Как правильно пишется «разбирать»?

Правило

Правописание согласных «с/з» в приставках (раз-/рас-):

  • пишем «з» перед гласными, звонкими согласными: разбить,
  • пишем «с» перед глухими согласными: расписаться.

Важно! Приставки з- в русском языке нет. Независимо от произношения всегда пишется с-: свить, сбить, сжать

В словах здесь, здание, здоровый з не является приставкой.

Мягкий знак в конце

Начнем с мягкого знака:

в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от  правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ  -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ  -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь  — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).

Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Как правильно пишется?

Правильное написание отдельных лексем подробно описано в орфографическом словаре. В некоторых ситуациях нужно срочно вспомнить корректную форму передачи лексемы: убережет как пишется, себя поберечь как пишется? В случае возникновения сомнений необходимо обращаться к нормам.

Несмотря на отсутствие во время произношения Ь в конце слова, он сохраняется на письме. Правильно употреблять в письменной речи формы: беречь, бережёшь, поберечь. 

Часто возникают споры по поводу написания глагола: бережёт или бережот. Во время произношения отчетливо слышно гласную О, но как пишется слово в соответствии с нормами русского языка? Правило гласит единый допустимый вариант: правильно писать бережет, убережем.

Как правильно пишется

Для начала давайте определим принадлежность части речи, чтобы точно понимать, что перед нами именно наречие. Это очень просто, например: «Идет сильный снег и я никуда не хочу идти» – не пойду куда? Никуда. Таким образом, перед нами слово, которое напрямую зависит от сказуемого глагола, отвечает на вопрос об обстоятельстве дел, а не о конкретном месте или явлении – это отрицательное местоименное наречие. Еще пару предложений на закрепление:

  • Никуда мне не надо спешить завтра – буду отдыхать. Опять же нет привязки к чему-либо.
  • Я никуда не пойду в такую метель.

Такие отрицательные словоформы образуют единое слово – это надо просто заучить и все будет намного легче в правописании.

Раздельное употребление частицы тоже является вариантом нормы, например:

  • Я никак не могла вспомнить ни куда положила ключи, ни зачем я вообще их брала с собой.
  • Вернувшись на работу и начав поиски Лиза не знала ни куда она положила зонт, но мокнуть под дождем не хотелось.

В такой ситуации мы знакомимся со сложноподчинённым предложением, где «ни» выступает связным союзом с местоимением «куда», а не составляющей конструкцией и приставкой слова.

Если же отталкиваться от грамматики и правописания, то вариант «никуда» или «некуда» тоже встречаются повсеместно, а какой же выбрать? Давайте рассмотрим оба варианта:

  • Не куда не хочу идти.
  • Никуда не хочу идти.

Чтобы понять, где верный, поставить ударение

  • Никуда́ не хочу идти.
  • Не́куда идти.

Безударная приставка «ни-» пишется в составе отрицательного наречия, а «некуда» с ударной приставкой «не-» является не противопоставлением, а утверждением.

Как неправильно писать

Обратим внимание на наиболее распространенные ошибки при отображении:

  • Не куда не хочу сегодня, устал я.
  • Ни куда не успею, опять попала в пробку.

Значение

Толковый словарь собрал значение всех лексических единиц. Многие могут толковаться по-разному в зависимости от вложенного смысла в высказывание. Чтобы правильно понять друг друга, необходимо оперировать возможными значениями распространенных в речи словоформ.

Лексема “беречь” подразумевает два основных значения:

  • оберегать от чего-либо или кого-либо;
  • предотвращать лишние расходы.

Синонимы

Обширный словарный запас помогает в любой ситуации подобрать нужное выражение. Речь становится насыщенной и интересной, а грамматические ошибки совершаются гораздо реже. Допустимая замена изучаемых словоформ:

  • заботиться;
  • экономить;
  • ограждать;
  • защищать;
  • остерегаться;
  • уберегать;
  • сберегать.
Ссылка на основную публикацию