Стыдиться

Табу на неидеальность

Проще говоря, девочке слабой быть не стыдно (а иногда даже почетно и полезно), а мальчику чаще наоборот. «Мальчику стыдно проявлять свою немужественность, а девочке – неженственность. А вот что подразумевается под этими понятиями, вопрос неоднозначный – здесь у каждого человека свои «тараканы», критерии, образы идеальной женщины или идеального мужчины. Причем полностью соответствовать идеалу, как правило, невозможно, и вследствие этих несовпадений неизбежно возникает чувство неполноценности и стыда», – подчеркивает Александр Полищук.

Стыд от несоответствия идеалу особенно ярко может проявляться у тех, кто в детстве столкнулся с запретом на неидеальность. Дети, которым внушили необходимость всегда быть идеальными и, как в известном фильме «Одержимость» (2013), «преодолевать пределы ожидаемого», часто вырастают перфекционистами.

Однако, как поясняет врач-психотерапевт высшей категории Александр Федорович, постоянная нацеленность на рекорды, причем любой ценой, может в дальнейшем отразиться и на здоровье человека. Как правило, таких людей с детства тренировали на необходимость кому-то что-то доказывать: быть отличником в классе, самым быстрым на спортплощадке, и т.п.

Вторым моментом, травмирующим психику ребенка, можно назвать негативные оценки со стороны родителей, которые тем самым хотят мотивировать и простимулировать его движение вперед. «Но это движение у ребенка фиксируется, и он не может выйти из этой фиксации самостоятельно – иногда всю жизнь», – говорит Федорович.

Как объяснить ребёнку, чего делать нельзя?

Мотив родителей правильный, но методы зачастую оказываются неэффективны, говорит эксперт. «Хвалить за ту же мастурбацию, разумеется, никого не нужно, но не нужно и ругать, внедряя «вирус стыда». Нужно объяснять ребенку эти вещи с точки зрения выгоды или невыгоды таких действий. Но это вопрос воспитания, и многие родители этим просто не владеют. Быть воспитателем и быть родителем – это разные вещи. Воспитание – это предмет, его нужно изучать», – подчеркивает собеседник «МИР 24».

Как вернуть секс в отношения?

Реанимируем влечение и страсть

Проблема еще и в том, что до определенного возраста ребёнок не понимает объяснений. Мозг созревает постепенно, критичность до 3-4 лет отсутствует, ребенок не может анализировать, что хорошо, а что – нет. Принято считать, что первые 5-7 лет жизни – наиважнейшие в становлении личности: в этот период выстраивается 70% ее «фундамента», самооценки. Оставшиеся 30% формируются до 14 лет – и примерно в этом же возрасте развиваются зоны, ответственные за «взрослое» понимание. Дальше, как считают специалисты, люди уже, по сути, не меняются (только в результате осознанной целенаправленной работы над собой) и повторяют усвоенное ранее. Были даже исследования о «возрасте наций», согласно которым, средний психологический возраст россиян – 10-12 лет. В этом возрасте ребенку хочется, чтобы все сделали за него, сам он ничего решать не хочет, а в случае неудач винит кого-то другого, поясняет врач. В любом случае, основу закладывают родители – и от этого уже будет зависеть, насколько ребенок восприимчив к чужому мнению, к оскорблениям, к давлению и прессингу – например, в школе.

«Так что если разговаривать с малолетним ребенком как со взрослым, единственное, что он услышит – «мама злится, я плохой». Дальше начинается страх, что от него могут отказаться. Психика делает быстрый вывод: нельзя это делать, нельзя об этом думать, потому что опасно. Но что происходит дальше: в момент пубертата, когда природа зовёт, начинается конфликт естественных потребностей с внутренним запретом», – говорит эксперт.

Правило

Мягкий знак в конце

Начнем с мягкого знака:

в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от  правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ  -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ  -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь  — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого глагола в 3 лице множественного числа (они что делают?).

Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

«Опозориться и расслабиться»

Но остается вопрос: полезное ли это чувство – стыд, или от него можно избавиться раз и навсегда? Можно и нужно, считает Полищук – иначе человек будет проживать не свою жизнь, потакая заложенным программам. «Если человек осознанно принимает все эти табу и не переживает по их поводу, все шикарно, но тогда проблемы стыда его бы не беспокоили. Если же «вирус стыда» ему мешает, это нужно убирать», – считает эксперт.

Самостоятельные попытки проработать стыд заключаются в поиске ответа на вопрос «что худшее случится, если я сделаю то, чего стыжусь». Например, «люди будут смеяться». И что тогда? Если докопаться посредством таких вопросов до сути, станет ясно: не случится ничего смертельного. Человеку необходимо «добояться» до конца, проиграть в голове эту ситуацию, или даже сделать то, чего он стыдится. Еще можно накидать варианты, как проявить себя, реализовать свои желания, ничем при этом не рискуя.

Но, что самое важное, нужно понимать: победа над подобными комплексами не должна превращать человека в психопата, которому «не стыдно» ничего, включая насилие и прочие патологии. Но у психически здорового человека нет желания причинять кому-то боль – в противном случае проблема переходит уже в разряд психиатрических, отмечает собеседник «МИР 24»

«У психически здорового человека пунктик по стыду не связан с причинением вреда, с членовредительством. Стыд – это не про то, чтобы кому-то сделать больно, а про взаимоотношения с людьми. А желание причинить кому-либо вред – это уже вопрос нездоровой психики. Нормальной психике невыгодно делать больно себе и другим», – сказал он.

Как инструмент быстрого решения, стыд может быть выгоден сиюминутно – застыдил кого-то, и решил проблему, но в долгосрочной перспективе приводит к осложнениям. «Цена, которую человек платит, живя в стыде или используя стыд как манипуляцию, очень высока – как кредит, который нечем погасить», – подытожил эксперт.

«Блондинкой» быть не стыдно

Проблема комплексов в том, что здраво и логично они человеком не осознаются. Понятно, что взрослому человеку уже не стоит опасаться того, что он останется один (тем более что в современных реалиях это невозможно), однако детские страхи продолжают довлеть над ним всю жизнь, поскольку были заложены в крайне важный период. Получается, что «инерционные программы» (привычки, рефлексы, автоматизмы), черно-белые ярлыки «должен», «нельзя», «плохо», «хорошо» всю последующую жизнь конфликтуют с реалиями, и прорабатывать их непросто.

Казалось бы, раз в детстве всех «чмырили» на эту тему одинаково, то и у мальчиков во взрослой жизни стыд должен базироваться на тех же детских травмах сексуального свойства. Но так ли это?

«У мальчиков чуть иначе, потому что психика другая. Если девочке природой предназначено нравиться, быть внешне красивой, привлекательной, чтобы за нее боролись и сражались, то мальчик больше «заточен» на то, чтобы бороться, побеждать, что-то делать. Поэтому мальчику важнее, насколько он соответствует чужим ожиданиям и своему внутреннему идеальному образу. Мальчик в этом смысле больше подвержен чувству вины. Девочки пытаются выровнять внутреннее давление (нелюбовь к себе и заниженную самооценку) и внешнее – ходят на курсы, что-то изучают, не бояться идти за советом, к психологам (кстати, большинство клиентов психологов – женщины), в салоны, на курсы и так далее», – отмечает врач.

Страх и ненависть

На собеседованиях

Женщина показывает, что готова исправить ошибки, если таковые есть, не боится выглядеть «дурочкой»: для нее проявить слабость и получить помощь, поддержку – не стыдно, утверждает специалист. «Наоборот, за счет помощи и внимания извне женщина повышает свою самооценку, чувствует, что она этого внимания достойна. К таким «блондинкам» липнут мужчины, которые хотят потешить свое эго, научить ее жить, рассказать, «как надо». А мальчики, наоборот, стараются скрывать свои комплексы, начинают зарабатывать миллионы, руководить корпорациями, «крутить всех на пальце». Это – попытка через действие и приобретение доказать свою крутизну, в первую очередь, себе и своей «внутренней маме»», – говорит психотерапевт.

Но есть и противоположный способ – пассивно валяться дома на диване под пинки жены, или зарабатывать три копейки. Это – фиксация, застревание в негативистском подростковом состоянии, когда мама заставляла постирать носки или помыться, а подросток назло ей играл в компьютерные игры. Он понимал, что это неправильно, что мамины просьбы вполне нормальны, но все равно бунтовал, пытаясь отстоять себя. Такое случается и в семьях, где инициатива наказуема, и должного вознаграждения за нее подросток не получал. Следовательно, раз он все делал «неправильно», он предпочитал не делать ничего.

Последнему герою (точнее, его «внутреннему ребенку») тоже может быть стыдно, при этом у него накапливается пассивная агрессия, чувство собственной несостоятельности и неполноценности.

Разновидности стыда

Из-за чего люди могут начать стыдиться? Стыд можно условно разделить на три вида. Два из них — это «здоровый» стыд.

Первый вид здорового стыда касается интимности

Это реакция вторжение в очень приватную зону, которую человек совершенно не хотел никому показывать.

Иногда, например, человек может это почувствовать в разговоре. Предположим, ему задают вопрос, и он чувствует, что этот вопрос – уже лишний, интимный. Вопрос касается такой зоны, в которую он не хочет впускать задающего вопрос. И тогда человеку захочется сказать: «извини, ты знаешь, я не хочу отвечать на этот вопрос» или «этот вопрос сейчас лишний».

Люди, которые не могут говорить «нет», начинают стыдиться того, что им сложно ответить. Они считают себя обязанными ответить и порой отвечают на лишний для них вопрос. Но потом они ощущают дискомфорт, как будто они что-то сделали не так, как-то не правильно с собой обошлись, чувствуют, что зря это сказали. Стыд в данном случае – это дружественный сигнал из глубины нашей личности. Таким образом с нами говорит наша совесть.

Совесть это такая способность, которая позволяет отделять правильное от неправильного в соответствии с нашими убеждениями и нашими ценностями.

В древнегреческой культуре существовало близкое к понятию совести понятие «интуиция», которое происходит от «эн Тэос» — «внутренний Бог».

В русском языке это слово имеет смысл некоего сообщения, подсказки, извещения, известия. Совесть – «со-весть». Однако, получает человек это известие в виде чувства. Совесть говорит человеку о правильности или неправильности действия, исходя из его системы ценностей.

Если человек чувствует, что поступил правильно — он испытывает чувство морального (ценностного) удовлетворения. Параллельно включаются чувства уверенности, гордости, силы, счастья.

Есть такое выражение: «у меня на душе мир и покой». Это тоже может быть про совесть – так она разговаривает с нами через ощущение согласия с собой.

Например, когда вы обещали помочь другу и забыли. Вы чувствуете, что-то не так, голос совести порождает ощущение дискомфорта.

Хочется отделить в данном случае голос совести от токсичного стыда. Разница в том, что в случае со здоровым стыдом, связанным с совестью и ценностями, на которых она базируется, внутренний голос человека будет констатировать неприятный факт, но при этом побуждать к изменению, исправлению ситуации и трезвой оценке возможностей в этом.

Несмотря на стыд, сожаление, печаль о сделанном, человек видит конструктивные выходы из ситуации и сосредоточен именно на них, он не обесценивает свою личность как таковую. Ему хочется верить в свою «хорошесть» и исправить ситуацию или хотя бы принять решение не поступать больше таким образом.

В случае же токсичного стыда внутренний голос будет вести человека в сторону самообвинения, самобичевания, человеку прежде всего захочется буквально перестать существовать, исчезнуть, наказать себя за проступок, а не исправить последствия, то есть, самым важным здесь становится деструктивный аспект.

И, наконец, поговорим о третьем виде стыда — это невротический токсический стыд

Человек стыдится даже тогда, когда не сделал ничего противного своим убеждениям. Нечто внутри человека заставляет его стыдиться себя. Это – сформированное отношение к себе как к чему-то не достойному.

В прошлой статье мы с вами рассмотрели, как ребенок впитывает отношение к себе родителей и окружающих. Этот процесс называется интериоризация

Важно то, что человек интериоризирует (впитывает) в течение всей своей жизни, а не только в детстве

Если он в своем прошлом впитал очень много плохих способов обращения с собой, он привыкает стыдиться себя. Тем не менее, человек может сменить эту привычку на другую.

Например, он может сформировать другое отношение к себе.  В случае, если человек забудет новую форму поведения и вернется к старой, привычной, через время он снова вспомнит о новой, научится ее воскрешать в себе. Это работает так же, как и  с другими привычками.

Часть из них может остаться, часть меняется.

Наверное, у каждого из вас есть опыт, когда вы меняли какую-либо свою привычку на другую. Все в наших силах.

В психотерапии человек получает новый опыт отношения к себе и учится по-другому с собой обходиться.

А пока, если у Вас появились вопросы по этой теме, Вы можете записаться ко мне на консультацию.

Если у Вас возникли вопросы к психологу по статье:

Вы можете задать их онлайн нашему психологу в скайпе:

Страх отвержения

Так или иначе, получается интересная вещь: с одной стороны, «вирус стыда» изначально возникает из гендерного вопроса («зазорности», табуированности секса и всего, что с ним связано), с другой, неидеальное соответствие гендерным ролям становится следующей темой для стыда уже во взрослом возрасте. То есть сначала как бы «стыдно» стремиться быть женщиной или мужчиной, потом – стыдно ими не быть. Как получается, что «постыдные» в детстве вещи вдруг приобретают качественно иные свойства?

Детям внушают даже не столько стыд за свой пол (гендер), сколько идею постыдности мыслей об удовлетворении связанных с этим гендером потребностей, поясняет Полищук.

Подсознательно стыд (в том числе и сексуальности) связан с рудиментарным страхом отвержения. «Главный стыд – это «потерять лицо», тот идеальный образ, который человек для себя выстроил. Поэтому, чтобы не испачкать лицо, надеваются различные маски – безразличия, гиперуверенности, агрессивности, пренебрежения, надменности. Маски не должны быть «лузерскими» – никчемности, нищеты и т.п. Хотя бывают и маски жертвы, которая хочет, чтобы ее пожалели. И все эти маски – из страха отвержения, потери своего места в группе, как в те времена, когда быть выкинутым пинком старейшин из первобытной общины означало смерть. Это было и будет, в нас это заложено, надо просто это принимать и знать, как с этим работать», – подчеркивает психотерапевт.

«Ах ты негодник!»

Стыд – манипулятивное чувство, придуманное людьми для управления друг другом, боязнь не соответствовать своему внутреннему идеалу и быть отвергнутым социумом

При этом важно уметь различать стыд и вину: вина – это несоответствие чужим ожиданиям, а стыд – это «вина перед самим собой», согласно усвоенным в детстве установкам, поясняет психотерапевт, коуч Александр Полищук

Возможно, многим взрослым уже непросто вспомнить, за что их стыдили в детстве – да так, что они, сами того не понимая, живут с этим ощущением до пенсии. «Если вспоминать какие-нибудь детские ошибки, с точки зрения ребенка, их не было вообще. Ребенок познает мир, а родители видят в этом какой-то укор для себя лично, виня себя в погрешностях воспитания. Например, ребенок тянет в песочнице себе какую-то лопатку, толкнул кого-то, нарисовал что-то на стене, порвал обои – это не нравится родителям, и из них на автомате вылетает фраза «как тебе не стыдно». В какой-то ситуации – если мама хорошо умеет изображать расстройство – у ребенка будет накапливаться чувство вины, если же мама не из таких печальных образов, а погрозила пальцем, добавила злости и раздражения, у ребенка зафиксируется стыд. Постепенно он будет понимать, что должен быть другим, чтобы его любили», – говорит эксперт.

Вообще базовые «основы стыда» располагаются, что называется, «ниже пояса» – это демонстрация желания секса и интима. Но каждый ребенок в 10-12 лет начинает интересоваться противоположным полом, а до этого – и самим собой.

Акцентуация происходит в разных местах – чувствительные зоны расположены также на пальцах и на губах. «Но если грызть ногти или кусать губы считается социально приемлемым поведением, то стоять со спущенными штанами на улице и играться со своими причиндалами – нет. Поэтому за мастурбацию ребенка будут стыдить», – говорит врач.

Действительно, сложно представить себе мамашу, которая, застав подобную сцену, скажет «молодец сынок, держи конфетку, продолжай в том же духе» – чтобы, получив родительское одобрение, этот сынок лет в 12 повторил все то же самое уже перед одноклассниками.

Не способны стыдиться люди с такими нарушениями, как:

Психопатия, социопатия

С этими нарушениями психотерапия практически не может работать. У таких людей отсутствует способность стыдиться и способность к сопереживанию.

Они жестоки и расчетливы в личных и социальных связях. Испытывать отрицательные эмоции для них так же сложно, как испытывать и сопереживание.

М. Томас в книге «Исповедь социопата. Жить, не глядя в глаза» описывает свою жизнь.  Она рассказывает о том, как замещает совесть и стыд другой мотивацией. В ее психопатии выражены антиобщественные черты (эгоцентризм, жажда сильных ощущений), стремление к доминированию, вербальная агрессия и завышенная самооценка, при этом, очень низкие показатели негативных переживаний – страхов, психологических травм, депрессии. У нее практически отсутствует заботливость в межличностных отношениях.

Нарциссическое расстройство личности

При нем человек тоже не может стыдиться. Однако стыд отсутствует не потому, что человек к нему не способен, как психопат, например, а потому, что в детстве он не получал достаточно положительной обратной связи.

Стыд был центральным переживанием жизни, основным чувством по поводу своего существования. На каком-то этапе человек просто перестал стыдиться, научился «отключаться» от этого переживания, так как оно было слишком большим и трудновыносимым.

Такой человек также не может испытывать эмпатию и сопереживать другим. Он когда-то «отрезал» себя от других людей, т. к. тогда это было слишком травматично для него.

Его психика использует много уловок, защит для того, чтобы не стыдиться. Т.е. стыд есть в глубине его психики, но человек его не чувствует.

В  психотерапии нарциссические личности могут при определенных обстоятельствах почувствовать эмпатию и встать в положение другого человека.

Ссылка на основную публикацию