Виды и механизмы нарушения звука [Л]
При верном артикулировании звука губы приоткрываются, принимают артикуляционную позу идущего за ним гласного, между резцами небольшой промежуток, язык расслабляется, его кончик поднят к альвеолярному отростку и притрагивается к деснам, боковые края создают с молярами щели, сквозь них с выдохом проходит воздушный поток, корень языка чуть поднят, голосовые складки соединяются и дрожат. Звук согласный, твердый, звонкий, ротовой, сонорный, смычно-проходной, переднеязычный.
Нарушенное произношение звука носит название ламбдацизм. Существует несколько его типов:
- Межзубный. Раздается верное звучание, но артикуляционная позиция нарушена: кончик языка располагается снаружи, зажимается зубами.
- Носовой. Произношение сильно отклоняется от правильного артикуляционно и акустически. Язык задевает небо, часть воздуха или вся выдыхаемая струя идет в нос. Раздается смазанное сочетание .
- Губно-губной (двугубный). Звучание похоже на , или английский . При таком ламбдацизме фонему воспроизводят губы, кончик языка располагается глубоко во рту, не задействован в артикулировании.
- Губно-зубной. Звучание, сходное с . Нижняя губа смыкается с верхними зубами, язык располагается глубоко во рту.
- Боковой. Воздушный поток выходит сквозь одну боковую щель, вторая сторона языка соединена с верхними молярами.
- Смягчение. Промежуточное звучание между твердым и мягким . Середина язычной спинки поднимается сильней, чем требуется.
Замена звука Л другими звуками именуется параламбдацизм:
- Замена на . Спинка языка выгибается, а кончик опускается. Человек даже не распознает замену, часто думает, что фонема просто отсутствует.
- Замена на . Кончик языка не приподнимается, а расслаблен и расположен глубоко во рту, задняя часть язычной спинки, изгибаясь, прилегает к мягкому небу.
- Замена на . При подобном искажении кончик языка располагается на дне рта, а не приподнимается к альвеолярному отростку, а середина спинки изгибается кверху.
- Замена на . В артикулировании вместо языка задействованы губы.
- Замена на . При данном варианте параламбдацизма нижняя губа примыкает к верхним зубам. Человек обычно считает это речевое нарушение простой нечеткостью речи.
Помимо перечисленных вариантов неправильного произношения фонемы , возможно ее полное отсутствие.
Как постановить звук Л
После завершения подготовительного этапа переходят к основным упражнениям.
Постановка Л проводится:
- по подражанию;
- на вдохе;
- механическими способами.
Когда ребенок начнет произносить букву правильно, необходимо закрепить этот навык и довести его до автоматизма. Вначале ребенка нужно научить мягкому звуку, затем твердому.
По подражанию
Самый распространенный метод обучения — посредством подражания взрослому. Вначале родитель или логопед показывает, как правильно расположить язык и губы.
Чтобы ребенку было понятнее, можно предварительно объяснить ему на словах:
- Язык нужно сделать широким.
- Кончик прижимается к верхним передним зубам или деснам.
- Середину языка прогибают книзу, а корень приподнимается.
- Боковые части не поднимать, чтобы между ними и щеками проходил воздух.
Для проверки правильности прикасаются к щекам, пока ребенок произносит Л. Если все сделано верно, мышцы щек слегка вибрируют.
Заниматься лучше перед зеркалом. Вначале взрослый несколько раз говорит правильно сам, потом просит повторить ребенка.
Автоматизация звука «Л» в словосочетаниях.
На вдохе
Упражнения на развитие правильной артикуляции сочетают с дыхательной гимнастикой. Ставить Л желательно на вдохе.
Перед началом тренировки делают несколько дыхательных движений:
- Вдох быстрый — 1 секунда.
- Выдох плавный и медленный — до 5 секунд.
Комплекс для каждого ребенка подбирается индивидуальный и может включать следующие упражнения:
- Подуть на вертушку и понаблюдать, как она крутится.
- «Остановить бегущую лошадку». Делается вдох, губы расслабляются. Воздух выдыхается так чтобы получился звук «прррр».
- Ребенок ложится на спину на ровную поверхность (пол или жесткая кушетка). Рука кладется на живот. Делается вдох и надувается живот. Рука должна ощущать, как на вдохе «мячик надувается», а на выдохе «сдувается».
- Можно попросить ребенка закрыть глаза и угадать по запаху фрукты или другие предметы. На вдохе нужно нюхать фрукт, втягивая воздух через нос. На выдохе произносится название предмета.
С механической помощью
Чтобы правильно поставить звук, можно воспользоваться механическими приспособлениями:
- шпателем;
- специальными зондами;
- деревянной палочкой от мороженого;
- черенком ложки и пр.
Если дома нет подходящих предметов, можно помочь ребенку пальцами рук. Основная задача такой работы — зафиксировать орган или мышцу в правильном положении.
С помощью подручных средств делают следующие упражнения:
- Деревянную палочку кладут поперек языка. Таким способом создается пространство между верхними коренными зубами и боковыми частями языка. Формируется правильное прохождение воздуха через ротовую полость.
- Постановка твердого звука от мягкого проводится с помощью большого пальца руки. Для этого подушечку пальца кладут в ямку под подбородок. Слегка нажимают на эту область, и звук рефлекторно становится твердым.
- Научиться произносить твердую фонему можно, если прижать к нижней части подбородка тыльную сторону кисти.
- Если ребенок излишне напряжен, можно немного расслабить мимические мышцы, помассировав их кончиками пальцев.
- Для коррекции двугубного ламбдацизма уголки губ растягиваются до положения улыбки и в таком состоянии удерживаются указательными пальцами.
Снять напряжение можно, пошлепав губами, выдохнув полным ртом через сомкнутые зубы -«уфф», пофыркав.
Слова для тренировки звука «Л».
Афазия
Нарушение речи, при котором человек не может понимать чужую речь и выражать собственные мысли при помощи слов и словосочетаний. Расстройство возникает при поражении центров, отвечающих за речь, в коре головного мозга, а именно, в доминантном полушарии.
Причиной заболевания могут стать:
- кровоизлияние в мозг;
- абсцесс;
- черепно-мозговая травма;
- тромбоз сосудов мозга.
Существует несколько категорий этого нарушения:
- Моторная афазия – человек не в состоянии произносить слова, но может издавать звуки, понимать чужую речь.
- Сенсорная афазия – человек может говорить, но не может понимать чужую речь.
- Семантическая афазия – речь человека не нарушена и он способен слышать, но не может понять смысловые отношения между словами.
- Амнестическая афазия – заболевание, при котором человек забывает название предмета, но способен описать его функцию и назначение.
- Тотальная афазия — человек не в состоянии говорить, писать, читать и понимать речь другого.
Так как афазия не является психическим нарушением, для ее лечения необходимо устранить причину заболевания.
Упражнения для улучшения речевого слуха
Чтобы развить речевой слух, логопеды рекомендуют играть с ребенком в игры:
- Предлагают говорить слова сначала тихо, потом со средней силой, потом громко. Можно показать игрушки и давать задания — маленькая игрушка говорит тихо, большая громко, потом наоборот.
- Читают по ролям сказки, где герои говорят разными голосами — тихо или громко, низким или высоким голосом.
- Ребенку показывают картинки и называют их. В некоторых названиях делаются ошибки. Если играющий замечает ошибку, он поднимает руку или хлопает в ладоши.
- Взрослый показывает картину и произносит несколько похожих слов. Среди них нужно выбрать одно правильное (лук — луг — люк).
- Родитель или воспитатель называет обобщающее слово. Детей просят назвать примеры слов из названной группы. В них должна встречаться буква Л (фрукты — лимоны, яблоки, деревья — клен, липа и т.д.).
Тренировки нужно проводить систематически. Игровые занятия можно дополнить музыкальным сопровождением.
Расстройство экспрессивной речи
Нарушение в развитии у детей при котором отмечаются недостатки в использовании выразительных средств речи. При этом дети способны выразить мысль и понять смысл чужой речи.
К симптомам этого нарушения также относят:
- небольшой словарный запас;
- грамматические ошибки – неправильное употребление склонений и падежей;
- невысокая речевая активность.
Это нарушение может передаваться на генетическом уровне, и больше свойственно мужчинам. Диагностируется при осмотре логопеда, психолога или невролога. Для лечения, в основном, применяют психотерапевтические методы, в отдельных ситуациях назначают медикаментозное лечение.
Как сделать правильное произношение автоматическим
После того как правильное произношение было поставлено, его нужно закрепить. Это процесс для детей сложный и занимает много времени. В домашних условиях достаточно заниматься несколько минут в день утром и вечером. Будет лучше, если уроки будут проходить в форме игры.
Мягкий Л
Ребенок часто упускает мягкий Л и даже целые слоги с его участием. Поэтому логопедические упражнения на звук лучше начинать с этого момента.
Для начала закрепляется произношение слогов. Дальше можно переходить к словам. Отдельные слоги можно закрепить с помощью специальных скороговорок.
Примеры приведены в таблице
Слоги простые | Слоги сложные | Примеры слов | Скороговорки |
Ля | Сля, кля, пля, фля, гля | Поля, Коля, Толя, тополя | Ля-ля-ля — холодная земля |
Лю | Слю, клю, плю, флю, глю | Люся, лютик, люк | Лю-лю-лю — печь топлю |
Ли | Сли, кли, пли, фли, гли | Лида, липа, лиса, лимон | Ли-ли-ли — лимон нашли |
Ле | Сле, кле, пле, фле, гле | Лена, лень, лес | Ле-ле-ле — все в золе |
Ле | Сле, кле, пле, фле, гле | Лен, легкий, кулек |
Когда у ребенка начнут получаться прямые слоги, можно переходить к обратным. Вначале прорабатываются отдельные звукосочетания, потом переходят к целым словам и скороговоркам.
Простые слоги | Примеры слов | Скороговорки |
Аль | Пальто, калька | |
Ель | Капель, кисель | Ель-ель — за окном капель |
Оль | Моль, соль | Оль-оль — залетела моль |
Уль | Куль, буль-буль | Уль-уль — повесили тюль |
Ыль | Пыль, намыль | Ыль-ыль — ладони намыль |
Юль | Июль, тюль |
Твердый Л
Несколько сложнее научить ребенка говорить твердый Л. Для автоматизации звука используются те же приемы, что и для мягкого. Но времени на закрепление может понадобиться больше.
Упражнения для постановки звука «Л».
Осваивать правильную речь нужно поэтапно:
- Вначале малыш учится говорить слоги — Лэ, Ло, Лы, Ла, Лу.
- Потом сочетания можно усложнить другими согласными — Сла, Флы, Кло, Глу, Плэ и пр.
- После прямых слогов переходят к обратным — Ал, Ол, Ул, Ыл, Эл.
- Когда сочетания букв будут прочно закреплены, переходят к целым словам — лодка, лампа, лыжи, луна.
Детям можно предложить чистоговорки и скороговорки:
- лу-лу-лу — лужа на полу;
- ла-ла-ла — мусор подмела;
- ло-ло-ло — стояло помело;
- около Лондона — логово колдуна;
- клади уголь в угол.
При тренировке желательно избегать сочетаний с буквой Р. Эти буквы детям особенно трудно произносить, они часто путаются.
В чем причины неправильного произношения Л
Описано несколько причин, почему ребенок разговаривает неверно:
- Неправильное дыхание в процессе речи.
- Нарушения развития речевого слуха — ребенок плохо слышит речь других людей и плохо воспринимает смысл.
- Недостаточное развитие артикуляционного аппарата, слабость мимической мускулатуры и языка. Эти мышцы играют ведущую роль в произношении звуков.
- Отклонения в строении подъязычной связки (уздечки) — нарушения речи возможны, если связка короткая.
Неправильное дыхание может быть связано с несколькими факторами:
- У ребенка уменьшен объем легких.
- Дыхательная мускулатура слабая, поэтому ребенок не может громко говорить.
- При выдохе воздушная струя выходит рывками, поэтому становится трудно закончить длинное предложение.
- Неправильное распределение воздуха, в результате вдох начинается посередине слова.
Заикание
Заикание, или логоневроз — одно из отклонений, которые встречаются наиболее часто. Выражается это расстройство в периодическом повторении отдельных слогов или звуков во время разговора. Кроме этого в речи человека могут возникать судорожные паузы.
Существует несколько видов заикания:
- Тонический вид – частые остановки в речи и растягивание слов.
- Клонический вид – повторение слогов и звуков.
Провоцировать и усугублять заикание может стресс, эмоциональные ситуации и потрясения, например, выступления перед большим количеством людей.
Логоневроз встречается у взрослых и детей. Причинами его возникновения могут быть неврологические и генетические факторы. При своевременном диагностировании и начале лечения возможно полностью избавиться этой проблемы. Существует множество методик лечения — как медицинских (физиотерапевтические, логопедические, медикаментозные, психотерапевтические), так и методами народной медицины.
Подготовка к упражнениям
Прежде чем начать тренировку, ребенку показывают, как должен правильно звучать Л. Произносят несколько слов с отчетливой артикуляцией. Ребенок должен увидеть, как располагаются губы и язык. Называют несколько слов, где есть эта буква, и просят определить на слух, в какой части слова она стоит.
Ошибки, которые делает ребенок.
Затем ребенку предлагают выполнить подготовительные упражнения:
-
«Гамак».
Кончик языка упирается в верхние передние зубы. Выгнуть язык, чтобы он стал похож на гамак, и некоторое время удержать в таком состоянии. Можно выполнять на счет. -
«Вкуснятина».
Широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна двигаться. -
«Индюк».
Упражнение похоже на предыдущее, но несколько сложнее. Его выполняют с большей скоростью. Можно добавить произношение сочетаний «бл-бл-бл». -
«Лошадка».
Язык делают широким, поднимают и щелкают им по небу. Рот немного приоткрыт, нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Такое упражнение полезно делать, когда ребенку трудно удерживать язык на весу и упираться кончиком в верхние зубы. -
«Качели».
Рот приоткрывается, нужно широко улыбнуться. Кончик языка должен быть твердым. Дальше упражнение делается по счету. На «раз» язык поднимается, кончик упирается в верхний зубной ряд (заднюю поверхность резцов). На счет «два» кончик упирается в нижние зубы. Упражнение повторяют несколько раз. -
«Грибок».
Спинку языка прижимают к твердому небу, она становится похожей на шляпку гриба. Зафиксировать в таком положении и удержать 5-10 секунд. Уздечка должна быть слегка натянута.
Этот комплекс выполняется не меньше 2 недель до начала постановки звука.