Как правильно написать слово приусадебный или преусадебный?

Терем Асташово, Чухломской район Костромской области

Собственник: инвестиционный банкир Андрей Павличенков и его супруга Ольга Головичер.

Условия владения: в собственности с 2007 года.

От терема Асташово до ближайшего райцентра Чухломы — 30 км. Дорог почти нет. «Именно удаленность от цивилизации и максимальная близость к природе стала визитной карточкой Асташова», — считает специалист по русским усадьбам Вадим Разумов.

Деревянный терем был построен в 1903 году образованным крепостным Мартьяном Сазоновым как свадебный подарок второй жене Анне. Эксцентричный архитектурный проект выполнил петербургский зодчий Иван Ропет (баня-теремок его работы стоит в мамонтовском Абрамцеве).

В 2007 году ветхую покосившуюся диковинку решили восстановить инвестиционный банкир Андрей Павличенков и его супруга Ольга Головичер. Задача оказалась непростой: права наследования на землю в заброшенной деревне запутанны, а сам терем, как рассказала Forbes Life Ольга Головичер, «Росреестр и БТИ увидели впервые, когда мы в 2010 году регистрировали права собственности». В тот момент уже полным ходом шла реставрация. Работы возглавил архитектор из города Кириллова, специалист по русскому северному зодчеству Александр Попов.

Новые владельцы открыли в тереме гостиницу и музей, водят экскурсии по окрестностям. По словам Андрея Павличенкова, в 2017 году в тереме побывали порядка 2000 человек: «И это без всякой рекламы, только благодаря сарафанному радио». В 2019 году супруги рассчитывают утроить туристический поток, открыв в Асташове ресторан. «Хотим сделать простую русскую кухню, с акцентом на местные продукты».

Объем инвестиций в Асташово Павличенков и Головичер не раскрывают. Добиться окупаемости супруги рассчитывают в ближайшие два года.

Литература

  • Дмитриева Е. Е., Купцова О. Н. Жизнь усадебного мифа: Утраченный и обретенный рай. — М.: ОГИ, 2008. — 528 с. — ISBN 978-5-94282-466-2.
  • М. Харит «Новый век российской усадьбы». Популярная энциклопедия архитектуры. 2001-2015 г.г. Изд. Аст-Астрель. Москва ISBN 5-17-008120-0 , ISBN 5-271-02021-8, ISBN 5-271-02107-6, ISBN 5-17-008121-9
  • Евангулова О. С. Художественная «Вселенная» русской усадьбы. — М.: Прогресс-Традиция, 2003. — 304 с. — ISBN 5-89826-140-0
  • Михайлова М. Б. Национальное и художественное своеобразие русских и британских усадеб в системе города классицизма // Архитектура русской усадьбы / Под ред. Н. Ф. Гуляницкого. — М.: Наука, 1998. — ISBN 5-02-011685-8 — Гл. 9. — С. 213—225.
  • Михайлова М. Б. Усадьба как ключевой элемент градостроительной композиции (XVIII — первая треть XIX века) // Русская усадьба: Сборник Общества изучения русской усадьбы. № 2(18) / Науч. ред. Л. В. Иванова. — М.: «АИРО—ХХ», 1996. — С. 28—35.
  • Полякова М. А., Савинова Е. Н. Русская провинциальная усадьба. XVII — начало XX века. — М.: Ломоносовъ, 2011. — 264 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-91678-046-8. (в пер.)
  • Новиков В. Русская литературная усадьба. — М.: Ломоносовъ, 2012. — ISBN 978-5-91678-136-6.
  •  (недоступная ссылка)
  • Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Усадьба // Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя / Под ред. чл.-кор. АН СССР С. Г. Бархударова. — М.: Просвещение, 1971.

История термина

В древности существовал ряд терминов, производных от слова сад, садить. И. И. Срезневский отмечал следующие значения:

  1. вышивать, «садили жемчугом», «сажен яхонтом»;
  2. сажать деревья, «дерево сажено», «сад», «садовник» в современном понимании;
  3. садиться за стол;
  4. завладевать престолом, «брат твой выехал, а ты сидиши в Киеве».

Подавляющее большинство этих понятий имеют оттенок постоянности, прочности, неподвижности. От этого же корня произошел термин «усадьба». В XVI веке и позже усадьбы назывались «усадищями», значительно реже ― «усадами». В. И. Даль в своем словаре отметил, что усадище, усад ― среднерусского происхождения, а усадьба — западного, и что оба понятия означают господский двор на селе со всеми строениями, садом и огородом. Оба исследователя указали на первое упоминание усадища в документах. В отдельной книге июня 1536 зафиксирован раздел вотчины князей Оболенских между родственниками в Бежецком уезде. Из текста выясняется, что при селе Дгино было усадище.

Виды усадеб

Выделяют следующие основные категории, имеющие ряд особенностей, влияющих на внешний облик русских усадеб:

  • боярские усадьбы XVII века
  • помещичьи усадьбы XVIII—XIX веков
  • городские усадьбы XVIII—XIX веков
  • крестьянская усадьба

Типичная для начала XIX века усадьба мелкопоместного дворянства (усадьба Кудрявцевых (Калужская область))

В состав классической барской усадьбы обычно входили барский дом, несколько флигелей, конюшня, оранжерея, постройки для прислуги и др. Парк, примыкающий к усадьбе, чаще всего носил ландшафтный характер, часто устраивались пруды, прокладывались аллеи, строились беседки, гроты и т. п. В крупных усадьбах нередко строилась церковь.

Городские дворянские усадьбы, характерные для Москвы, в меньшей степени для Санкт-Петербурга, губернских городов, как правило, включали господский дом, «службы» (конюшню, сараи, помещения для прислуги), небольшой садик.

Многие русские усадьбы были построены по оригинальным проектам известных архитекторов, в то же время немалая часть строилась по «типовым» проектам. В усадьбах, принадлежавших известным собирателям и коллекционерам, нередко сосредотачивались значительные культурные ценности, собрания произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Ряд усадеб, принадлежавших известным меценатам, получил известность как важные центры культурной жизни (например, Абрамцево, Талашкино). Другие усадьбы прославились за счет знаменитых владельцев (Тарханы, Болдино).

После Октябрьской революции 1917 года практически все русские дворянские усадьбы были оставлены владельцами, большая часть из них подверглась разграблению и дальнейшему запустению. В ряде выдающихся усадеб в годы советской власти были созданы музеи (Архангельское, Кусково, Останкино — в Подмосковье и Москве), в том числе мемориальные («Ясная Поляна» в Тульской области, «Карабиха» под Ярославлем и др.).

По сведениям национального фонда «Возрождение русской усадьбы», в России на конец 2007 года насчитывалось около 7 тысяч усадеб, являющихся памятниками истории и архитектуры, причём около двух третей из них находятся в разрушенном состоянии.

Дворец времен Елизаветы Петровны под Дмитровом

1 / 11

Парадный фасад усадебного дома в Ольгово, Дмитровский район Московской области. Около 1910 годаWikimedia Commons

2 / 11

Фасад, обращенный к саду. 1960 годУсадьба Апраксиных, село Ольгово / usadba-apraksin.ru

3 / 11

Санаторий «Радуга» на территории усадьбы. 1960 годikuv.ru

4 / 11

Парковый фасад усадьбы. 1968 годdmkray.ru

5 / 11

Парадный фасад усадьбы. 1972 годdmkray.ru

6 / 11

Интерьер усадебного дома Апраксиных в Ольгово. Акварель М. Левестамма. XIX векcyclowiki.org

7 / 11

Интерьер усадебного дома. 1910-е годыdmkray.ru

8 / 11

Интерьер главного зала усадьбы Апраксиных со скульптурными портретами хозяев. Первая половина XX векаdmkray.ru

9 / 11

Главный усадебный дом. 1968 годdmkray.ru

10 / 11

Главный зал усадебного дома. 1968 годdmkray.ru

11 / 11

Галерея между главным домом и зданием театра в Ольгово. 1968 годdmkray.ru

Сохранившиеся барочные усадьбы середины XVIII века также редки: большин­ство из них капитально перестраивалось в классическую пору в соответствии с новой модой. В усадьбе Ольгово Дмитровского района Московской области сохраняются руины дворца с фасадами, принадлежавшими двум эпохам — барочной и классической. На монументальном главном фасаде и теперь видны нарядные наличники елизаветинской поры, а на фасаде, обращенном к саду, существовал не менее выразительный портик, пристроенный мастером Франческо Кампорези в 1786 году.

С 1740-х годов усадьба принадлежала роду Апраксиных. В начале XIX столетия, при генерале Степане Апраксине, во флигеле существовал крепостной театр, на сцене которого помимо крестьянской труппы выступали и заезжие звезды итальянской эстрады, и даже поэт Василий Львович Пушкин, дядя Александра Сергеевича. В 1919–1928 годах усадьба была музеем, потом санаторием, в 1960‑е главный дом пришел в запустение, а к 1980-м сгорел. Сохраняющаяся на стенах лепнина — остаток интерьера главного зала, где когда-то размеща­лась галерея скульптурных портретов хозяев.

1 / 5

Руины главного усадебного дома в Ольгово. 2011 годWikimedia Commons

2 / 5

Руины главного усадебного дома в Ольгово. 2014 год Вадим Разумов

3 / 5

Руины главного усадебного дома в Ольгово. 2014 год Вадим Разумов

4 / 5

Руины главного усадебного дома в Ольгово. 2014 год Вадим Разумов

5 / 5

Северная галерея усадьбы Ольгово. 2017 годWikimedia Commons

В 2003 году усадьба была продана миллиардеру Олегу Дерипаске с условием реставрации. С тех давних пор здесь возник целый комплекс нехитрых развлечений (в Ольгово можно сходить в сауну или отпраздновать свадьбу), но на руинах дворца не начато даже самых общих аварийных работ.

Усадьба Скорняково-Архангельское, Задонский район Липецкой области

Собственник: Алексей Шкрапкин, финансист, инвестор, гендиректор ИК «Форту-Фэмили».

Условия владения: в собственности.

В центре усадьбы — стройный белоснежный храм Михаила Архангела начала XIX века с базиликальным куполом, классическим ризалитом и двухъярусной надвратной колокольней. Бизнесмен Алексей Шкрапкин увидел полуразрушенный храм в детстве. По его словам, тогда же появилась мечта его восстановить. Об усадьбе не было и речи. Вокруг храма были не то что руины, а мелкие куски построек.

Первым владельцем усадьбы в конце XVII века был помещик Григорий Скорняков-Писарев. Два века спустя имение перешло дворянской семье Чернышевых и Муравьевых-Карских. Они построили новый главный дом, посадили роскошный сад, вырыли пруды. В новейшей истории владельцем стал руководитель производства автомобилей «Руссо-Балт» Михаил Шидловский. Алексей Шкрапкин выкупил у него имение в 2009 году за1 млн рублей. Бизнесмену достались руины главного дома, руины храма и территория в 30 га. В восстановление было вложено более 200 млн рублей. В 2008 году Шкрапкин открыл инвестиционную компанию «Форту-Фэмили». Этот бизнес сегодня финансово подпитывает усадебный проект.

Восстановление Алексей Шкрапкин начал с храма. Затем занялся главным домом и другими постройками. Концепцию имения — коммерческого проекта разработало французское архитектурное бюро, а реализовали московские архитекторы под руководством Петра Браговского. Строительные работы вела российская реставрационная компания «Лайм Парк». Процесс восстановления занял шесть лет.

Первые гости приехали в Скорняково-Архангельское в 2015 году. В усадьбе открыты гостиница на 30 номеров, банкетный зал на 200 человек, а в здании бывшей ткацкой фабрики — французский ресторан «Бальмонтъ». Шкрапкин неравнодушен к Франции, там у него есть замок и винодельня. По мнению владельца, Скорняково-Архангельское — идеальное место для семейного отдыха, крестин и свадеб. По подсчетам владельца, в 2017 году в усадьбе побывало 40 000 посетителей. Несмотря на гигантский поток, окупить проект раньше чем через 15–20 лет Шкрапкин не рассчитывает.

Руины императорского дворца в усадебном кольце Петербурга

1 / 8

Фасад дворца в Ропше, Ленинградская область. 1900 годPastVu.com

2 / 8

Портик дворца. 1900 годPastVu.com

3 / 8

Парадное крыльцо дворца. 1906 годPastVu.com

4 / 8

Николай II, Александра Федоровна и великая княжна Анастасия у дворца в Ропше. 1906 годPastVu.com

5 / 8

Фасад дворца. 1910 годPastVu.com

6 / 8

Водопад Рушник в парке Ропшинского дворца. 1910 годPastVu.com

7 / 8

Фасад дворца. 1939 годPastVu.com

8 / 8

Портик дворца. 1980 годPastVu.com

В бедственном положении пребывают не только многочисленные дворянские гнезда, но и настоящий императорский дворец в Ропше Ленинградской области, памятник ЮНЕСКО с потрясающе богатой историей. Усадьба находится всего в десяти километрах от Кольцевой автодороги и входит в число пригородных дворцов. На протяжении XVIII–XIX столетий Ропша то находилась во владении царской фамилии, то жаловалась или продавалась придворной знати, успев сменить множество именитых владельцев. Дворец строился поэтапно, каменное здание основано архитектором Еропкиным для графа Головкина, потом перестроено Растрелли для императрицы Елизаветы, а существующая классическая редакция создана в конце XVIII века мастером Антонио Порта для придворного банкира Ивана Лазарева.

Именно здесь состоялась внезапная и загадочная кончина императора Петра III, супруга Екатерины, о которой заговорщик Алексей Орлов докла­дывал ей: «Я опасен, штоб он сегоднишную ночь не умер, а больше опасаюсь, штоб не ожил».

1 / 6

Внутри дворца в Ропше. 2011 годWikimedia Commons

2 / 6

Внутри дворца в Ропше. 2011 годWikimedia Commons

3 / 6

Парадная лестница дворца. 2012 год Vitold Muratov / CC BY-SA 3.0

4 / 6

Портик дворца. 2014 год Екатерина Борисова / CC BY-SA 3.0

5 / 6

Фасад дворца. 2014 годWikimedia Commons

6 / 6

Первый этаж дворца. 2014 годWikimedia Commons

В Великую Отечественную дворец сгорел, но был восстановлен и передан военному ведомству. В конце 1980-х, как водится, началось запустение. Несколько пожаров, многократные попытки найти нового собственника, бюрократическая возня и полное бездействие властей. В 2012 году чиновники объявили о намерении спасать дворец «быстро и напористо», для чего была начата подготовка соответствующей документации. В 2015 году рухнул парадный портик здания. Разработка документации продолжается.

Храмы Славы, Истины и «Вечных Чувствий» в Пензенской области

1 / 8

Вид села Надеждина с восточной стороны. Гравюра Иосифа Моссмера. 1830-е годыWikimedia Commons

2 / 8

Летний дом в имении Куракиных Надеждино Саратовской губернии. Картина Василия Причетникова. Конец XVIII — начало XIX векаТверская областная картинная галерея

3 / 8

Храм Верности в парке имения князя А. Б. Куракина Надеждино. Картина Василия Причетникова. Конец XVIII — начало XIX векаТверская областная картинная галерея

4 / 8

Вид усадьбы. Картина неизвестного художникаТверская областная картинная галерея

5 / 8

Галерея, нареченная Вместилище чувствий вечных. В саду его сиятельства князя Александра Борисовича Куракина в селе его Надеждине. Картина Василия Причетникова. Конец XVIII — начало XIX векаТверская областная картинная галерея

6 / 8

Храм Истины. В саду его сиятельства князя Александра Борисовича Куракина в селе его Надеждине. Картина Василия Причетникова. Конец XVIII — начало XIX векаТверская областная картинная галерея

7 / 8

Храм Лады. В саду его сиятельства князя Александра Борисовича Куракина в селе его Надеждине. Картина Василия Причетникова. Конец XVIII — начало XIX векаТверская областная картинная галерея

8 / 8

Вид на усадьбу Надеждино. Начало XX векаWikimedia Commons

Екатерининская эпоха — время пафосных замыслов, подаривших русской провинции множество ансамблей столичного уровня. В Сердобском районе Пензенской области гибнет знаменитая усадьба Надеждино, созданная «луче­зарным князем» Александром Борисовичем Куракиным (он же «брильянто­вый»). Попав в опалу за дурное масонское влияние на наследника престола цесаревича Павла, он превратил место своей ссылки в подобие загородного императорского двора с целым набором подобающих церемоний и должностей.

Главный дом, выстроенный в 1795 году, имел 80 комнат, парк украшали павильоны с лучезарными названиями: храм Славы, храм Истины, храм Терпения и Вместилища Чувствий Вечных. Дорожки в парке носили имена Неожиданного Утешения, Преодолеваемых Трудностей, Истинного Разумения, Частого Повторения, Вспоминовения Прошедших Утех, Скорого Достижения, Верных Любовниц, Брата Степана. Посреди парка лежал черный валун с золотой надписью «Memento mori». По замыслу хозяина, парк должен был являть собою «экстракт вселенной всей».

1 / 5

Руины фасада усадьбы Надеждино, Сердобский район Пензенской области. 2013 год Julya Terlova / CC BY-SA 4.0

2 / 5

Внутренний фасад усадьбы. 2013 год Julya Terlova / CC BY-SA 4.0

3 / 5

Боковые ворота. 2013 год Николай Шадрин / CC BY-SA 4.0

4 / 5

Руины внутренностей усадьбы. 2013 год Николай Шадрин / CC BY-SA 4.0

5 / 5

Руины фасада. 2013 год Julya Terlova / CC BY-SA 4.0

После пожара 1922 года дворец пребывает в статусе романтической руины. Во флигелях располагался сельский дом политпросвещения, затем психоневро­логический интернат, теперь и они заброшены. В 2014 году было принято решение о продаже усадьбы частному инвестору, однако огромный дворец по-прежнему на грани гибели (в точно такой же ситуации находится соседняя Зубриловка, запечатленная на многих картинах Виктора Борисова-Мусатова). 

Подмосковный автограф Матвея Казакова

1 / 6

Усадьба Петровское-Алабино в Наро-Фоминском районе Московской области. 1906 год archnadzor-ru.livejournal.com

2 / 6

Главный дом усадьбы. 1920-е годыРусский усадьбы

3 / 6

Въездные обелиски и фасад главного дома. 1920-е годыРусский усадьбы

4 / 6

Парадная лестница главного дома, украшенная фигурами сфинксов. Начало XX векаРусские усадьбы

5 / 6

Усадьба Петровское-Алабино. 1930–1932 годыarch-heritage.livejournal.com

6 / 6

План первого этажа усадьбы из книги Н. Я. Тихомирова «Архитектура Подмосковных усадеб». 1955 годdeadokey.livejournal.com

Усадьба Петровское-Алабино в Наро-Фоминском районе Московской области строилась в 1770–80-е годы для еще одного представителя династии Демидовых — Никиты Акинфеевича, владельца уральских Нижнетагильских заводов. Исследователи предполагают, что к строительству были причастны два знаменитых мастера — Матвей Казаков и Иван Старов, а в подвале дома была найдена закладная плита с выцарапанной надписью «Архитектор Казаков».

Дом (в плане квадрат со скошенными углами), диагонально расставленные павильоны и въездные обелиски образуют концептуальную композицию, напоминающую о хитроумных павильонах Царицынского парка. Дом украшала фирменная демидовская чугунина, включая сфинксов у входа и статую Екатерины Великой на венчавшем здание куполе бельведера  Бельведер — видовая беседка, чаще всего цилиндрической формы, которую располага­ли на возвышенности или крыше здания..

1 / 4

Въездные обелиски усадьбы в Петровском-Алабино. 2016 год Вадим Разумов

2 / 4

Фасад главного дома усадьбы. 2018 годWikimedia Commons

3 / 4

Фасад главного дома усадьбы. 2018 годWikimedia Commons

4 / 4

Внутри главного дома. 2018 годWikimedia Commons

В ХХ веке главный дом грабили, жгли, разбирали на кирпич. По одной из вер­сий, в 1941 году внутрь дома заложили заряд, чтобы добыть щебень для обустройства дороги, — выстояли только внешние стены. Виртуозная внутренняя планировка действительно утрачена полностью, теперь постепенно осыпается все остальное. Памятник состоит на госохране, будучи в собственности Росимущества.

Усадьба Марьино, Тосненский район Ленинградской области

Собственник: Галина Степанова, совладелец компаний «Северный берег» и «Орион».

Условия владения: в собственности с 2008-го.

Петербургская предпринимательница Галина Степанова купила родовое имение Строгановых-Голицыных у обанкротившегося завода «Сокол».За первые три года новая владелица полностью восстановила главный дом, вылечила старые деревья, обустроила парк в английском стиле с каскадами прудов, плотинами и водопадами. Сегодня в усадьбе открыты отель на 22 номера и ресторан с европейской, восточной и русской кухней. С 2011 года в усадьбе есть небольшая конюшня. Можно кататься на лошадях, на лодках, велосипедах, санях, лыжах и коньках, играть на бильярде и в настольный теннис. На местной ферме разводят баранов, коров, кур, гусей и даже страусов. В усадьбе собрана обширная библиотека и открыта галерея, где выставляются работы современных художников-реалистов. (когда-то Галина Степанова владела галереей «Петербургский художник»).

Основной доход усадьбе приносит проведение свадеб, дней рождения, корпоративов и семинаров. «Но этого недостаточно», — утверждает Степанова. За 10 лет добиться окупаемости усадьбы не удалось.

У владелицы появилась мечта — заказать скульптору Михаилу Шемякину фигуру Пиковой дамы, ведь ее прототипом послужила Пушкину хозяйка усадьбы Наталья Голицына. «Этот факт непременно нужно увековечить», — говорит Галина Степанова.

Ссылка на основную публикацию