  • имена собственные: Разговоров
  • пр. существительные: разговор, разговорник, разговорность, разговорчивость
  • прилагательные: разговорный, разговорчивый
  • глаголы: разговорить
  • причастия: разговорённый

Этимология

Из раз- + -говаривать (говорить), далее от праслав. *govorъ, от кот. в числе прочего произошли: укр. говорити, болг. го́вор «разговор», гово́ря «говорю», сербохорв. го̏во̑p «речь, разговор», гово́рити «разговаривать», словенск. gȏvor, govoríti, чешск. hovor, hovořit, словацк. hovoriť, кашубск. gævær «голос, язык», в.-луж. howrić «глухо звучать, бушевать». Другая ступень чередования: польск. gwar «шум, говор», gwara «диалект, говор». Родственно также латышск. gaura «болтовня», gaurat, -ãju «свистеть; бушевать», gavile^t, -ẽju «буйно ликовать; петь (о соловье)», лит. gauju, gauti «выть», gaudžiù, gaũsti «звучать», др.-в.-нем. gikewen «звать», англос. cíegan (из *kaujan) — то же, гутнийск. kaum «вой», др.-в.-нем. kûma «жалоба», др.-инд. jṓguvē «издаю звук, кричу», gavatē «звучит», греч. γόος «жалоба», γοάω «жалуюсь, плачу». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Перевод

говорить
  • en: speak; talk, converse (with)
  • bua: дуугарха, хөөрэлдэхэ
  • es: hablar
  • koi: баитна
  • lt: kalbėti
  • de: sprechen, reden
  • ro: vorbi
  • fr: discuter
поддерживать общение
  • en: be on speaking terms (with)
  • de: eine Unterhaltung führen

Тренировка речи

Самое лучшее упражнение для постановки речи – качественная разговорная практика. Тот, кто просто много разговаривает, не всегда говорит действительно хорошо. Стремитесь к тому, чтобы во время любого разговора ваша речь была связной, обдуманной, аргументированной. Диалоги хорошо помогают выстраивать логический ход мыслей. Обсуждайте с друзьями прочитанные книги, просмотренные фильмы, различные события.

Вот несколько рекомендаций, выполнение которых поможет вам в постановке речи.

  1. Читайте и пересказывайте. Я уже писала о том, что чтение хорошо помогает обогатить словарный запас, развивает память и мышление. Пересказывая прочитанное, вы лучше поймете и запомните материал, усвоите новые слова и словосочетания, различные обороты речи.
  2. Пишите. Если вам необходимо выступить перед аудиторией, обязательно запишите свою речь на бумаге. Перечитайте ее, посмотрите, что еще можно добавить или убрать, не нарушена ли логика, нет ли смысловых ошибок. Помните, что самая лучшая импровизация – хорошо отрепетированная.
  3. Смотрите выступления известных ораторов. Но не с целью замотивировать себя, а чтобы проанализировать выступление. Подмечайте все важные детали: как построено выступление, как оратор двигается, каковы его жесты, мимика, тембр голоса и темп речи. Если какая-то речь вас особенно сильно зацепила, то попробуйте записать ее на бумаге по памяти. Затем представьте, что вы выступаете перед большой аудиторией, и прочитайте свою речь вслух. Запишите выступление на камеру. Пересмотрите его, отмечая ошибки и моменты, над которыми надо поработать.

Как видите, никаких особенных секретов в постановке красивой речи нет. Для достижения хорошего результата нужна работа над собой и постоянная практика.

Напоследок я рекомендую посмотреть видео, в котором радиоведущая и преподаватель техники речи делится секретами хорошей дикции.

О чём ещё поговорить

Наблюдения

Когда разговор заходит в тупик, мы отчаянно пытаемся его возобновить. Долго думаем, о чем можно поговорить, и не замечаем, что можно продолжить беседу, обсуждая все происходящее вокруг.

1. Если вы впервые встретились с вашим собеседником, то будет логично спросить его о причине его пребывания в данном месте.

2. Начните разговор с внешнего вида. Расскажите, что на вас сегодня надето, почему вы это выбрали.

3. Что за люди вокруг вас?

Возможно, вы или ваш собеседник встретит знакомого человека.

4. Играет ли музыка? Какой запах вы чувствуете? Пользуется ли ваш оппонент парфюмом?

Планы на будущее

Многим нравится говорить о своих планах, рассказывать, чем они собираются заняться, да и чего ожидают от будущего.

1. Есть ли планы на выходные?

Это отличная тема для разговора. Вы можете начать говорить об этом с человеком, которого уже знаете.

2. Какое событие вы ждете с нетерпением?

Это может быть фестиваль, музыкальный концерт, выставка, открытие магазина, праздник или парад.

3. Есть ли у вас цель? Чем хотите заниматься в будущем?

4. Где бы вы предпочли жить: в деревне или в городе?

5. Планируете ли уехать за границу?

6. В какой университет хотите поступить?

Человеческие взаимоотношения

Нас всегда окружает большое количество людей, поэтому данная тема нам и интересна. Например, подружки решили поговорить о своих парнях или старые друзья начали рассказывать про своих жен.

1. Как дела в семье? Как жена и дети?

Семейному человеку будет приятно рассказать про достижения своего ребенка и про красавицу-жену.

2. Поговорить о друзьях. Есть ли у вас друзья? Часто ли вы ссоритесь?

3. Меняете ли вы друзей, как перчатки, или вы дружите с одним единственным уже много лет?

Как «поставить» голос

Конечно, термин «постановка голоса» больше относится к музыкантам, актёрам и другим творческим профессиям. Он означает, что нужно тренировать силу голоса, его диапазон и тембр. Силу голоса можно натренировать, если громко и чётко произносить тексты различного характера: стихотворения, басни, оды, стихи в прозе.

Диапазон вполне можно расширить, если произносить разнообразные текстовые упражнения на самых высоких или самых низких тонах. При этом голос в идеале должен становиться выше или ниже, в зависимости от конечной цели. Тембр же голоса зависит от обертонов, то есть от добавочного тона, звучащего как своеобразное эхо. Обертон появляется в момент отражения звука от стенки естественного резонатора (собственного черепа, грудной полости, гортани и прочих).

Откуда берется красивая речь

Красивая речь ребенка – это заслуга его родителей. Разговорный навык желательно развивать с детства. Этому способствует посещение театральной студии или поэтического кружка, а также постоянное чтение и разучивание стихов.

Уроки языка и литературы в школе вносят значительный вклад в развитие детской речи. Если школьные педагоги не дают желаемых результатов, родители должны взять ситуацию в свои руки.

Стоит рассмотреть индивидуальные занятия с ребенком, либо записать его на частные уроки к другому педагогу, который поможет ему развить искусство говорить свободно на любые темы.

Но что если ваши родители в детстве упустили аспект развития красивой речи? Не стоит расстраиваться и думать, будто шансов научиться говорить четко у вас нет. Все еще можно наверстать, совершенствоваться никогда не поздно!

Что значит “говорить красиво” и почему важно этому научиться

Мы все хотим свободно объясняться с другими людьми, легко доносить до них свои мысли, уметь заинтересовать собеседника и достойно выглядеть в его глазах. Это помогает нам достичь определенного уровня успеха и стать популярным.

Давайте опишем хорошо поставленную речь:

  • неторопливая;
  • легкая, без длинных неловких пауз и неожиданных запинок;
  • в ней отсутствуют ненормативная лексика и слова-паразиты;
  • повествование можно назвать содержательным;
  • сопровождается умеренной жестикуляцией и мимикой;
  • звучит эмоционально, а не монотонно.

Умение говорить четко, последовательно и убедительно пригодится во всех сферах жизни и выручит в любых ситуациях

Будь вы профессор в институте или учитель в школе, бизнесмен, менеджер по продажам – с помощью речи вы сможете приковать к себе внимание аудитории или добиться подписания важного контракта

Искусство красноречия пригодится любому человеку. Оно позволяет оказывать влияние на людей, управлять их действиями и поступками, заряжать аудиторию своей энергией и настроением. В конечном итоге, овладев этим искусством, вы легко станете душой компании, сможете блистательно выступать перед людьми и успешно проводить переговоры.

Чтобы выступление звучало красиво и убедительно, сам оратор должен быть энергичным, образованным, начитанным и уверенным в себе человеком. Только так он сможет заворожить аудиторию, вызвать доверие и симпатию, проникнуть в человеческие души и замотивировать людей. И хорошо, если при этом человек знает, как развить харизму. Тогда слушателям непременно захочется воплотить в жизнь свои тайные мечты и начать активно действовать.

Но это эмоциональная сторона вопроса. Ее часто разбирают на разных мотивирующих и вдохновляющих тренингах, где учат, как стать лидером. Однако человеку порой просто требуется поставить четкую, внятную, уверенную речь с грамотным и логически выстроенным повествованием. Она включает в себя следующие обязательные элементы:

  • дикция (отчетливое произношение звуков);
  • темп (умение говорить медленно или быстро, не тормозя и не тараторя);
  • громкость голоса;
  • интонация;
  • грамотность;
  • богатый словарный запас;
  • чистота (отсутствие слов-паразитов);
  • точность (использование наиболее подходящих слов для выражения мысли, структурированное повествование без “воды”);
  • выразительность (метафоры, сравнения, синонимы, образные выражения и другие языковые средства).

Разговорный навык начинает вырабатываться у человека уже с самого рождения. Родители постоянно общаются с ребенком, читают ему сказки, учат с ним стихи – все это способствует формированию правильной и красивой речи. А вот взрослому человеку придется развивать свои разговорные навыки самостоятельно.

Как сделать речь красивой

Прежде всего, в стремлении научиться правильно разговаривать вам необходим ответственный подход и четко разработанная стратегия. Также вам будет полезно следовать нескольким правилам в процессе улучшения речи:

  • Исключить слова-паразиты из оборота.
  • Читать художественную литературу.
  • Постоянно обогащать речь новыми словами.
  • Бороться с дефектами дикции или произношения.
  • Слушать красивую и правильную речь.
  • Пересказывать прочитанное или услышанное.
  • Избегать тавтологий.Выделять главное.
  • Развивать память
  • Бороться со страхом перед публикой

Эти советы кажутся простыми, но лишь постоянное следование им приведет к желаемому результату. Поставить речь можно и без посторонней помощи, нужны лишь самоконтроль и дисциплина.

Развитие речи

Все больше людей не могут грамотно выстраивать предложения, не знают значений многих слов, злоупотребляют словами-паразитами и ненормативной лексикой. Я думаю, что это связано в основном с тем, что большинство предпочитает смотреть телевизор или ходить в кино, вместо того чтобы почитать интересную книгу. Но мы-то с вами не такие. Как минимум вы уже читаете эту статью, а я пишу ее для вас. Поэтому продолжаем развивать речь.

Правильное построение предложений

Очень сложно понять человека, который при разговоре перескакивает с темы на тему, мучительно долго пытается подобрать нужные слова и не может правильно составить предложения, лишая свой рассказ логики.

А ведь порядок слов имеет большое значение. Этому учат еще в школе на уроках русского языка. Из-за неверного порядка слов смысл предложения искажается и может даже вызвать смех. Приведу несколько примеров смысловых ошибок.

  1. Жильцы дома требовали устранения неполадок и ремонта (Чего требовали жильцы? Сделать ремонт или его устранить?).
  2. Хозяин пнул собаку ногой, которая сразу же обиделась и убежала (Нога обиделась и убежала?).
  3. Спустя несколько лет он снова ее встретил. Это была уже, к сожалению, 39-летняя замужняя дама (Ему жаль, что ей уже 39 лет? Или что она замужем?).

Чтобы не допускать таких ошибок в беседе, я советую делать следующее:

  • подтянуть грамотность с помощью учебников русского языка и справочников;
  • каждый день читать хотя бы по 30 минут – предпочтение лучше всего отдать художественной литературе, публицистике, специальным книгам по развитию.
  • пересказывать прочитанное – только обязательно сверяйте, насколько последовательно и логично вы повторяете текст.

Увеличение словарного запаса

Скудный словарный запас не позволяет полноценно выражать мысли, заставляя человека постоянно запинаться в поисках нужного слова. Такая речь звучит прерывисто и однообразно, потому что используются одни и те же слова, и в целом производит отталкивающее впечатление.

Регулярное пополнение словарного запаса обеспечат следующие действия.

  1. Ежедневное чтение качественной литературы. Обязательно заведите себе блокнот, куда будете выписывать наиболее понравившиеся фразы, умные выражения. В подходящий момент нужная цитата всплывет в памяти и украсит вашу речь.
  2. Работа с толковым словарем. Как только вам встретится новое слово, обязательно уточните его значение в толковом словаре. Слово можно выписать и постараться запомнить, но только в контексте, чтобы в будущем избежать неверного употребления термина.
  3. Разгадывание кроссвордов, сканвордов и прочие игры, для которых необходимо обладать обширным словарным запасом.
  4. Подбор синонимов. Это отличная практика для пополнения тезауруса, которая поможет избежать тавтологии при разговоре. Сейчас есть различные приложения для смартфонов, помогающие подбирать синонимы.

Избавление от слов-паразитов

К словам-паразитам относятся слова и словосочетания, лишенные какой-либо смысловой нагрузки:

  • ну;
  • короче;
  • это самое;
  • типа;
  • вот;
  • как бы и т. д.

Чаще всего человек произносит их бессознательно, чтобы заполнить возникшую паузу. Коварство слов-паразитов заключается в том, что их употребление становится вредной привычкой. Искоренить ее получится, только приложив сознательные усилия. Вот несколько советов.

  1. Запишите любой свой разговор с друзьями или родственниками на диктофон.
  2. Прослушайте запись и выявите слова-паразиты.
  3. Приучите себя говорить немного медленнее, чем привыкли, чтобы успеть осознать момент, когда захочется произнести вредное словечко. Лучше сделать небольшую паузу.
  4. Попросите родственников, друзей и знакомых делать вам замечания, как только они услышат слово-паразит. А чтобы мотивация ваших собеседников была еще сильней и они более жадно вслушивались в вашу речь, платите им по 50 рублей за каждого проскользнувшего “паразита”. Так вы будете лучше себя контролировать, иначе разоритесь.

Поначалу будет сложно. Ведь искоренение вредной привычки требует колоссальных усилий, мощной самодисциплины и контроля. Потребуется от 2 до 3 недель упорной работы, чтобы очистить свою речь от “шлака”.

3 причины страха перед девушками

1. Чувство собственной неполноценности

Один лишь вид привлекательной девушки заставляет вас нервничать, а мысль о том, чтобы подойти к ней, вызывает ужас. Почему? Потому что вы считаете себя недостойным этой красотки. Вспомните женщин, внешность которых далека от вашего идеала. Наверняка их компания вызывает меньше дискомфорта.

Смысл в том, что мужчины делают слишком далеко идущие выводы, основываясь только на внешних данных женщины. Но представьте: вдруг она глупа? Или у неё напрочь отсутствует чувство юмора? Или у вас просто нет ничего общего? Вы ещё не знаете эту особу, а уже уверены в её великолепии (и своём несоответствии ему).

В итоге чувство собственной неполноценности лишает вас уверенности и мешает проявить свою индивидуальность.

Совет: помните, что внешность говорит скорее о генах, чем о личности. Так что не спешите обожествлять незнакомку и отправлять себя в список недостойных. Лучше выясните на практике, что она за человек.

2. Одержимость и нереалистичные фантазии

Застенчивые парни имеют свойство выбирать одну девушку объектом мечтаний. С прекрасной особой может связывать всего лишь пара коротких разговоров или улыбок: стеснительному человеку этого достаточно, чтобы во всех подробностях представить совместное будущее. Что происходит в итоге? Парень настолько накручивает себя, что, когда дело доходит до решительных действий, он теряется под грузом завышенных ожиданий.

Другой вариант развития сценария: вы наконец-то отваживаетесь пригласить её на свидание, но через три минуты разговора понимаете, что она вовсе не та прекрасная дама из вашей головы. И на основе трёхминутного общения принимаете решение отступить, так и не узнав девушку по-настоящему.

Совет: скажите «стоп» пустым фантазиям и направьте энергию на общение. Ну и помните, что в мире много милых и интересных девушек. Зацикливаться на одной, с которой вы почти не знакомы, явно не следует.

3. Промедление

Парни, которые страдают от застенчивости или имеют небольшой опыт отношений, могут долго ждать подходящего момента для разговора, прикосновения, первого поцелуя. Но чем дольше они ждут и чем больше об этом думают, тем сильнее становится страх.

Совет: действуйте импульсивно. Все мысли, которые появляются после первого импульса, направлены на то, чтобы отговорить вас от поступка. В конце концов, лучше сделать и жалеть, чем не сделать и жалеть.

Тренировка дикции

Начинать тренировку нужно с правильного дыхания. Если неправильно дышать, то это может повлечь за собой срыв голоса, затянувшиеся паузы, искажение смысла фразы

Поэтому во время публичных выступлений ораторы пользуются не обычным дыханием, а речевым. Обычного дыхания может просто не хватить, поэтому важно учиться правильно расходовать воздух и вовремя его восстанавливать. В этом случае пользуются диафрагменным дыханием

Оно развивается целой системой дыхательных тренировок, но они требуют упорства и большого терпения.

Дальше начинается работа непосредственно над правильным произношением — дикцией. Для этого нужно произвести простые действия:

  • Записать на диктофон ваше прочтение любого текста.
  • Прослушать получившуюся запись.
  • Дать прослушать её другим.
  • Сопоставить своё мнение и чужое.
  • Выделить основные недостатки.

Наиболее часто встречаются следующие ошибки произношения:

  • неправильное произношение гласных звуков в слабой позиции (без ударения);
  • «съедание» отдельных согласных звуков;
  • утрата гласных звуков;
  • неправильное соединение согласных звуков при их соединении;
  • нечёткое произнесение шипящих и свистящих звуков;
  • неправильное произнесение мягких звуков и т. д.

Заниматься исправлением дикции желательно с помощью специалистов. Сейчас есть множество организаций, где работают логопеды. Конечно, в основном, занятия рассчитаны на детей, но можно брать частные уроки, чтобы быстрее достичь нужного эффекта.

С чего начать, чтобы научиться правильно и убедительно говорить?

Чтобы понять с чего начать развивать речь, вам нужно определить (самостоятельно или с чьей-либо помощью) текущее положение дел. Другим словами, определить сильные и слабые стороны вашей речи. Для удобства я создал небольшой шаблон, который поможет вам научиться грамотно разговаривать и выражать свои мысли.

Речь можно проанализировать с точки зрения подачи (как вы
говорите) и содержания (что вы говорите). В этом деле вам будут полезны
диктофон или помощь человека, который разбирается в теме.

Найдите пример речи, которая вам нравится. Это может быть кто-то
из вашего окружения, либо публичная личность. Сравните свою речь с речью этого
человека и выделите, что именно вам нравится.

Ссылка на основную публикацию