Биография
В 1895—1898 годах пел в хоре мальчиков Придворной певческой капеллы, затем до 1902 года учился в классах капеллы (фортепиано, дирижирование). В 1909 году окончил (выпускные экзамены сдал в 1914) Петербургскую консерваторию (класс композиции Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова). В 1912—1914 годах публиковал статьи и рецензии в журнале «Музыка» (Москва), «Русской музыкальной газете».
В 1914—1917 годах служил в армии писарем санитарного поезда.
Участвовал в создании Симфонического оркестра им. Н. В. Лысенко, струнного квартета, а также Народной консерватории в Киеве. В 1917—1919 годах преподавал музыкально-теоретические предметы в Киевской консерватории.
С 1919 года заведовал музыкальной секцией Всеукраинского комитета искусств при Наркомпросе Украинской ССР, а также музыкальной частью Украинского музыкально-драматического театра; руководил вокальным ансамблем.
Умер от тифа, похоронен на Байковом кладбище.
Студент Московского Училища живописи и ученик передвижника
Алексей Степанов. Приятели (фрагмент). 1881. Частное собрание
Алексей Степанов. Охота (фрагмент). Не позднее 1923. Херсонский областной художественный музей им. А.А. Шовкуненко, Херсон, Украина
Алексей Степанов. Охотничьи собаки (фрагмент). 1880-е. Частное собрание
Алексей Степанов родился 6 мая 1858 года в Симферополе в дворянской семье. Его отец Степан Степанов был офицером и участвовал в Крымской войне – оборонял Севастополь. Мальчику не исполнилось и года, когда умерла его мать. Спустя пять лет не стало и отца. Его опекуном назначили одного из сослуживцев Степана Степанова, и тот решил забрать мальчика с собой в Москву и устроить в Александринское сиротское малолетнее отделение.
Уже в приюте Алексей Степанов начал рисовать. Вскоре опекун забрал его из дома сирот и отправил на учебу в Первую Московскую Гимназию, а затем и в Константиновский межевой институт – в этих учебных заведениях преподавали черчение и рисование.
В 1879 году Алексей Степанов получил диплом землемера. Устраиваться на работу по профессии он не спешил — хотел продолжить обучение и стать художником. Директор межевого института Александр Апухтин познакомил Степанова с Львом Жемчужниковым, который в то время был секретарем Московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Жемчужников предложил молодому человеку поступить туда. Степанов смог сам оплатить учебу – опекун сохранил для будущего художника небольшое наследство, которое ему завещал отец.
С 1880 по 1884 год Степанов был студентом Училища. Его наставником стал один из основателей Товарищества передвижных художественных выставок Илларион Прянишников, который научил Степанова работать с композицией и цветом. Первыми работами художника стали небольшие бытовые сценки – с их помощью преподаватели объясняли, как более точно отображать на картинах действительность.
В Училище Степанов подружился с Михаилом Нестеровым, Исааком Левитаном, братьями Коровиными. Через студента Николая Чехова он познакомился и начал переписываться с писателем Антоном Чеховым.
Алексей Степанов. Охота (фрагмент). 1885. Мемориальный музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко, Кисловодск, Ставропольский край
Алексей Степанов. По волку с гончими (фрагмент). 1900-е. Тюменский областной музей изобразительных искусств, Тюмень
Алексей Степанов. Лоси (фрагмент). 1889. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Алексей Степанов участвовал в студенческих выставках, а его полотна выставляли в Школе живописи. Примерно в то же время он начал сотрудничать с журналом русского зоолога Леонида Сабанеева «Природа и Охота», где опубликовал более ста иллюстраций. Он с точностью изображал птиц и зверей, рисовал для издания сценки — «Охота на глухаря», «С гончими на волков», «Казацкая охота на дроф» и другие. Михаил Нестеров вспоминал: «Степанов был лучшим анималистом после Серова».
В 1882 году в Училище живописи, ваяния и зодчества пришел работать Василий Поленов. Степанов с товарищами посещал его занятия. Поленов преподавал начинающим художникам основы света и тени, объяснял им, как использовать чистые цвета и подбирать для картин сюжеты. Один из воспитанников – живописец Яков Минченков – так писал о нем: «Все свежее, красивое и сильное у молодых художников было главным образом наследием от Поленова. Он был их учителем, отзывчивым на все новое и свежее, что выносила талантливая молодежь».
В 1883 году Степанов начал писать картину «Отец и сын, или Военная беседа», которую посвятил событиям Крымской войны. Работать над полотном ему помогал Илларион Прянишников. В 1884 за эту картину живописец получил большую серебряную медаль Академии Художеств, а вскоре меценат Павел Третьяков купил «Отца и сына» для своей галереи. До нашего времени сохранилась только черно-белая фотография полотна – картина утрачена.
Интересные факты
Алексей Степанов. С гончими на охоту. 1900-е. Мемориальный музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко, Кисловодск, Ставропольский край
Алексей Степанов. Исаак Левитан и Софья Кувшинникова на этюдах (фрагмент). 1887. Изображение: artchive.ru
Алексей Степанов. Стойло (фрагмент). 1910-е. Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Плес, Ивановская область
1. На занятиях анималистов Степанов учил рисовать животных с натуры. Для этого художник специально приносил в класс зверей и птиц. Один из его воспитанников В. А. Филиппов вспоминал: «Натуру, пернатую или четвероногую модель, доставал обычно сам Степанов, отправляясь за ней иногда куда-то далеко за город, «на кулички».
2. Степанов много охотился. Свою мастерскую он украшал ружьями и кинжалами. Художник писал: «Иногда утку убить, чтобы изжарить ее в печке русской, я не прочь, даже хорошо, но так охотиться, чтобы непременно десяток уток вокруг пояса нанизать мне кажется лишнее, ненужное занятие. Походить да посмотреть, как тетерева токуют или как солнце поднимается и в лес проникает, увидеть, как лось бежит, волк сытый, взглянув на тебя, лениво свернет в кусты…».
3. Степанов вместе с Исааком Левитаном и Софьей Кувшинниковой стали прототипами героев рассказа Антона Чехова «Попрыгунья» – доктора Коростелева, художника Рябовского и самой Попрыгуньи. После публикации рассказа живописец поссорился с писателем.
Происхождение фамилии с суффиксами -ович/-евич
Как возникла и откуда произошла фамилия Степанович? Степанович – белорусская, реже русская фамильная модель от отчеств, образованных из имён, прозвищ в полной либо уменьшительной конфигурациях. Например, Андрей → Андреевич, Юрий → Юревич, уменьшительно Исаак → Сакович, Станислав → Стасевич.
Суффикс -ович/-евич по причине своего обширного применения в личных именованиях шляхты ВКЛ, начал рассматриваться как дворянский и, являясь белорусским по происхождению, твёрдо вошёл в польскую антропонимическую традицию, полностью вытеснив в Польше из обихода исконный польскоязычный аналог -овиц/-евиц. В свою очередь данный тип фамилий, под влиянием польского языка, сменил древнерусское ударение, как в русских отчествах, на предпоследний слог. Многие фамилии на -ович/-евич, деятелей польской культуры, являются безусловно белорусскими по происхождению, так как образованы от православных имён: Генрик Сенкевич (от имени Сенька (← Семён), при католическом аналоге Шимкевич «Шимко»), Ярослав Ивашкевич (от уменьшительного имени Ивашка (← Иван), при католической форме Янушкевич), Адам Мицкевич (Митька — уменьшительное от Дмитрий, в католической традиции такого имени нет).
Так как первоначально фамилии на -ович/-евич считались по сути отчествами, большая часть их основ (вплоть до 80%) берёт начало от крестильных имён в полной либо уменьшительной формах. Только лишь фонд данных имён несколько более архаичен, по сопоставлению с фамилиями прочих типов, то что указывает об их более древнем происхождении.
Значение и история возникновения фамилии с суффиксами -ович/-евич:
- От крестильных православных и католических имён.Например, уменьшительно Юрий → Юшкевич, Павел → Павлович, Якуб → Якубович и т.п.
- От языческих имён.Например, Ждан → Жданович, Кунец → Кунцевич и т.п.
- От прозвищ.Например, короткий → Короткевич, гуля (шар на белорусском, возможно прозвище полного человека) → Гулевич и т.п.
- От вида деятельности.Например, войт (деревенский староста) → Войтович, коваль (кузнец) → Ковалевич, хотько (хотеть, желать) → Хацкевич и т.п.
НАШИ ЛЮДИ
Zedd
Музыка
немецкий музыкант, диджей и продюсер
ZAZ
Музыка
французская певица, выступающая под псевдонимом ZAZ
Zardonic
Музыка
Агреда, так же известный как Zardonic, Венесуэльский клавишник, DJ, музыкант, продюсер, известный по своим музыкальным проектам в таких жанрах, как drum and bass, dark ambient, black metal и minimal techno
Zaho
Музыка
алжирская R’n’B певица, ныне проживающая в Монреале и Квебеке
Yung Lean
Музыка
шведский рэп-исполнитель
Yuki (певица)
Музыка
японская певица, музыкант и композитор
Yppah
Музыка
это произнесенное наоборот слово «happy»
Youth Lagoon
Музыка
американский певец и музыкант-мультиинструменталист, выступающий под псевдонимом Youth Lagoon
Склонение
Женская фамилия Степанович не склоняется (женский род). К примеру: Тамаре Степанович, Екатерину Степанович, Татьяне Степанович и т.д.
Мужская фамилия Степанович склоняется.
Именительный падеж (кто?) | Степанович |
Родительный падеж (кого?) | Степановича |
Дательный падеж (кому?) | Степановичу |
Винительный падеж (кого?) | Степановича |
Творительный падеж (кем?) | Степановичом |
Предложный падеж (о ком?) | Степановиче |
Обратите внимание, что в творительном падеже после шипящего согласного «ч» под ударением пишется буква «о» в окончании – Степановичом, а не ошибочно – Степановичём
Творчество
Автор произведений для хора, фортепиано; романсов, обработок революционных, а также украинских и русских народных песен
Избранные произведения
- романсы
- цикл «Барвинки» (на слова украинских поэтов, 1905—1906)
- «Пiснi настрою» («Песни настроения», на слова А. Олеся, 1907—1909)
- на слова Т. Г. Шевченко, И. Я. Франко, Леси Украинки, М. Ф. Рыльского
- сатирические антирелигиозные песни («Прийшла в церкву стара баба» / «Пришла в церкву стара баба», «На тім світі», а также на слова С. Руданского)
- песни на революционные темы («Каменярi» / «Камнеломы», «Коваль» / «Кузнец», «У долинi село лежить», «Слово» и др.).
- песни для детей
- «Малым ребятам» (сборник)
- «Пролижи» («Подснежники»; 3 выпуска)
- «5 школьных хоров» (сборник)
- «Кобзарь» (сборник)
Романс (1912)
Кантабиле (1912)
- «Прелюд пам’ятi Шевченка» / «Прелюдия памяти Шевченко»
- Соната (1909)
- Фантазия (1909)
- Два рондо (1910)
- Две сюиты на украинские народные темы
- пьесы