Правило
Правописание согласных «с/з» в приставках (раз-/рас-):
- пишем «з» перед гласными, звонкими согласными: разбить,
- пишем «с» перед глухими согласными: расписаться.
Важно! Приставки з- в русском языке нет. Независимо от произношения всегда пишется с-: свить, сбить, сжать
В словах здесь, здание, здоровый з не является приставкой.
Мягкий знак в конце
Начнем с мягкого знака:
в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.
Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь
Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.
Шаг 1. Определяем, куда падает ударение
Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.
- Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
- Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.
Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).
После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.
Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов
Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.
Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:
стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.
Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:
носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ
Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):
хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ
бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ
чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ
есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят
дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут
Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…
Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно
Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».
Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.
К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.
К глаголам второго спряжения относятся:
- все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
- 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
- 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.
Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).
Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.
стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.
Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.
разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.
Как правильно пишется?
Правильное написание отдельных лексем подробно описано в орфографическом словаре. В некоторых ситуациях нужно срочно вспомнить корректную форму передачи лексемы: убережет как пишется, себя поберечь как пишется? В случае возникновения сомнений необходимо обращаться к нормам.
Несмотря на отсутствие во время произношения Ь в конце слова, он сохраняется на письме. Правильно употреблять в письменной речи формы: беречь, бережёшь, поберечь.
Часто возникают споры по поводу написания глагола: бережёт или бережот. Во время произношения отчетливо слышно гласную О, но как пишется слово в соответствии с нормами русского языка? Правило гласит единый допустимый вариант: правильно писать бережет, убережем.
Как правильно пишется
Для начала давайте определим принадлежность части речи, чтобы точно понимать, что перед нами именно наречие. Это очень просто, например: «Идет сильный снег и я никуда не хочу идти» – не пойду куда? Никуда. Таким образом, перед нами слово, которое напрямую зависит от сказуемого глагола, отвечает на вопрос об обстоятельстве дел, а не о конкретном месте или явлении – это отрицательное местоименное наречие. Еще пару предложений на закрепление:
- Никуда мне не надо спешить завтра – буду отдыхать. Опять же нет привязки к чему-либо.
- Я никуда не пойду в такую метель.
Такие отрицательные словоформы образуют единое слово – это надо просто заучить и все будет намного легче в правописании.
Раздельное употребление частицы тоже является вариантом нормы, например:
- Я никак не могла вспомнить ни куда положила ключи, ни зачем я вообще их брала с собой.
- Вернувшись на работу и начав поиски Лиза не знала ни куда она положила зонт, но мокнуть под дождем не хотелось.
В такой ситуации мы знакомимся со сложноподчинённым предложением, где «ни» выступает связным союзом с местоимением «куда», а не составляющей конструкцией и приставкой слова.
Если же отталкиваться от грамматики и правописания, то вариант «никуда» или «некуда» тоже встречаются повсеместно, а какой же выбрать? Давайте рассмотрим оба варианта:
- Не куда не хочу идти.
- Никуда не хочу идти.
Чтобы понять, где верный, поставить ударение
- Никуда́ не хочу идти.
- Не́куда идти.
Безударная приставка «ни-» пишется в составе отрицательного наречия, а «некуда» с ударной приставкой «не-» является не противопоставлением, а утверждением.
Как неправильно писать
Обратим внимание на наиболее распространенные ошибки при отображении:
- Не куда не хочу сегодня, устал я.
- Ни куда не успею, опять попала в пробку.
Значение
Толковый словарь собрал значение всех лексических единиц. Многие могут толковаться по-разному в зависимости от вложенного смысла в высказывание. Чтобы правильно понять друг друга, необходимо оперировать возможными значениями распространенных в речи словоформ.
Лексема “беречь” подразумевает два основных значения:
- оберегать от чего-либо или кого-либо;
- предотвращать лишние расходы.
Синонимы
Обширный словарный запас помогает в любой ситуации подобрать нужное выражение. Речь становится насыщенной и интересной, а грамматические ошибки совершаются гораздо реже. Допустимая замена изучаемых словоформ:
- заботиться;
- экономить;
- ограждать;
- защищать;
- остерегаться;
- уберегать;
- сберегать.