Международный валютный фонд / мвф

Сегодня МВФ

В настоящее время в МВФ насчитывается 188 стран-членов, в основе которых лежит Вашингтон, D. C. Каждая страна или регион представлена ​​членом Исполнительного совета Фонда и многочисленными сотрудниками. Соотношение членов совета директоров от каждой страны основывается на мировом финансовом положении страны, так что наиболее сильные страны в мировой экономике имеют самое сильное представительство. Соединенные Штаты имеют самую высокую право голоса, за которой следуют азиатские страны, такие как Япония, Китай и страны Западной Европы, такие как Великобритания, Германия, Франция и Италия.

В то время как МВФ устанавливает стандарты для мировой экономики и контролирует финансовые связи между странами, он также помогает нуждающимся странам, предоставляя им деньги, необходимые для того, чтобы превратить свою экономику и восстановить свою финансовую структуру. Страны вносят вклад в пул, из которого страны, которые в этом нуждаются, могут заимствовать в качестве краткосрочного займа. МВФ также помогает странам в разработке устойчивой финансовой политики, предоставляет экономические консультации, помогает странам максимизировать свою финансовую эффективность и работает, чтобы помочь развивающимся странам стабилизировать и поддерживать себя в мировой экономике.

В качестве примера рекомендаций, которые МВФ предоставляет своим странам-членам, читайте в статье «Нью-Йорк таймс» «I. M. F. Cautions U. S. о запасах, страховании и взаимных фондах». В этой статье обсуждается наблюдение Фонда, что У.S. запасы оцениваются слишком высоко, и его прогнозирование того, как это повлияет на экономику в ближайшем будущем, выносит рекомендации о том, как исправить ошибки, прежде чем это станет проблемой.

Для примера того, как МВФ работает над стабилизацией стран со спиральными экономиками, читайте статью «Уолл-стрит джорнал» «Греция, кредиторы достигают соглашения об условиях предоставления помощи», которая подробно освещает экономический кризис в Греции в 2015 году. В статье показана роль МВФ в экономических решениях, связанных с греческим долгом, например, помощь в решении вопроса о том, как обрабатывать долг и вносить взносы для облегчения бремени задолженности. В нем также упоминаются способы, с помощью которых МВФ вносил вклад в облегчение долгового бремени задолженности, и затрагивает аргументы МВФ в отношении решений о предоставлении финансовой помощи или нет.

МВФ играет три основные роли в мировой денежной системе. Фонд изучает и отслеживает экономические и финансовые изменения, выделяет средства странам с трудностями с платежным балансом и оказывает техническую помощь и подготовку странам, которые его запрашивают.

Критика организация

МВФ – любимый объект для критики, как среди отечественных, так и зарубежных экспертов. Следует признать, что значительная ее часть вполне обоснована. Чаще всего фонд обвиняют в том, что, вместо финансовой поддержки стран, попавших в тяжелое положение, он занимается продвижением американских интересов. И с этим трудно спорить.

США имеют 17% голосов, что позволяет им блокировать любое серьезное решение МВФ. При необходимости американский Сенат может принять законопроект о запрете кредитования той или иной страны, после чего сотрудничество с фондом для нее будет закрыто. Причем любое перераспределение квот не может изменить рамки этой системы.

Представители левых взглядов яростно критикуют МВФ за антисоциальную политику, к которой он подталкивает или прямо принуждает заемщиков. Действительно, в числе «любимых» требований фонда: урезание затрат на медицину и образование, сокращение зарплат и пособий, приватизация, уменьшение госаппарата. Для любого «левака» подобные реформы – словно нож в сердце. В качестве примера обычно приводят не слишком удачный опыт сотрудничества МВФ с Югославией в 80-е годы. Тогда, выполняя требования фонда, балканской республике пришлось урезать социальные программы, лишить поддержки собственную промышленность, что привело к обеднению населения и, по мнению части экспертов, стало причиной гражданской войны и распада государства.

МВФ оказался бессильным против последних нескольких кризисов. Первый из них произошел в Мексике в 1994 году и стремительно распространился на большинство стран Латинской Америки. Второй случился через три года в Азии. В обоих случаях МВФ не только не смог стабилизировать ситуацию, но и своими действиями усугубил последствия.

Международный валютный фонд критикуют за то, что он не смог справиться с кризисом 2008 года

Не меньше нареканий вызывает и точность экономических прогнозов МВФ. Специалисты фонда «проспали» не только азиатский кризис 1998 года, но глобальное потрясение, которое случилось десятью годами позже. Более того, перед обоими кризисами прогнозисты МВФ предсказывали этапы стабильности и развития.

Случаются в МВФ и скандалы. В 2011 году директору организации Стросс-Кану пришлось отказаться от своей должности из-за обвинений в сексуальных домогательствах.

В защиту МВФ можно сказать, что его критика зачастую граничит с популизмом. Фонд никого не заставляет принимать свою помощь и практически всегда готов корректировать свои требования. Логика его действий проста и очевидна: если у страны проблемы с платежным балансом – значит, она живет не по средствам и следует сократить расходы.

Неудачи, как правило, связаны с некомпетентностью одной из сторон. Эксперты фонда могут предлагать методы и инструменты, ранее показавшие свою эффективность, но не слишком подходящие для конкретной ситуации и страны, а ее руководство, стремясь получить деньги, соглашаются на любые условия, не считаясь с реальными рисками.

Автор статьи:

Никифоров Владислав

Ресурсы МВФ

Международный валютно-финансовый комитет (МВФК) также принял решение о сохранении нынешнего пакета ресурсов МВФ и продлении двусторонних соглашений о займах, достигнутых в 2016 году, еще на один год. «Мы с нетерпением ожидаем рассмотрения вопроса об удвоении Новых соглашений о займах (NAB, New Arrangements to Borrow — прим. ТАСС) и о дальнейшем временном раунде двусторонних заимствований после 2020 года», — говорится в коммюнике.

Сторчак в общении с российскими журналистами также подчеркнул, что достижение твердых договоренностей об удвоении NAB и сохранении кредитных линий фонда станут ключевыми для главы МВФ Георгиевой. «Скорее всего, придется прикладывать усилия для того, чтобы здесь, в Вашингтоне, США реально приняли обязательства по удвоению NAB. Это условное обязательно, но оно формируется в результате бюджетного процесса», — пояснил Сторчак.

По его словам, объем задолженности заемщиков перед фондом составляет $220 млрд. «Это означает, что капитала у него достаточно, чтобы профинансировать объемы этих операций кредитов. Но мир динамично развивается, и цифры, которые связаны с накоплением проблемных кредитов, огромны. Из-за этого и есть необходимость иметь запасные ресурсы, чтобы оперативно вмешаться», — объяснил Сторчак.

Транш МВФ

Краткосрочное или долгосрочное кредитование стран-членов МВФ осуществляется порционно – траншами.

Размер финансирования может соответствовать обычным кредитным долям (максимум 125% квоты) или же быть значительно увеличен. Получить увеличенную сумму средств государство может в случае серьёзных трудностей с платёжным балансом.

Транши выплачиваются каждые полгода, три месяца, месяц или чаще. Ресурсы МВФ должны быть направлены на проведение реформ и стабилизацию макроэкономических или структурных показателей.

Cоздание и лицензирование управляющей компании ПИФ

Современная практика ведения бизнеса показывает, что УК паевых инвестиционных фондов создаются с целью:

  • обеспечения полного контроля при реализации собственных проектов в формате паевого инвестиционного фонда, то есть создание управляющей компании является более предпочтительным вариантом по сравнению с передачей имущества в доверительное управление сторонней УК;
  • для организации бизнеса, то есть получения прибыли при предоставления услуг по доверительному управлению ПИФами. При этом проекты, реализуемые в рамках паевых фондов, являются клиентскими.

Регистрация УК ПИФ: управляющие компании в форме ООО и АО

С юридической точки зрения создание УК возможно в нескольких формах: акционерного общества (АО) или общества с ограниченной ответственностью (ООО).

На сегодняшний день подавляющее число учредителей в качестве наиболее целесообразной формы создания УК выбирают ООО. Подобное решение вполне обосновано, поскольку регистрация управляющих компаний проходит без выпуска акций, что, соответственно, влияет на сокращение сроков проведения всех регистрационных процедур.

Помимо этого, аргументом в пользу организационно-правовой формы ООО является большая свобода в выборе модели корпоративного управления, и простота проведения корпоративных процедур.

Как правило, в данном случае на создание УК уходит порядка 3-4 недель, которые требуются для подготовки и согласования необходимого пакета документов, регистрации в ЕГРЮЛ, изготовления печати и открытия расчетного счета.

При создании УК в форме акционерного общества предусмотрена обязательная регистрация выпуска акций, что, в свою очередь, ведет к увеличению сроков реализации проекта.

Учредительные документы управляющей компании имеют свою специфику. Так, необходимо в уставе ограничивать перечень разрешенных видов деятельности, особым образом закрепляются корпоративные отношения (подотчетность контролера общему собранию участников управляющей компании) и пр.

Особое внимание необходимо уделять надлежащей работе с почтовой корреспонденцией, т.е. адрес управляющей компании должен быть актуальным

Лицензирование УК ПИФ

Лицензирование управляющей компании требует от учредителя решения ряда вопросов, относящихся к выполнению основных лицензионных требований:

При лицензировании уплачивается государственная пошлина в сумме 35 000 рублей.

Лицензирующим органом выступает ЦБ РФ.

Сроки

Регистрация управляющей компании в ЕГРЮЛ в соответствии с российским законодательством осуществляется в срок не более чем три рабочих дня со дня представления документов.

С учетом подготовительного этапа, а также стандартных мероприятий по изготовлению печати и открытию банковского счета, регистрация УК ПИФ в форме ООО занимает около 3-х недель. Если компания создается в форме АО, к указанному сроку необходимо добавить один месяц на регистрацию решения о выпуске и отчета об итогах выпуска акций управляющей компании.

Сроки лицензирования определяются длительностью подготовительного этапа и собственно этапа рассмотрения лицензирующим органом заявления лицензиата.

Подготовительный этап включает в себя подготовку всех необходимых документов и осуществляется в течение 1-2 недель.

Формально Банк России рассматривает вопрос о предоставлении лицензии в течение 2-х месяцев, но, тем не менее, имеет право запрашивать дополнительные документы и информацию, приостанавливая течение данного срока. Таким образом, лицензирование УК с учетом подготовки документов занимает от 2,5 до 4-х месяцев.

Таким образом, общий срок создания управляющей компании ПИФ составляет:

  • 3-5 месяца при регистрации УК ПИФ в форме ООО;
  • 4-6 месяцев при регистрации УК ПИФ в форме АО.

Специалисты APEX CG уже более 15 лет осуществляют полное сопровождение процесса создания и получения лицензии управляющей компании Д.У. ПИФ/АИФ/НПФ. Это сложная процедура, поэтому такую работу лучше доверить специалистам!

С сайта: http://www.pifconsulting.ru/articles/articles_342.html

История создания и развития Фонда

В 1944 году на одной из конференций, проводимой в г. Бреттон-Вудсе в штате Нью-Хэмпшир (США), комиссией из 44 стран было принято решение создать МВФ. Предпосылками его возникновения стали следующие проблемные вопросы:

  • формирование благоприятной «почвы» для международного сотрудничества на мировой арене;
  • угроза повторной девальвации;
  • «реанимация» мировой валютной системы от последствий Второй мировой войны;
  • и другие.

Однако официально Фонд был создан только в 1945 году. На момент создания в нем насчитывалось 29 стран-участниц. МВФ стал одной из международный финансовых организаций, учрежденной на той конференции.

Другой же стал Всемирный Банк, сфера деятельности которого несколько отличаются от рабочих областей Фонда. Но две эти системы удачно взаимодействуют между собой, а также оказывают содействие друг другу в решении различных вопросов на высочайшем уровне.

2.2. Проблемы в деятельности МВФ

Аргументы за и против политики МВФ

Процент по кредиту хоть и невелик (от 0,5%) но заем далеко не всегда прямо и явно способствует развитию экономики, из-за жесткости выдвигаемых условий. В связи с проводимой политикой выдачи кредитов и абсолютным правом голоса США (благодаря своей квоте, американцы могут бойкотировать любое решение) деятельность МВФ часто приводила к неоднозначным последствиям. Многие критики фонда связывают расширение мировых экономических связей, свободного передвижения капитала с усилением влияния транснациональных корпораций. Другие считают, что кредиты МВФ ведут к ухудшению социального положения населения, вплоть до его обнищания.

Их оппоненты заявляют, что стране, находящейся в трудном, а порой и в безвыходном положении, просто негде взять деньги, кроме как в МВФ. Имея «мусорный» рейтинг, падающий курс валюты, такое государство не может рассчитывать на коммерческие кредиты банков или других стран. Суверенные облигации не пользуются спросом у инвесторов, а купон по ним достигает неприемлемых величин: до 25%. В конце концов, не МВФ довел страну до такого состояния. Что касается жестких условий кредита, то защитники позиции МВФ говорят об их необходимости. Если страна не сократит свои неэффективные расходы, то она не сможет расплатиться по обязательствам. Тогда рейтинг страны будет понижен до уровня D (дефолт), и выбраться из этого состояния станет уже совсем сложно.

МВФ и Мексика

В результате обвала цен на нефть в 80-х годах ХХ века экономика Мексики сильно пошатнулась. Бывший лидер среди стран Латинской Америки по экономическим показателям, Мексика была вынуждена кредитоваться у МВФ. Страна получила крупную сумму на грандиозные проекты, осуществиться которым так и не было суждено. В результате на обслуживание долга у Мексики не нашлось денег, и государство объявили банкротом.

Экономику страны взял под контроль МВФ, и в результате были отменены все меры защиты внутреннего рынка и местных производителей. Из страны начал уходить капитал, разбушевалась инфляция, бедность росла галопирующими темпами. Для выделения новых кредитов со стороны МВФ выдвигались трудновыполнимые условия. Кроме того, в самой Мексике действовали коррумпированные лоббисты, продвигавшие интересы определенных лиц и корпораций.

МВФ и Аргентина

Похожим образом складывалась ситуация с экономикой Аргентины. В результате экономического кризиса внешний долг одного из крупнейших государств Латинской Америки превысил $140 млрд. Это уже приводило к заморозке банковских вкладов населения и решению гасить задолженность за счет средств пенсионного фонда.

Сложные обстоятельства вынудили бывшего министра экономики Доминго Кавалло обратиться к МВФ за помощью. Он получил кроме кредита еще и рецепт выхода страны из затяжного кризиса. Суть рецепта заключалась в притоке зарубежного капитала на сумму $40 млрд, которые являлись средствами американских корпораций. В результате 28% аргентинской экономики было поглощено этими компаниями, работающими на льготных условиях.

Противники реформ говорят, что в итоге реализации политики МВФ Аргентина больше потеряла, чем приобрела. $40 млрд, инвестированных в страну, способствовали беспрепятственному выводу из нее $280 млрд. Сторонники жестких монетарных мер возражают: цифры притока/оттока зарубежного капитала нельзя считать столь примитивным образом. Их аргумент также состоит в том, что без кредита МВФ Аргентину ждал бы полный дефолт. К тому же, иностранные инвесторы способствовали приходу в государство не только денег, но и современных технологий.

МВФ и Украина

История взаимоотношений Украины и МВФ началась практически сразу после выхода из состава СССР. Первые годы власти страны успешно справлялись с обслуживанием долга и выполнением условий кредитов по изменению экономической ситуации. Но сложные времена настали после мирового кризиса 2008 года, когда страна завязла в долговых обязательствах, из которых не выбралась до сих пор.

За это время Украина не раз оказывалась на грани дефолта. Выполнять требования становилось все труднее, а латать дыры в бюджете без новых денежных траншей стало невозможно. Сократились расходы на социальную сферу, обострились отношения с Россией на фоне скандалов из-за стоимости газового транзита. Но самая главная претензия МВФ к Украине в том, что власти молодой республики откладывают «на потом» экономические реформы, приватизацию госсектора.

Цели и задачи МВФ

Современный мир предельно глобализирован, экономики различных стран взаимосвязаны и значительно зависят друг от друга. Нестабильность финансовой системы одного государства может распространиться на соседей и привести к проблемам в глобальном масштабе. Деятельность фонда направлена на преодоление кратковременных кризисов. Так что же что такое МВФ, и какие функции он выполняет?

В Советском Союзе МВФ обычно изображали в негативном свете

К основным целям деятельности МВФ относятся:

  • Содействие межгосударственному сотрудничеству в финансовой сфере. Создание эффективного механизма для работы над мировыми финансовыми проблемами;
  • Развитие межгосударственной торговли и достижение за счет этого повышения уровня реальных доходов и занятости населения;
  • Поддержка валютной стабильности и упорядоченной монетарной политики – государства-члены не должны прибегать к девальвации для получения преимуществ в конкуренции на мировом рынке;
  • Помощь в создании эффективной системы взаиморасчётов между странами и устранение ограничений на пути международной торговли;
  • Создание эффективных инструментов помощи членам организации за счет ее общих ресурсов;
  • Сокращение продолжительности финансово-экономических кризисов и уменьшение их масштабов.

Цели МВФ

В соответствии со статьей 1 соглашения МВФ ставит перед собой следующие цели:

  • Способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами.
  • Содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли и за счёт этого благоприятствовать достижению и поддержанию высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развитию производительных ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики.
  • Поддерживать стабильность валют и упорядоченный валютный режим среди государств-членов, а также избегать девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции.
  • Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.
  • За счет временного предоставления общих ресурсов фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без применения мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.
  • В соответствии с вышеизложенным сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений.

Цели МВФ

Первоначальной целью МВФ была контроль за работой новой валютной системы, позднее названной Бреттон-Вудской валютной системой. Каждый член Фонда объявил стоимость своей валюты по отношению к доллару США, а МВФ осуществлял надзор за стабильностью курсов обмена валют (допускалось изменения не больше 1% от заявленной стоимости).

За общими красивыми словами «содействовать мировой торговле, инвестициям и экономическому росту, поддерживая конвертируемые валюты по стабильным обменным курсам» спряталась главная причина — выдавать кредиты Центральным банкам, «подсадив» на кредитную иглу как можно больше стран, с дальнейшим подчинением их через МВФ Федрезерву.

Другими словами, если у тебя дефицит платежного баланса, раньше (во времена «золотого стандарта», и позже во времена Генуэзской валютной системы) правительства могли ввести валютный контроль, девальвировать, ревальвировать свою валюту, то сейчас тебе просто необходимо взять кредит.

После краха Бреттон-Вудской системы и c приходом Ямайской валютной системы цели МВФ изменились. Теперь МВФ имеет право вмешиваться во внутреннюю политику заемщика, корректируя экономическую и государственную политику страны.

В 1970хх года крупные коммерческие банки имели столько денег от экспортеров нефти, что начали кредитовать целые государства, например, в 1966 году СССР взял кредит на 450 млн рублей для постройки завода ВАЗ; в 1970хх годах — $11 млрд — для развития газовой отрасли.

Однако это не помогло ни во время кризисов в Мексике в 1982 и 1994 годах, ни в Бразилии в 1987 году, ни в Восточной Азии в 1997–98 годах, ни и в России в 1998 году.

С другой стороны, прикрываясь словами о предотвращении финансовых кризисов, МВФ управляет экономической политикой стран-членов Фонда.

Структура Международного валютного фонда

Концепция валютного фонда, миссией которого станет поддержка финансовой стабильности во всем мире, под названием «Хартия МВФ» была разработана в июле 1944 года в процессе проведения Бреттон-Вудской конференции под эгидой Объединённых Наций, решавшей вопросы международного финансово-валютного взаимодействия после наметившегося окончания Второй мировой войны.

Датой создания МВФ (англ. IMF, или International Monetary Fund) стало 27 декабря 1945 года — в этот день представители первых 29 стран МВФ официально подписали окончательный вариант соответствующего соглашения. Де-факто деятельность организации началась только 1 марта 1947 года, когда первый кредит МВФ взяла Франция.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Согласно 1-й статье Хартии МВФ перед Международным валютным фондом стоят следующие цели:

  • содействие сотрудничеству всех стран в валютно-финансовой сфере, совместному решению финансовых проблем;

  • содействие достижению и поддержанию высокого уровня реальных доходов и занятости населения стран мира, укреплению и развитию промышленно-производительного потенциала всех без исключения государств-членов путем расширения и роста международной торговли;

  • поддержание стабильности валют государств-членов, предотвращение девальвации нацвалют;

  • помощь в формировании и функционировании многосторонней системы расчетов по финансовым операциям между странами-членами, в упразднении валютных ограничений, которые стоят на пути роста мировой торговли;

  • путем финансовой помощи государствам-членам предоставлять им возможность устранения диспропорций в их платежных балансах без внедрения мер, способных нанести ущерб их национальному благосостоянию;

  • сокращать длительность нарушений равновесия платежных балансов стран-членов

Первые послевоенные годы главным заемщиком фонда была Европа для восстановления пострадавшей во время войны экономики. С начала 1980-х годов акцент смещается в сторону Латинской Америки и Азии, а с 1990-х заметную роль в займах также играла Россия и страны СНГ. Украина до сих пор находится в постоянном контакте с фондом. Наконец, с 2000-х годов кредиты вновь поступают в Европу — в основном Восточную.

Из графика хорошо прослеживается политика МВФ — помогать всем (а не только бедным) странам, ориентируясь на текущие проблемы. При этом, кстати, интересно полное или почти полное отсутствие кредитов африканским странам. Любая страна в составе МВФ является либо заемщиком фонда, получая и расплачиваясь по кредиту, либо его кредитором в соответствии со своей квотой.

В какой валюте рассчитываются займы? Дело в том, что МВФ имеет собственное безналичное платежное средство, называемое «специальные права заимствования» (англ. Special Drawing Rights, SDR). Шкала сверху указана в миллиардах SDR. Формально это ни долговое обязательство, ни валюта.

Основная их роль – это финансовая и консультационная помощь странам-участникам в экономическом развитии.

Международному банку реконструкции и развития отводится ведущая роль в стабилизационной функции. В состав МБРР или Мирового банка входит Ассоциация развития и финансовая корпорация. Есть также различные международные банки, обслуживающие свои регионы – азиатские, африканские и европейские государства.

МВФ – это валютно-кредитная организация, которая действует как специализированная структура ООН.

МВФ был создан 1944 году на Бреттон-Вудской конференции. В декабре 1945 года 29 государств подписали Устав Фонда.

Основные задачи Фонда – это:

  • содействие мировой торговле;
  • стабилизация курсовых скачков;
  • оказание помощи странам-членам МВФ в исправлении дефицита их платёжного баланса и другие.

Как выбрать торговую стратегию

Ссылка на основную публикацию