Ограничения для такелажных работ с грузами отражены в маркировках тары.
Манипуляционные знаки в простых пиктограммах отражают особенности такелажных работ и условий хранения. На таре обозначены:
- хрупкие грузы, которые нельзя бросать и ронять (рисунком стеклянного бокала);
- товары, портящиеся от влаги (изображение зонтика);
- верх груза (ящики, паки нельзя переворачивать);
- температурные ограничения хранения;
- места строповки;
- ограничения на использование крюков;
- предельное количество тары в штабеле.
Требования безопасности для складских рабочих и грузчиков запрещают:
- работу без рукавиц, спецодежды;
- ручную погрузку тары с весом более 50 килограммов;
- переноску грузов по лестницам;
- работу на скользком покрытии, в загроможденных проходах;
- ручной подъем грузов на высоту более двух метров.
Техника безопасности ограничивает работу с грузами для подростков и женщин, не разрешает управлять погрузчиками и штабелерами без свидетельства оператора. Работа с опасными грузами разрешена только после отдельного инструктажа.
Инструкции проведения работ
Грузчики, осуществляющие погрузку и разгрузку, должны пройти углубленный инструктаж. Условия работы обсуждаются заранее. Перед началом погрузки следует убедиться в исправности транспорта и его соответствии требованиям по перевозке конкретного груза. Применяемое оборудование должно обладать достаточной прочностью. Ответственность за пригодность груза для коммерческих целей лежит на грузоотправителе.
Подготовка грузового автомобиля к перевозке
Работы должны быть организованы в соответствии с ГОСТ 12.3.002, ГОСТ 12.3.009, ГОСТ 12.3.020. Основные инструкции указаны в Межотраслевых правилах по охране труда. Весь комплекс мероприятий сводится к тому, что работы должны быть произведены таким образом, чтобы минимизировать риски травматизма и порчи груза.
Требования по обеспечению безопасности работ
Для безопасного проведения работ надо придерживаться следующих требований:
- сложные работы должны быть автоматизированы;
- при выкладке груза рядами ширина проходов должна составлять минимум 1 метр;
- высота стеллажей не должна быть больше 1.6 метра;
- запрещается переносить тяжести по лестницам без поручней;
- проходы и проезды не должны быть загромождены;
- при использовании подъемного оборудование следует применять сигнализацию;
- работы на скользком или поврежденном полу запрещены.
Загрузка фуры
Большинство работ должны совершаться механизированным способом. Это снизит затраты времени и риски, связанные с погрузкой и разгрузкой. Порядок выполнения работ указывается в нормативно-технических документах. Если же погрузка и разгрузка осуществляются ручным способом, то следует придерживаться предельных норм.
Способ выполнения работ | Норма на человека, кг |
---|---|
1.Работа на ровной поверхности: | |
мужчины | максимум 50 |
женщины | максимум 10 |
подростки 16-18 лет мужского пола | максимум 16 |
подростки 16-18 лет женского пола | максимум 10 |
2. Перемещение груза на тележке по ровной поверхности(без учета массы тележки) | |
мужчины | максимум 200 |
женщины | максимум 100 |
Для правильной организации процесса погрузки и разгрузки следует ознакомиться с основными требовании выполнения работ. Незнание правил техники безопасности может привести к плачевным последствиям. Для обеспечения безопасности надо максимально автоматизировать погрузочно-разгрузочный процесс.
2.7. Погрузка (разгрузка) тяжеловесных и длинномерных грузов
2.7.1. Погрузочно-разгрузочные работы с тяжеловесными и длинномерными грузами (оборудование, металлические и железобетонные конструкции, лесоматериалы, трубы, рельсы и т.п.) необходимо производить, как правило, механизированным способом при помощи подъемно-транспортного оборудования (кранов, лебедок, блоков, тельферов, талей и др.).
2.7.2. Производство работ по перемещению тяжеловесного оборудования и машин (весом более 500 кг) разрешается только при наличии плана организации работ, в котором должны быть разработаны мероприятия по безопасности труда. 2.7.3. Погрузку (разгрузку) тяжеловесных и длинномерных грузов (длиной более 2м) с помощью грейфера, электромагнита и других грузозахватных устройств следует производить только при отсутствии людей как в кабине, так и в кузове загружаемого (разгружаемого) транспортного средства.
2.7.4. Зона подъема и перемещения грузов электромагнитами и грейферами должна быть ограждена и иметь сигнализацию, предупреждающую об опасности нахождения в этой зоне. Ограждения должны быть окрашены в сигнальный цвет по ГОСТ 12.4.026-76.
2.7.5. При подъеме грузов необходимо следить за правильностью намотки канатов грузоподъемных устройств на барабаны лебедок. 2.7.6. Строповка крупногабаритных грузов должна производиться съемными грузозахватными приспособлениями за специальные устройства(строповочные узлы, петли) или обозначенные места, в зависимости от положения центра тяжести и массы груза.
2.7.7. Грузы, сложенные в пакеты, должны строповаться таким образом, чтобы при подъеме была исключена возможность их падения. 2.7.8. При механизированной погрузке (разгрузке) длинномерные грузы должны быть увязаны двумя стропами с применением траверсы.
Перед подъемом и перемещением груза должны быть проверены устойчивость груза и правильность его строповки. 2.7.9. Груз предварительно поднимают на высоту не более 0.2-0.3 м для проверки правильности строповки и надежности действия тормоза и только после этого продолжают подъем.
2.7.10. Перемещение грузов следует производить плавно, без рывков и ударов. Оставлять на весу поднятый груз, а также находиться людям в зоне поднимаемого (опускаемого) груза запрещается. 2.7.11. Не допускается поддерживать, разворачивать и направлять находящийся на весу груз непосредственно руками. Эти операции следует производить при помощи отводного крюка или веревки, прикрепленной к грузу.
2.7.12. При укладке длинномерных грузов необходимо принимать меры против самопроизвольного скатывания их со штабелей, для чего следует устанавливать подпорки и крепления с обеих сторон штабеля и применять специальные захваты (клещи). 2.7.13. Трубы должны укладываться следующим образом:
диаметром до 0.3 м — в штабель высотой до 3 м на подкладках и прокладках с концевыми упорами; диаметром более 0.3 м — в штабель высотой до 3 м в «седло» без прокладок. Нижний ряд труб при этом должен быть уложен на прокладки, укреплен инвентарными металлическими башмаками или концевыми упорами.
2.7.14. При переноске длинномерных грузов на плечах необходимо надевать наплечники. Переносить длинномерные грузы должны не менее двух рабочих на одноименных плечах, рабочие при этом должны идти в ногу. Снимать с плеч длинномерные грузы следует по команде работающего, идущего сзади. 2.7.15. При погрузке (разгрузке) барабанов с кабелем, проводом или тросом нельзя их сбрасывать.
Сгружаемые вручную барабаны необходимо удерживать оттяжками с помощью лебедок или других приспособлений, установленных с противоположной стороны от работающего. 2.7.16. При перемещении тяжеловесных грузов вручную необходимо соблюдать следующие правила:
при мягком грунте и неровной поверхности на пути перемещения груза должны укладываться доски, брусья или шпалы; применяемые катки для перемещения грузов должны быть прочные, ровные и достаточной длины, концы их не должны выступать из-под перемещаемого груза более чем на 0.3-0.4 м;
для подведения катков под груз следует пользоваться ломами или реечными домкратами; запрещается поправлять катки под грузом руками или ногами;
запрещается брать каток для перекладывания его вперед раньше, чем он полностью освободиться из-под груза; во время передвижения груза необходимо следить, чтобы катки не поворачивались под углом по отношению к направлению движения груза;
при перемещении груза вниз по наклонной плоскости необходимо применять задерживающие приспособления, чтобы груз не катился под действием собственной тяжести.
При наличии на захватах страхующих лап зону подъема и перемещения грузов можно не ограждать
- Назад
- Вперёд
2.4. Погрузка (разгрузка) едких и коррозийных веществ
2.4.1. Погрузку (разгрузку) бутылей с кислотами, щелочами и другими едкими жидкостями следует производить в прочных корзинах (обрешетках), выложенных внутри асбестом, кислотостойкой стружкой, пенополистирольными порофторопластовыми вкладышами или другими стойкими к кислотам и щелочам материалами или использовать для этих целей специальные тележки, носилки, которые должны быть оборудованы гнездами и бортами.
2.4.2. Разгружать едкие и коррозийные вещества из вагона следует со специальных рамп, настил которых находится на одном уровне с полом вагона. 2.4.3. Бочки, барабаны и ящики с едкими веществами необходимо перемещать на тележках или электропогрузчиках.
2.4.4. Налив, слив и транспортирование едких и коррозийных веществ следует производить в соответствии с Правилами перевозок грузов и отраслевыми инструкциями. 2.4.5. Пролитые кислоты и щелочи или рассыпанные едкие вещества необходимо засыпать песком и убрать в специально отведенное место.
Место россыпи (разлива) нейтрализовать и промыть большим количеством воды. 2.4.6. При попадании кислоты на кожные покровы необходимо смыть ее обильной струей воды в течение 10-15 мин.
При химических ожогах глаз кислотой или щелочью необходимо до обращения в медпункт обязательно промыть пострадавшему глаза большим количеством воды, используя для этого питьевые фонтанчики.