Правило
Проверочное слово, которое не вызывает сомнений в написании: ступа.
Мягкий знак в конце
Начнем с мягкого знака:
в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.
Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь
Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.
Шаг 1. Определяем, куда падает ударение
Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.
- Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
- Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.
Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).
После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.
Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов
Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.
Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:
стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.
Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:
носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ
Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):
хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ
бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ
чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ
есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят
дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут
Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…
Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно
Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».
Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.
К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.
К глаголам второго спряжения относятся:
- все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
- 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
- 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.
Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого глагола в 3 лице множественного числа (они что делают?).
Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.
стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.
Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.
разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.
Как заступаться за сотрудников
1. Обозначьте свои ценности
Важно, чтобы вы точно знали, за что будете бороться, а за что – нет. Это означает, что вы должны знать собственные ценности и понимать ценности и миссию вашей организации
Например, какие стандарты поведения важны для вас? Что если бы член коллектива сделал что-то, что серьезно нарушает эти стандарты, – вы бы все равно поддержали его? Что если сотрудник сделал бы что-то, что противоречит миссии компании? Стоит ли защищать его действия?
И хотя нельзя предугадать каждую ситуацию, вы можете мысленно представить, как вы поступите.
2. Проанализируйте ситуацию и оцените риски
Возможно, когда-нибудь вам придется быстро решать, стоит ли высказываться в защиту кого-то
В таких случаях важно доверять здравому смыслу, чтобы принять лучшее решение. Тем не менее сначала проанализируйте ситуацию, если есть такая возможность
Узнайте подробности произошедшего. Вы полагаетесь только на мнение одного участника ситуации, или вы поговорили со всеми?
Проанализируйте поведение человека. Оно противоречит ценностям и стандартам, подрывает миссию компании или негативно влияет на благополучие команды или отдельного человека? Или после оценки этих критериев вы пришли к выводу, что ничего страшного не произошло?
Теперь ответьте на вопросы: этот человек действительно сделал все возможное, чтобы избежать или исправить ситуацию? Взял ли он ответственность за свои действия? Он заслуживает вашей поддержки?
3. Определитесь с действиями
Проанализировав ситуацию, вы можете принять решение о том, что вы предпримете.
Например, если вы считаете, что члена вашей команды можно оправдать (или он допустил невинную ошибку), вы, вероятно, решите его поддержать. Как менеджер вы можете взять на себя ответственность за его действия и предпринять соответствующие шаги, чтобы проблема не повторилась. Возможно, потребуется пересмотреть процессы и процедуры или составить соглашение, а также обеспечить наличие у человека необходимых ресурсов, которые помогут избежать проблем в будущем.
Если вы решите, что человек не заслуживает поддержки, важно объяснить ему, почему вы не можете встать на его защиту (сообщите ему результаты своего анализа ситуации)
4. Защищайте правильно
Когда дело доходит до защиты сотрудников, заранее планируйте, что вы собираетесь сказать.
Объясните, почему вы поддерживаете их, и отметьте те действия, которые они предприняли для исправления ситуации (если это необходимо).
Если вы как менеджер взяли на себя ответственность за действия человека, расскажите о том, что вы собираетесь сделать, чтобы исправить ситуацию; убедите других в том, что это больше не повторится.
Важно сохранить хорошие рабочие отношения с человеком, перед которым вы объясняетесь, поэтому будьте дипломатичны и в то же время решительны. Кроме того, будьте эмпатичны, посмотрите на ситуацию его глазами
Говорите четко и спокойно. Покажите, что вы – профессионал своего дела, даже если критика несправедлива.
СОВЕТ 2:
Если вы заступаетесь за кого-то после того, как он допустил ошибку или плохо выполнил задание, убедитесь, что он понимает, что именно он сделал неправильно, и обязуется следить за тем, чтобы это не повторилось.
Зачем заступаться за других
Когда вы защищаете людей, вы показываете, что вы «на их стороне», когда им нужна помощь. Так вы создаете доверительные отношения и правильный настрой для работы в команде, укрепляете людей в их стремлении добиться результата и повышаете их уверенность.
Этим вы также показываете, что сосредоточены на благополучии и интересах команды, а не на себе. Это помогает создать благоприятную рабочую среду и показывает всем, что вы достойны того, чтобы быть лидером.
Ваша ответственность как лидера состоит в том, чтобы надлежащим образом поддерживать команду и предоставлять все необходимое для эффективной деятельности. Когда дела идут хорошо, все в организации одинаково разделяют похвалу и награды. То же самое должно касаться случаев, когда дела идут плохо.
Конечно же, не стоит вмешиваться в каждую ситуацию. Например, вы можете выглядеть глупо, если станете горой за того, кто сделал что-то действительно плохое или неэтичное. Кроме того, вы не должны преследовать корыстные цели и заступаться за сотрудников только потому, что ожидаете, что они в будущем «отплатят вам тем же» за вашу преданность.