Работайте над техникой пения
Вокал можно натренировать — так же, как мышцы в спортзале
Но важно делать это правильно
Разминайте голосовые связки перед упражнениями. Например, так. Для начала пропойте любую ноту на наиболее комфортной для вас громкости. Затем пойте, понизив тон (низким голосом). Потом — повысив (высоким, тонким голосом). Если вы чувствуете, что в какой‑то момент голосовые связки перенапрягаются, остановитесь, сделайте передышку, а затем повторите разминку с самого начала.
Тренируйте резонанс. Именно он придаёт голосу силу, звучность, богатство тембра. Проконтролировать резонанс можно в двух местах: положив пальцы одной руки рядом с крыльями носа (в районе синусовых пазух) или прислонив ладонь к груди, сантиметров на 10 выше солнечного сплетения. Когда вы поёте, пальцы или ладонь должны чувствовать вибрацию. Чем она ощутимее, тем лучше резонанс.
Учитесь попадать в ноты. Для этого упражнения вам понадобится диктофон (можно самый простой, встроенный в смартфон). Запишите на него, как вы подпеваете понравившейся песне в исполнении любимого вокалиста. Прослушивая запись, вы выясните, в каких местах ваш голос звучит излишне низко или высоко. Скорректируйте высоту тона, чтобы попадать в ноты. Чем чаще вы будете проделывать это упражнение, тем точнее станете петь.
Артикулируйте
Это важно, чтобы пение было внятным и слушатели могли его разобрать, ведь мало кому нравится чужое мурлыканье под нос. Активнее работайте губами, проговаривая каждое слово.
Пойте каждый день
Если хотите подкачать мышцы, вы регулярно ходите в спортзал. С пением та же история: чтобы натренировать вокал, желательно упражняться ежедневно.
Тренируйте осанку, дыхание, технику пения при первой же удобной возможности. Пойте в ванной, за рулём, во время домашней уборки. Это поможет вам лучше познакомиться с собственным голосом, узнать его во всех проявлениях и в итоге научиться им пользоваться.
Хороший способ не пропускать тренировки — присоединиться к любительскому хору. Коллективное пение часто ассоциируется только с церковью (хотя, с другой стороны, почему бы и нет? Из церковных хоров вышло немало вокалистов мирового уровня.) Но на самом деле хор может быть частью разных организаций.
Возможно, его практикуют на вашей работе — в рамках тимбилдинга. Или кружок хорового пения для взрослых найдётся в музыкальной школе, куда ходит ваш ребёнок. А может, вы присоединитесь к коллективу любителей народной песни, который действует в ближайшем культурном центре.
Стиль и жанр, в котором работает хор, не так уж важны. Регулярные упражнения всё равно помогут вам раскрыть свой голос. А руководитель хора и коллеги укажут на возможные вокальные ошибки и подскажут, как их можно преодолеть.
Научитесь правильно дышать
Правильное, эффективное дыхание — основа пения. Нам необходимо достаточное количество воздуха, чтобы тянуть долгие звуки. И умение быстро вдыхать, чтобы не прерывать вокал и не нарушать его мелодичность.
Как научиться правильно вдыхать
Ваша задача — быстро и по‑максимуму заполнять лёгкие воздухом. Выработать этот навык можно с помощью следующих упражнений Breathing Basics For Singing . Их надо повторять каждый день.
- Представьте, что воздух, который вы вдыхаете, очень тяжёлый. Ну, например, весит 10 кг. Визуализируйте этот вес и позвольте ему буквально провалиться внутрь вашего тела, ниже уровня пупка (по ощущениям, естественно). Бум! Важный момент: когда «10 кг воздуха» падают, расширяется живот, а не грудь. Старайтесь дышать именно так — животом. В этом случае будет активно работать диафрагма — мышца, обеспечивающая максимальное расширение лёгких. Сделайте 5–10 медленных вдохов и выдохов «животом».
- Ускорьте дыхание «животом». Опять же представляйте, будто воздух много весит, но позвольте ему проваливаться в ваше тело максимально быстро. Сделайте 10–15 быстрых вдохов и медленных выдохов.
- Попробуйте заполнить свои лёгкие воздухом так, словно вы воздушный шарик. Вдыхайте с помощью диафрагмы максимально глубоко. Почувствуйте, как расширяются живот и поясница. Сделайте 3–4 подхода.
Как научиться правильно выдыхать
Выдох не менее важен. Он должен быть равномерным и плавным — это поможет вам брать и держать высокие ноты и долгие музыкальные фразы. Чтобы проработать выдох, выполните одно из следующих упражнений (или все вместе).
- Погоняйте по дому пёрышко. Или, если его под рукой нет, вообразите. Теперь поднимите пёрышко на ладони на уровень рта, сделайте глубокий вдох и подуйте на него — так, чтобы оно поднялось в воздух как можно выше. Далее ваша задача — максимально долго не давать ему упасть. Дуйте на перо, пока можете. В конце этого долгого выдоха вы должны почувствовать острую необходимость немедленно вдохнуть.
- Спойте любую ноту на относительно большой громкости. Держите этот звук так долго, как сможете. Для проверки эффективности этой тренировки вам понадобится секундомер. Засеките время, в течение которого можете петь ноту. А затем наблюдайте, как каждый день это время понемногу увеличивается.
- Пошипите. Медленно и глубоко вдохните, задержите дыхание на 1–2 секунды и начинайте выпускать воздух с постоянным негромким шипением: «Ш‑ш‑ш…». Прислушивайтесь к этому звуку и следите, чтобы тон не понижался и не становился выше, а звук тёк без пауз и заминок. Шипите до тех пор, пока в лёгких хватает воздуха.
спеть II[править]
Морфологические и синтаксические свойстваправить
будущ. | прош. | повелит. | |
---|---|---|---|
Я | спою́ | спе́лспе́ла | — |
Ты | споёшь | спе́лспе́ла | спо́й |
ОнОнаОно | споёт | спе́лспе́ласпе́ло | — |
Мы | споём | спе́ли | споём споёмте |
Вы | споёте | спе́ли | спо́йте |
Они | спою́т | спе́ли | — |
Пр. действ. прош. | спе́вший | ||
Деепр. прош. | спе́в, спе́вши | ||
Пр. страд. прош. | спе́тый |
спеть
Глагол, совершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 12b. Соответствующий глагол несовершенного вида — петь.
Приставка: с-; корень: -пе-; глагольное окончание: -ть.
Семантические свойстваправить
Значениеправить
- исполнить голосом песню или другое вокальное произведение ◆ Господин Пихтерштай, главный управляющий его сиятельства, приказывает вам спеть что-нибудь повеселей! А. П. Чехов, «Ненужная победа»
Гипонимыправить
Родственные словаправить
Ближайшее родство | |
|
Список всех слов с корнем «пе» | |
|
Этимологияправить
Происходит от с- + петь, далее из праслав. *pěti, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. пѣти, пою, ст.-слав. пѣти, поѭ (др.-греч. ᾄδειν, ψάλλειν), русск. петь, пою, укр. пі́яти, пі́ю, белор. пець, пе́ю, болг. поя́, пе́я, сербохорв. пjе̏вати, словенск. pẹ́ti, pójem, чешск. zpívat, словацк. spievať, польск. рiаć, pieję, śpiewać, др.-польск. рiеć, роję, в.-луж. spěwać, н.-луж. spiwaś. Отсюда: певе́ц, пету́х, пе́сня. Дальнейшие сближения недостоверны. Предполагали связь с греч. παιάν, ион. παιήων, атт. παιών, -ῶνος «пеан, гимн в честь Аполлона, который начинается словами ἰη παιήων». О. Трубачёв комментирует: слав. pěti, роjǫ должно объясняться как первонач. каузатив от глаг. piti, русск. пить, ср. тождество форм пою́ «даю пить» и пою́ «издаю голосом музыкальные звуки». Переход значений «поить» > «петь, воспевать» восходит, т. обр., к языческому обряду жертвенного возлияния. Ср. родство др.-инд. juhóti «льёт» и hávatē «призывает». Использованы данные словаря М. Фасмера с комментариями О. Н. Трубачёва. См. Список литературы.
Омоформыправить
Образует омоформы с прил. спелый, глаг. споить и спеть (поспевать).
спел
|
спела
|
спе́ли
|
спе́ло
|
спеть
|
спою́
|
«Споёшь» (глагол)
Морфологический разбор глагола
- I Часть речи: глагол;
- IIНачальная форма: спеть — инфинитив;
-
IIIМорфологические признаки:
- А. Постоянные признаки:
- совершенный вид
- невозвратный
- переходный/непереходный глагол
- I спряжение
- Б. Непостоянные признаки:
- А. Постоянные признаки:
- IV Синтаксическая роль:
сказуемое
Совершенный вид
Мужской род (ед. число) | Что сделал?спелЧто сделаю?спою | Что сделал?спелЧто сделаешь?споешь | Что сделал?спелЧто сделает?споет |
Женский род (ед. число) | Что сделала?спелаЧто сделаю?спою | Что сделала?спелаЧто сделаешь?споешь | Что сделала?спелаЧто сделает?споет |
Средний род (ед. число) | Что сделало?спелоЧто сделаю?спою | Что сделало?спелоЧто сделаешь?споешь | Что сделало?спелоЧто сделает?споет |
Множественное число | Что сделали?спелиЧто сделаем?споем | Что сделали?спелиЧто сделаете?споете | Что сделали?спелиЧто сделают?споют |
Разобрать другое слово
Введите слово для разбора:Найти
К I спряжению относятся:
- глаголы с окончанием на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть (кроме 11 глаголов-исключений*): плавать, думать, полоть, молоть, прыгнуть, сохнуть, выздороветь, черстветь, чуять, лаять, иметь и т. д.;
- 4 глагола с окончанием на -ить: брить, стелить, зыбиться, зиждиться.
*Глаголы-исключения (относятся ко II спряжению): гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.
Отвечает на вопрос «что сделать?»: зашить, пройти, переписать, взлететь, перечитать.
Невозвратные глаголы не имеют постфикса -ся (-сь) и могут быть переходными или непереходными: идти, чистить, записать, радовать, завести, обидеть, научить.
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить.
Отвечают на вопросы:
- 1 лицо — «что делаю?», «что сделаю?»: я строю, я построю.
- 2 лицо — «что делаешь?», «что сделаешь?»: ты строишь, ты построишь;
- 3 лицо — «что делает?», «что сделает?»: он строит, он построит;
- множественное число — «что делают?», «что сделают?»: они строят, они построят.
Глаголы в изъявительном наклонении могут изменяться по временам, лицам и числам.
Глаголы во втором лице обозначают, что действие совершает собеседник говорящего.
С какими местоимениями соотносятся | ты | вы |
На какие вопросы отвечают | что делаешь?, что сделаешь? | что делаете?, что сделаете? |
Какие окончания имеют | -ешь (I спр.), -ишь (II спр.) | -ете (I спр.), -ите (II спр.) |
Примеры | ты читаешь, ты прочитаешь, ты строишь, ты построишь | вы читаете, вы прочитаете, вы строите, вы построите |