Как правильно пишется: усвояемость или усваиваемость?
делать). 3) Поглощая, перерабатывать, растворять в себе (пищу, лекарства и т.п.).
Усваивать`Идеографический словарь русского языка`
усваивать
▲принимать
усвоить — поглотить, подчинив своей структуре (# урок. # привычку).
осваивать — учиться пользоваться чем-л.
воспринимать.
переварить — воспринять, переработав.
войти в плоть и кровь чью.
ассимилировать, -ся.
ассимиляторский.
▼принимать пищу
↓ПСИХИКА, понимание, научное образование
Идеогр…
Усваивать`Малый академический словарь`
Усваивать`Толковый словарь Кузнецова`
усваивать см. усваиватьсяБольшой толковый словарь русского языка. — 1-е изд-е: СПб.: НоринтС. А. Кузнецов.1998
усваивать
-аю, -аешь.
несов. к усвоить.
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССРЕвгеньева А. П.1957—1984
Работа над ошибками: усвояемый или усваиваемый?
субъекта об одном или более предметах — объектах, событиях, идеях, процессах или отношениях…
Корсини Р. Психологическая энциклопедия
Самостоятельное усвоение
Самостоятельное усвоение целенаправленное усвоение избранных субъектом элементов объективного опыта человечества. Отличие самостоятельного усвоения от управляемого состоит в том, что при самостоятельном усвоении субъект, осуществляющий усвоение…
Устинов И.Ю. Определения основных терминов дидактики высшей военной школы. — 2010
ПОЛНОГО УСВОЕНИЯ СИСТЕМА
ПОЛНОГО УСВОЕНИЯ СИСТЕМА организация индивидуализиров обучения, ориентированная на достижение всеми учащимися заранее запланированных уч результатов Теория и практика II у с восходят к идеям полного усвоения «целостных уч единиц» Г Моррисона и…
Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В.Г. Панова. — 1993
Русский язык
Усвое́ние, -я.
Орфографический словарь. — 2004
Правило
Мягкий знак в конце
Начнем с мягкого знака:
в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.
Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь
Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.
Шаг 1. Определяем, куда падает ударение
Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.
- Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
- Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.
Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).
После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.
Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов
Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.
Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:
стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.
Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:
носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ
Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):
хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ
бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ
чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ
есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят
дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут
Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…
Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно
Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».
Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.
К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.
К глаголам второго спряжения относятся:
- все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
- 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
- 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.
Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).
Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.
стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.
Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.
разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.
Уголь, усвояемый
Словарь Лопатина, на который Вы ссылаетесь – орфографический, он призван решить вопросы правописания, но не употребления слов.
Вопрос № 233731 |
Добавим, что в курином мясе много витаминов группы В (В2, В6, фолиевая кислота, В12), железо в легко усвояемой (или «легкоусвояемой»?) форме, а также цинк, фосфор, селен, кальций, магний и медь.
Ответ справочной службы русского языка
Предпочтительно слитное написание.
Вопрос № 221322 |
как правильно: легко усваиваемый или легкоусвояемый? спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Возможно как слитное, так и раздельное написание: _легкоусвояемый_ и _легко усвояемый_.
Вопрос № 218646 |
Литературное ли слово «легкоусвояемый»? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Да, литературное.
Вопрос № 206021 |
Верно ли написанное: легкоусвоЯемая пища?
Ответ справочной службы русского языка
Написание верно.
Усвояемость
Значение слова Усвояемость по Ефремовой: Усвояемость — Степень легкости для усвоения (сознанием или организмом).
Усвояемость в Энциклопедическом словаре: Усвояемость — степень использования организмом пищевых веществ длявосполнения его энергетических затрат и затрат на биосинтез различныхсоединений. Определяется разностью между количеством поступивших ворганизм белков, жиров, углеводов и количеством их, выведенным изорганизма. Усвояемость животных белков 92-96%, растительных — 46-70%,жиров — 95%, углеводов — 98%.
Значение слова Усвояемость по словарю Ушакова:УСВОЯЕМОСТЬ усвояемости, мн. нет, ж. (книжн.).