Как пишется: «не забудьте» или «не забудте»?

забы́ть[править]

Морфологические и синтаксические свойстваправить

  будущ. прош. повелит.
Я забу́ду забы́лзабы́ла  —
Ты забу́дешь забы́лзабы́ла забу́дь
ОнОнаОно забу́дет забы́лзабы́лазабы́ло  —
Мы забу́дем забы́ли забу́дем забу́демте
Вы забу́дете забы́ли забу́дьте
Они забу́дут забы́ли  —
Пр. действ. прош. забы́вший
Деепр. прош. забы́в, забы́вши
Пр. страд. прош. забы́тый

за-бы́·ть

Глагол, совершенный вид, переходный, изолированное спряжение, тип спряжения по классификации А. Зализняка — ^a. Соответствующий глагол несовершенного вида — забывать.

Корень: -забы-; глагольное окончание: -ть [].

Семантические свойстваправить

Значениеправить

  1. перестать помнить; утратить воспоминание о чём-либо ◆ Это случилось так давно, что я уже забыл подробности.
  2. забыв , не выполнить что-либо, упустить ◆ Не забудь выключить свет перед уходом!
  3. оставить, не взять с собой что-либо по рассеянности ◆ Свой зонт я забыл в гостях.
  4. перен., разг. простить, перестать помнить обиду ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Гипонимы

  1. ?
  2. ?
  3. ?
  4. ?

Родственные словаправить

Ближайшее родство
  • существительные: забывчивость, забывание
  • прилагательные: забытый, забывчивый
  • глаголы: забыться, подзабыть, полузабыть; забывать, забываться

Этимологияправить

Из праслав. *za-byti, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. забыти, русск. забыть, укр. забути, белор. забыць, с.-хорв. забити и др.; из *za- (за) + *byti (быть).

Переводправить

перестать помнить
  • en: forget
  • be: забыць
  • es: olvidar
  • it: dimenticare
  • nl: vergeten
  • uk: забути
  • fr: oublier
  • cs: zapomenout
  • ja: 忘れる (wasureru)
не сделать по рассеянности
  • en: neglect
  • fr: négliger
оставить по рассеянности
забыть неприятность
  • en: let it go, let it slip
  • fr: laisser

Туровский В. В. Память в наивной картине мира: забыть, вспомнить, помнить // Арутюнова Н. Д. (отв. ред.) Логический анализ языка: Культурные концепты М.: Наука, 1991, с. 91-95  (детальное описание).

Правописание слова «не забудь»

В рус­ской орфо­гра­фии суще­ству­ет пра­ви­ло, соглас­но­му кото­ро­му гла­го­лы в любой грам­ма­ти­че­ской фор­ме и дее­при­ча­стия пишут­ся с отри­ца­тель­ной части­цей «не» раз­дель­но, напри­мер:

  • не хочу, не гово­рим, не могу, не при­шла, не будем, не рисуй, не оставь;
  • не гуляя, не читая, не вста­вая, не раз­вер­нув, не повер­нув­шись.

Короткое сло­во «не забудь» про­из­но­сит­ся одним толч­ком воз­ду­ха, из-за чего созда­ет­ся иллю­зия, что это одно цель­ное сло­во. Но все же заме­тим перед этим сло­вом отри­ца­тель­ную части­цу «не», кото­рая не вхо­дит в состав кор­ня гла­го­ла:

  • забыть — корень/окончание;
  • забудьо — корень/нулевой суффикс/нулевое окон­ча­ние.

Начальная фор­ма, инфи­ни­тив, и фор­ма пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­ла в соот­вет­ствии с орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом пишут­ся с части­цей «не» раз­дель­но:

не забыть укра­сить — не забудь укра­ситьВыводСлово «не забудь» пра­виль­но пишет­ся раз­дель­но с отри­ца­тель­ной части­цей «не».

Нужна помощь в подготовке к ЕГЭ по русскому языку? Наши профессиональные репетиторы помогут вам сдать ЕГЭ на 80+ баллов!
Узнать стоимость

«Увидели» как пишется правильно слово?

Правило

Проверочное слово: Забыть.

Мягкий знак в конце

Начнем с мягкого знака:

в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от  правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ  -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ  -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь  — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого глагола в 3 лице множественного числа (они что делают?).

Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Ссылка на основную публикацию