Фото и видеофиксация пересечения сплошной
В последнее время все большую распространенность получили средства фото и видеофиксации нарушений ПДД. Камеры устанавливаются на опасных перекрестках и скоростных трассах, где водители часто превышают допустимый скоростной режим. Автомобилистам из-за этого приходится все чаще отдавать свои деньги органам ГИБДД даже, если они сами не помнят, что что-то натворили.
Камеры резко решили много проблем и водители стали меньше лихачить на трассах, но тут же возникла основная проблема – видео-устройства действуют по строгому алгоритму, и часто выписывают штрафы за вынужденные действия в сложных ситуациях и “тонких” моментах, на которые инспектор ГИБДД закрыл бы глаза. Справедливо это и для пересечения сплошной разметки – прав водитель или виноват, заехал он за нее, или только коснулся колесом – устройство для спорных ситуаций плохо пригодно, и программа сочтет его виновным в большинстве случаев. С камерой никак не договоришься, и оплачивать наказания приходится все чаще и чаще, по поводу и без. Единственное светлое пятно в отношениях с роботами – они не заберут ваши права даже при повторном нарушении, а только деньги.
Водителю, проступок которого зафиксировала камера, сообщение о наказании придет на почту, или информацию о санкциях можно найти на сайте «Штрафы ГИБДД».
Штраф за пересечение двойной сплошной
Не существует единого штрафа за пересечение сплошной либо двойной сплошной линии. Правильнее говорить о целой группе нарушений связанных взаимодействием со сплошной линией разметки либо с двойной сплошной. Еще раз подчеркиваем, что с точки зрения закона сплошная и двойная сплошная линии не различимы. Наказание по ним одинаковое.
Для читателей мы свели часто встречающиеся нарушения, связанные с пересечением сплошных линий в одну таблицу.
№ |
Тип нарушения на сплошной (двойной сплошной) |
Описание нарушения |
Статья КоАП РФ |
Размер штрафа |
1. |
Поворот через сплошную или двойную сплошную линию |
Водитель совершает маневр переезжая через сплошную либо двойную сплошную линию, при этом не едет навстречу идущему по встречной полосе транспорту. |
Часть 2 статьи 12.16 КоАП РФ |
1000-1500 р. |
2. |
Разворот через сплошную или двойную сплошную линию |
Водитель совершает маневр переезжая через сплошную либо двойную сплошную линию, при этом не движется навстречу идущему по встречной полосе транспорту. |
Часть 2 статьи 12.16 КоАП РФ |
1000-1500 р. |
3. |
Пересечение сплошной либо двойной сплошной линии разметки при выезде с прилегающей территории |
Выезд с парковки или заправки. |
Часть 1 статьи 12.16 КоАП РФ |
Предупреждение или 500 р. |
4. |
Объезд неподвижного препятствия (ДТП, дерево, яма) через сплошную либо двойную сплошную. |
На дороге помеха, подпадающая под определение «препятствия» из ПДД. Водитель объезжает его слева через сплошные линии. |
Часть 3 статьи 12.15 КоАП РФ |
1000-1500 р. |
5. |
Наезд колесом на сплошную либо двойную сплошную линию разметки |
В процессе движения водитель наезжает на линию разметки. |
Часть 1 статьи 12.15 КоАП РФ |
1500 р. |
6. |
Выезд на встречную полосу («встречку») через сплошную или двойную сплошную линию |
Водитель, переехав сплошные линии продолжил движение по встречной полосе навстречу потоку. |
Часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ |
5000 р. Или лишение прав до 6 месяцев. |
7. |
Обгон через сплошную либо двойную сплошную |
Водитель, переехав сплошные линии продолжил движение по встречной полосе навстречу потоку, опередил идущий в прежней полосе автомобиль и вернулся в свою полосу. |
Часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ |
5000 р. Или лишение прав до 6 месяцев. |
8. |
Завершение маневра через сплошную либо через двойную сплошную |
Водитель выехал н полосу встречного движения через прерывистую линию, но вернулся в свою полосу через сплошные. |
Часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ |
5000 р. Или лишение прав до 6 месяцев. |
9. |
Повторный выезд (обгон) через сплошную или двойную сплошную в рамках одного года. |
Второе нарушение за «встречку» подряд. |
Часть 5 статьи 12.15 КоАП РФ |
5000 р. (если фиксирует камера) или лишение прав до года. |
10. |
Обгон по обочине через сплошную линию. |
Объезд или обгон чего-либо на дороге справа по обочине. |
Часть 1 статьи 12.15 КоАП РФ |
1500 р. |
Когда пересечение сплошной разрешено
Если сплошная линия не переходит в прерывистую, а тянется дальше, то в это месте переезд разметки строго запрещен с целью не спровоцировать ДТП. Нарушение сплошной черты разрешается в нескольких случаях:
- Перед вами стоят несколько столкнувшихся машин, на месте присутствуют сотрудники ГИБДД и разводят встречные потоки;
- На трассе ремонт дорожного покрытия и ту же самую функцию выполняют работники дорожных служб;
- Дорога переоборудована с использованием временных разметок и светофоров. Подчиняться их сигналам строго обязательно;
- По статье 2.7 КоАП положения кодекса можно нарушить, если водителя вынуждает действовать опасная ситуация и от его поведения зависит жизнь и здоровье окружающих. Естественно, его действия не должны являться причиной создания ДТП.
Если вы видите перед собой двойную линию, состоящую из сплошной с одной стороны и прерывистой с другой (черта 1.11), то переезжать ее можно, только если вы находитесь с “открытой” стороны.
Предназначение сплошной разметки
Разметка 1.1 (1 неразрывная линия) отображается на дороге в том участке, где воспрещается выезжать на полосу для встречных автомобилей. Идентичную задачу исполняет разметка 1.3 (2 беспрерывные черты). Разница заключается в том, что первая применяется на автомагистралях, включающих в себя 2 либо 3 полосы. Вторая используется там, где находится от 4 полос (по меньшей мере 2 для каждого направления).
Источник фото: safeauto.com
Двойная непрерывная линия мысленно разделяется на 2 части. Любой из транспортных потоков руководствуется собственной половиной. В месте, где допустимо разворачивание либо поворот в левую сторону, одна из линий начинает прерываться. Причем опираться на нее могут исключительно автолюбители, находящиеся справа. Для встречных машин воспрещение действует, пока разметка не поменяется с другой стороны. Такой принцип помогает устроить одностороннее совершение маневров.
Одиночная сплошная черта считается общей для всего транспорта. В зонах, где она сменяется прерывной, маневры позволяется выполнять во все стороны
Но важно, чтобы этому не мешали дорожные указатели
Проезжая часть делится двумя неразрывными чертами еще и потому, чтобы уточнить направление движения. Ведь если добавить посредине многополосной автотрассы одиночную разметку, то автовладелец придет в замешательство. Он не сможет понять, какие линии встречные, а какие — попутные.
Штрафы
Степень привлечения к ответственности за неправомерное пересечение двойной сплошной разметки регулируется действующими нормами Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Пересечение двойной сплошной является, по сути, выездом на встречную полосу, что, в свою очередь, является грубейшим нарушением ПДД.
Так, в зависимости от маневра, в ходе которого водителем было допущено пересечение двойной сплошной, его может ожидать одна из следующих мер административного наказания:
- Штраф в размере 5000 рублей или лишение водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев;
- Лишение водительского удостоверения и права управления транспортными средствами на срок до 12 месяцев;
Инфо
Данная мера наказания применяется в случаях, когда нарушения, за которые применяется санкции из первого пункта, совершаются водителем повторно в течение 12 месяцев с момента их первоначальной фиксации.
- Штраф от 1-1,5 тысяч рублей;
- Письменное или устное предупреждение или штраф в размере 500 рублей.
Далее мы разберем, в каких случаях водителю грозит тот или иной штраф.
За разворот
В соответствии с частью 2 статьи 12.16 Кодекса об административном правонарушении РФ, за разворот через двойную сплошную с выездом на встречную полосу водителя ожидает штраф в размере от 1000 до 1500 тысяч рублей.
Избежать уплаты штрафной санкции водителю удастся лишь в том случае, если в зоне разворота будет установлен временный знак (желтого цвета), разрешающий совершать данный маневр.
За поворот
Аналогичная штрафная санкция в размере 1000-1500 рублей ожидает водителя, который совершает за поворот налево, игнорируя двойную сплошную разметку (часть 2 статьи 12.16 Кодекса об административном правонарушении РФ).
Внимание
Та же ответственность ожидает водителя, который допустил пересечение сплошной разметки (одна полоса).
За обгон
Самым серьезным нарушением ПДД с пересечением двойной сплошной линии разметки считается обгон через двойную сплошную, при котором водитель сначала пересекает двойной элемент, а после идет на опережение идущих рядом транспортных средств с последующим совершением обгона (возвратом на полосу попутного движения).
В этом случае, согласно части 4 статьи 12.15 Кодекса об административном правонарушении РФ, водителя ожидает штраф в размере 5000 рублей, либо лишение водительского удостоверения.
Инфо
Обгоном будет считаться выезд не только на полосу встречного движения, но и выезд на трамвайные пути встречного направления.
За объезд
За объезд препятствия с пересечением двойной сплошной линии разметки, сопровождающимся выездом на встречку, водителю придется уплатить штраф в размере 1000-1500 рублей.
Важно
Неправомерным объездом препятствия будет считаться также объезд мешающего объекта с заездом на трамвайные пути встречного направления.
Однако, штраф с незаконным объездом препятствия можно оспорить, обратившись к статье 2.7 Кодекса об административном правонарушении РФ.
О том, когда неправомерный объезд можно оспорить, избежав тем самым штрафа, читайте в следующем разделе.
Исключения для пересечения сплошной линии разметки, за которые не возьмут штраф и не лишат прав
Само собой необходимо сказать о случаях, когда за пересечение сплошной с вас не возьмут штраф и не лишат водительских прав. Давайте гипотетически попробуем перебрать все возможные варианты:
— если с вас некому спрашивать. То есть нет полиции или камер фото-видео фиксации. При этом дважды убедитесь, что это безопасно;- если перед вами тихоходное ТС, гужевая повозка или велосипедист.
В этом случае обгон разрешен на основании ПДД. Смотрите примечание к знаку 3.20 «Обгон запрещен».
«Обгон запрещен». Запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, велосипедов, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски.Заметьте, что данное примечание действительно именно к знаку, а не к разметке!!! То есть если есть такой знак, то обгонять можно, если это только сплошная то нельзя, если знак и сплошная, то также можно, так как у знаков приоритет, а также есть постановление Верховного суда от 2012 года…
— если есть нарушение в нанесении разметки. Скажем она нанесена не по ГОСТУ или уже стерлась. По факту такую разметку можно считать недействительной. Но в этом случае придется в суде приводить доводы и факты, которые говорили бы о том, что вы правы. Фото- видео- материалы здесь будут очень кстати.
Вопросы
Вопрос: При выезде со стоянки гипермаркета на шестиполосную дорогу мы пересекли двойную сплошную. Мы пересекли эту полосу, сразу развернувшись. *Какой штраф за пересечение двойной сплошной* в описанной мною ситуации?
Если вы развернулись через двойную полосу и одновременно выехали с прилегающего участка, то сотрудник ГИБДД может вас оштрафовать и назначить штраф от 1000 рублей до 1500 рублей (разворот) или 500 рублей.
Вопрос: Я дважды пересек линию-разделитель на черырехполосной трассе. Грозит ли мне лишение ВУ?
Поскольку Вы допустили серьезное нарушение, лишение водительских прав с большей степенью вероятности будет иметь место. Описанное Вами нарушение подпадает под признаки состава административного правонарушения по ч.4 ст. 12.15 КОАП РФ, где наказание может быть в виде лишения свободы до 6 месяцев.
Вопрос: Мой муж вынужденно пересек сплошную, не видел разметки из-за плохой погоды. Что ему грозит, если он несколько метров (50 метров) двигался прямо по встречной дороге?
Конечно, при таких обстоятельствах трудно будет добиться штрафа. В судебном заседании нужно пояснять о плохой видимости, после чего судом может быть принято решение о назначении штрафа в размере 5000 рублей.
Вопрос: За выезд с заправки и пересечения сплошной меня привлекли к административной ответственности и сказали, что выписали штраф. Куда его оплачивать?
В судебном заседании, на которое вас вызовут, будет принято решение о назначении штрафа (вероятно, в размере 500 рублей), после чего его нужно будет оплатить по реквизитам, которые можно найти в районном УФССП.
Как правильно общаться с ГИБДД
Пересечение сплошной может трактоваться по-разному и повлечь за собой соответствующее наказание. Такое нарушение сложно совершить неосознанно, но и такие случаи встречаются. Чтобы обезопасить себя от неправомерных действий инспекторов ГАИ и при необходимости смягчить наказание следует установить в машине регистратор. Видеозапись поможет доказать влияние на ситуацию сопутствующих факторов.
Автоматическая фиксация пересечения сплошной
Сегодня нарушение ПДД фиксируется не только инспекторами ГИБДД, но и средствами фото- и видеоконтроля. С этими целями используются мобильные комплексы, стационарные установки. Они позволяют выявлять нарушителей и останавливать их прямо на дороге или обрабатывать данные с последующей рассылкой писем автомобилистам. Иногда водитель узнает о том, что повернул с пересечением сплошной только после получения уведомления о начисленном штрафе. Минусом варианта считается высокая вероятность ошибки, совершенной автоматическим приспособлением. Положительный момент такого подхода в том, что последствием нарушения, зафиксированного камерой, может стать только штраф.
Отмена штрафа за поворот и разворот через сплошную
Если за пересечение сплошной выписан штраф, можно опротестовать его в судебном порядке или обратившись непосредственно к руководителю конкретного отделения ГИБДД. Для этого нужно предоставить доказательства того, что нарушения не было, или указать на смягчающие вину водителя моменты.
Факторы, влияние которых может отменить административное наказание:
- нечеткость разметки – она может быть плохо различима из-за потертости, слоя снега или других материалов на дороге;
- нарушение правил нанесения сплошной – сразу несколько типов линий, несоответствующие знаки, отсутствие подготовительного участка;
- вынужденное пересечение сплошной во время маневра, выполненного для предотвращения аварии;
- совершение нарушения другим водителем, который использовал ТС;
- сбой в работе системы автоматического контроля – неправильно считанные номера, пересечение разметки тенью и многое другое.
Разворот и выезд через полосы
- Если водитель развернул машину и при этом пересек двойную сплошную полосу, то его ждет штраф от 1000 до 1500 рублей.
- На практике сотрудники ГИБДД часто инициируют лишение ВУ за любое пересечение двойной сплошной, даже когда законом предусмотрен только штраф.
Так, практике известны случаи, когда при развороте (аналогично – при повороте налево) через двойную линию водитель проехал несколько метров по встречной полосе, что является основанием для лишения водительских прав. В то же время, иногда водитель фактически сделал разворот через сплошную разметку, но при этом чуть больше захватил часть дорожного пространства – ситуация спорная, считать ее основанием для лишения водительского удостоверения или всего лишь штрафа, решает суд. Определяющими в таких спорных моментах будут предоставленные материалы видеозаписи (как личные, на флеш-хранителе видеорегистратора, так и сделанные наружными камерами).
При развороте необходимо следовать знакам, которые разрешают такие маневры. Так, возможность развернуть машину предусмотрено дорожными знаками как в конкретном месте, так и в месте с указанием определенного расстояния до него. Разметка имеет второстепенное значение, поэтому ориентироваться только на нее при движении нельзя.
Плохо видно сплошную
Кроме того, если сплошная линия на дороге практически стерлась и похожа на прерывистую, которую трудно разглядеть – здесь закон на стороне водителя, которому рекомендуется зафиксировать состояние разделительной полосы на фото-камеру и, при необходимости, впоследствии представить в суд. В большинстве случаев плохая видимость двойной сплошной является обстоятельством, смягчающим ответственность, а иногда и решающим при выборе альтернативных наказания (лишение права и штрафа).
Пересечение при обгоне
Внимания заслуживает обгон водителем машины, когда окончание действия приходится на двойную сплошную, при этом начало обгона имело место в отсутствие непрерывной линии. Автолюбителю можно порекомендовать предоставить свои доказательства, исключающая его виновность, то есть подтверждение тому, что изначально обгон был начат на участке дороге, где нет сплошной линии.
В такой ситуации можно сослаться на подп. 11.4 ПДД, где ясно указано на необходимость завершения своего маневра. Эту статью Правил Движения можно привести не только в жалобе на действия сотрудников ГИБДД, но и сделать отметку в протоколе административного правонарушения: с привлечением к административной ответственности не согласен, поскольку согласно подп. 11.4 Закона я завершил обгон, который начался на дороге с прерывистой разметкой.
Выезд с парковки
Наказание в виде простого предупреждения или небольшого (500 рублей) штрафа предусмотрено за пересечение двойной сплошной при выезде с места парковки, заправочной станции и т.д.
Наезд колесом на линию
Нередким нарушением, которое становится объектом внимания сотрудников ГИБДД, является наезд колесом на линию, что образует состав правонарушения, называемый «нарушение расположения автомобиля на проезжей части дороги с разметкой». Виновному может быть назначен штраф в виде 1500 рублей.
Спорные ситуации на дороге
На дороге довольно часто возникают споры о том, что водитель пересек двойную сплошную вынужденно. Если это действительно так, то наказанию он не подлежит. Так, часто бывает, что:
Невозможно объехать справа какое-либо препятствие
Это может быть что угодно: камень, брошенный автомобиль, груз, упавшее дерево и т. д. Если объективно проехать справа не представляется возможным, водителю какая- либо ответственность не грозит вообще: правомерные действия водителя подразумевают ожидание, когда встречный транспорт проедет, аккуратно объехать препятствие через непрерывную разметку, вернуться на свою полосу.
Если все же будет установлено, что проехать было можно – наступает обязанность водителя уплатить штраф. Кроме того, не является препятствием, даже если и не было возможности объезда справа, пробки, заторы, остановившиеся автомобили, водители которых своими действиями не нарушили ПДД.
К примеру, на дороге огромная пробка, впереди автомобиль, который послушно двигается по метру в минуту. Вы считает, что не обязаны ждать, когда сломанную машину, которая находится впереди на расстоянии 500 метров от вашей машины, эвакуируют, и смело выезжаете через двойную сплошную, обгоняя слишком медленных, с вашей точки зрения, водителей – в этом случае с большей вероятностью из альтернативных наказаний и в виде штрафа* и лишения ВУ будет выбрано последнее.
Вы выехали на встречную полосу движения для предотвращения аварии
В этом случае необходимо сослаться на ст. 2.7 КОАП РФ и доказать, что действия водителя полностью подпадали под понятие «крайняя необходимость». Это означает, что другим способом опасность избежать не было возможности. Если приведенные доводы и установленные обстоятельства действительно соответствуют крайней необходимости, ответственность исключена.
○ Фото и видеофиксация пересечения сплошной.
Раз уж мы упомянули автоматические камеры, разберёмся заодно, как происходит видео- и фотофиксация нарушений.
Само по себе использование камер для того, чтобы следить за соблюдением ПДД на дорогах, стало возможным с 2008 года. Первоначально немногочисленные камеры располагались исключительно в Москве, однако, по состоянию на 2016 год, они применяются во всех регионах России.
Сами по себе средства технической фиксации бывают следующих типов:
- Мобильные комплексы, применяемые инспекторами ГИБДД.
- Радары с возможностью видеофиксации («Визир» и другие аналогичные модели).
- Стационарные камеры («Крис-1», «Арена» и т. д.). Именно они собирают информацию, передают её в центры обработки данных, где и формируются материалы, рассылаемые затем водителям (те самые «письма счастья», как их иронически называют автомобилисты).
Диапазон используемых средств сейчас крайне широк, постоянно появляются и вводятся в действие новые модели. Самые современные типы камер имеют возможность фиксировать нарушения и в тёмное время суток, а также при необходимости брать под дистанционный контроль светофоры и шлагбаумы на перегруженных магистралях. По крайней мере, такую возможность разработчики гарантировали комплексу «Рапира». Теоретически допускается даже возможность блокирования с помощью сигналов светофора и шлагбаумов конкретного автомобиля, находящегося в розыске.
Однако нужно учитывать, что автоматические камеры имеют и свои недостатки. К примеру, тот же самый комплекс «Рапира» не всегда уверенно фиксирует номера автомобиля в тёмное время суток и в условиях плохой видимости. Специалисты не исключают даже возможность ложного срабатывания. Именно поэтому, собственно, самые суровые виды административного наказания за нарушение ПДД не могут быть назначены по данным камер.