Раздел iii. положение об оплате труда профессорско-преподавательского состава и педагогических работников образовательных учреждений

Введение

Применительно к системам управления образованием развиваются два основных подхода: первый — на основе построения иерархии функций системы и представления основных результатов в виде «пирамиды качества»; второй — на основе использования группы стандартов ГОСТ Р ИСО 9000, 9001, 9004. Реализация Закона Российской Федерации «Об образовании» 1992 года, разработка Национальной системы оценки качества образования в России, проведение аттестации и аккредитации учебных заведений, введение Государственных образовательных стандартов актуализирует проблему оценки качества преподавания в высших учебных заведениях. В соответствии с Положением о внутривузовской системе менеджмента качества подготовки специалистов следует проводить мониторинг как общей компетентности ППС, так и уровня реализации ими компетентностного подхода в обучении студентов, как показателя качества образования.

Как организуют отбор

За два месяца до
проведения конкурса руководство обязано ознакомить претендентов со всеми
условиями. Для этого на сайте оно размещает такие сведения:

  1. Перечень
    должностей и количество ставок. Для наглядности их приводят по каждой кафедре.
  2. Квалификационные
    требования к кандидатам.
  3. Место приема
    заявок. Особенно это актуально для крупных вузов, имеющих несколько корпусов по
    разным адресам.
  4. Срок подачи
    заявления. По закону он не может быть короче одного месяца со дня публикации
    информации.
  5. Место, дата и
    время проведения непосредственно конкурса.

Как правило, в
университете есть локальный акт, подробно описывающий порядок проведения
конкурсного отбора. Из него можно дополнительно узнать:

  1. Перечень и
    формы необходимых документов. Они обычно идут в качестве приложений к нему.
  2. Порядок
    рассмотрения претендентов на заседании кафедры.
  3. Регламент работы
    ученого совета.
  4. Особенности
    организации конкурса в конкретном вузе.

Так, например, НИУ ВШЭ
создал 37 профильных кадровых комиссий, члены которых консультируют
претендентов и проводят экспертизу их публикаций. На сайте вуза можно найти
контактные данные и ФИО ответственных сотрудников.

МПГУ заранее уведомляет,
что в рамках конкурса претендента могут попросить провести пробное занятие для
оценки его педагогического мастерства.

Какие требования предъявляются к
претендентам

Квалификационные
требования устанавливаются в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития №1н от
11.01.2011. В третьем разделе этого документа подробно рассматриваются
должности ППС.

Желающий стать

ассистентом кафедры

должен иметь диплом
бакалавра или специалиста, а также стаж педагогической работы не менее года.
Однако если кандидат учится в аспирантуре, его могут взять и без опыта работы в
сфере образования. Аналогичные требования предъявляет закон к претендентам на
должность

преподавателя

.

Вузы вправе (но не обязаны)
требовать, чтобы базовое образование кандидата или его научная специальность
соответствовали профилю кафедры. Например, такое условие выдвигает для
соискателей ОГУ.

Кандидат на должность

старшего преподавателя

должен иметь:

  • высшее
    профессиональное образование (хотя в законе этого не указано, но специалистам и
    магистрам отдается предпочтение по сравнению с бакалаврами);
  • научно-педагогический
    стаж от трех лет;
  • при наличии
    ученой степени — стаж от одного года.

Некоторые вузы, например,
ЮГУ, допускают, чтобы соискатель, не имеющий профильного образования,
подтвердил свою компетентность опытом работы в соответствующей сфере.

От потенциального

доцента

законодательство требует
наличия:

  • высшего
    образования;
  • ученой
    степени;
  • стажа
    научно-педагогической работы от трех лет;
  • ученого
    звания доцента (тогда к стажу требования не предъявляются).

Поскольку должность
доцента занимает, как правило, уже сформировавшийся ученый, вуз вправе
потребовать от претендента и определенных результатов научной деятельности.
Так, Университет ИТМО требует не менее 4 публикаций в журналах ВАК и не менее
одной — в журналах, индексируемых в Scopusили WebofScience.

Наконец, для выдвижения
на должность

профессора

необходимо:

  • получить
    докторскую степень;
  • отработать в
    сфере образования и науки не менее 5 лет.
  • получить
    ученое звание профессора, чтобы можно было не подтверждать стаж.

Если вуз выдвигает
требования к научным достижениям претендента на должность профессора, очевидно,
они выше, чем в случае с доцентом. Нередко университеты отдают предпочтение
ученым, не просто активно публикующимся, но и получившим признание в своей
сфере. Так, РГПУ им. А.И. Герцена ставит дополнительную планку для
потенциальных профессоров в виде индекса Хирша не ниже единицы.

Также рекомендуем:

Как получить доцента и профессора

Также рекомендуем:

Зачем писать докторскую диссертацию

Обзор документа

Рассмотрен ряд вопросов по реализации программ дополнительного профобразования.

Например, разъяснено, вправе ли организация зачислить на обучение по программе профессиональной переподготовки лицо, предоставившее диплом о начальном профобразовании, выданный ранее 1 сентября 2013 г. (до вступления в силу нового Закона об образовании). Указано, что такое лицо может пройти обучение по дополнительным программам, в т. ч. по программе профессиональной переподготовки.

Возник вопрос о том, можно ли занимать должность «учитель» или «преподаватель», имея высшее или среднее профессиональное образование, не относящееся к области образование и педагогика или к области, не соответствующей преподаваемому предмету. В этом случае следует пройти необходимое обучение по дополнительной профессиональной программе.

Педагогические работники имеют право на дополнительное профобразование по профилю педагогической деятельности не реже чем один 1 раз в 3 года. Отмечено, что организация мероприятий и их оплата входят в компетенцию работодателя.

Действующим законодательством предусмотрена выдача сертификатов специалистов медицинским и фармацевтическим работникам. Разъяснено, что они не относятся к документам о дополнительном профобразовании. Повышение или присвоение квалификации подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Как часто проводится конкурс на замещение должностей в вузе

В Приказе Минобрнауки №1536
от 4 декабря 2014 года со ссылкой на статью 332 ТК РФ была четко обозначена
периодичность проведения конкурсного отбора научно-педагогических работников –
один раз в пять лет. Но он уже не действует.

В актуальном на
сегодняшний день Приказе Минобрнауки №749 от 23 июля 2015 года мы находим
другую формулировку. Трудовой договор с членом профессорско-преподавательского
состава может быть как срочным (до пяти лет), так и бессрочным.

В первом случае все
понятно: закончился контракт — идем на конкурс, если хотим работу продолжить.
Если отбор пройден, то достаточно подписать дополнительное соглашение о
продлении найма.

Но возникает вопрос:
нужно ли проходить конкурс педагогу, если срок трудовых отношений с ним не
ограничен? Ответ — нужно.

Бессрочный договор защищает от
«автоматического» увольнения по истечению оговоренного срока. Необходимость
подтверждать профпригодность никто не отменял. Поэтому через 5 лет все равно
придется идти на конкурс.

При этом законодательство
предусматривает преимущественное право переизбрания для преподавателя,
изначально занимавшего должность:

  • он проходит
    очередной конкурсный отбор;
  • ученый совет
    принимает положительное решение;
  • дается 30
    дней на продление трудового договора;
  • если за 30
    дней дополнительное соглашение не подписано, открывается вакансия.

Кроме того, если трудовые
отношения по сроку не ограничены, член ППС должен раз в пять лет проходить
аттестацию.

Как подготовиться к конкурсу

В общем виде подготовка
сводится к сбору документов. Минобрнауки к заявлению просит приложить
доказательства соответствия квалификационным требованиям. Также нужно
подтвердить отсутствие препятствий к педагогической деятельности.

Более подробный список
можно найти на сайте конкретного вуза. Чаще всего в него входят:

  • анкета или
    представление;
  • ксерокопии
    дипломов (о высшем образовании, о профпереподготовке, кандидата или доктора
    наук), сертификатов (о повышении квалификации), аттестатов (доцента или
    профессора);
  • медицинская
    книжка;
  • справка об
    отсутствии судимости;
  • список
    опубликованных научных трудов;
  • ксерокопии
    страниц трудовой книжки (для сторонних кандидатов);
  • рекомендация
    кафедры (для действующих сотрудников).

Совет!

Обязательно узнайте
заранее, как должны быть заверены документы. Возможны такие варианты
удостоверения подлинности:

  • осуществляется
    заявителем (пишете на каждой странице «Копия верна» и ставите свою подпись и
    дату);
  • осуществляется
    по месту подачи (копию заверяет сотрудник отдела кадров, принимающий документы);
  • осуществляется
    нотариусом (за это придется заплатить);
  • не требуется
    вовсе.

Знание этого порядка
сэкономит много времени и бумаги.

Более глубокой подготовки
требует предварительное испытание в виде пробного занятия. Здесь лучше всего
заранее подготовить методическую разработку, раздаточный материал и
мультимедийное сопровождение для лекции или семинара.

Практические рекомендации и советы

Что же нужно предпринять,
чтобы с большей вероятностью получить желаемую должность в вузе? Рекомендуем
обратить внимание на следующие моменты, которые в законе и инструкциях не
прописаны:

Выбирайте
желаемое место работы заранее. Университеты крайне редко публикуют вакансии на
сайтах поиска работы. Отслеживать их нужно прицельно — на официальных сайтах
конкретных организаций.

Налаживайте
контакты с кадровиками или заведующими кафедрами. Некоторые вузы предпочитают
по старинке брать «своих». Так вам заранее сообщат, когда стоит подать
документы.

Оформляйте
документы предельно внимательно

Умение выполнять бумажную работу для
преподавателя важно не меньше способности читать лекции.

Не прерывайте
научную деятельность. Даже если вы временно не работаете или трудитесь в другой
сфере, продолжайте писать
При отборе обращают внимание количество публикаций
не только в целом, но и за последние 3-5 лет.

Повышайте
квалификацию

Не ограничивайтесь списком курсов, предлагаемым местным
департаментом образования или вузами по соседству
Пользуйтесь электронными
возможностями — демонстрируйте свой широкий кругозор.

Смотрите в
будущее. Готовясь к конкурсу в любой вуз (даже небольшой и непримечательный),
поглядывайте на лидеров отрасли. Какие требования предъявляют они? К примеру,
если они требуют от ППС наличия разработанных курсов МООК сегодня, вам это
может пригодиться завтра. Так почему бы не начать прямо сейчас?

Не
стесняйтесь. Показывайте максимум достижений, делайте акценты на своих
преимуществах. Это может быть быстрая защита диссертации после окончания
аспирантуры, участие в федеральных или международных научных или
образовательных проектах, получение грантов и многое другое.

В целом пройти конкурс на
замещение должности профессорско-преподавательского состава не сложнее, чем
устроиться в крупную компанию. Разве что самопрезентация здесь более
формализована — и в некотором смысле это упрощает задачу.

Также рекомендуем:

Резюме преподавателя вуза

А чтобы вам было еще
легче, предлагаем ознакомиться с бланками документов, которые обычно
предоставляют кандидаты.

Заявление на имя ректора

(МПГУ)

Анкета доцента

(РГПУ им. А.И. Герцена)

Отчет о проделанной работе

(ОГУ)

Список опубликованных научных, учебно-методических работ, патентов

(по форме Минобрнауки)

Информация о публикационной активности

(РЭУ им. Г.В. Плеханова)

Квалификационный лист

и

Система показателей в баллах для проведения оценки претендентов на вакантные должности

(МИСиС)

Процесс утверждения и согласования победителя конкурса

Если кандидат предоставил
все необходимые документы в срок и не имеет препятствий к работе в сфере
образования, его допускают к участию в конкурсе. Проводит его обычно ученый
совет университета или факультета.

Как именно организовать
процедуру — решает конкретная организация. Ознакомиться с порядком можно,
прочитав соответствующий локальный акт. В общем виде конкурс проходит так:

  1. Ученый совет
    (или иной коллегиальный орган) собирается на заседание. Оно правомочно, если
    присутствуют как минимум две третьих членов.
  2. Претенденты
    на должность имеют право присутствовать на заседании. Но если кто-то из них не
    является, на ход конкурса и на его итоги это не влияет.
  3. Ученый
    секретарь и заведующий кафедрой выступают с докладами по документам,
    представленным кандидатами.
  4. Участникам
    конкурса также могут дать слово.
  5. Члены совета
    проводят тайное голосование. Это требуется, даже если кандидат всего один.
  6. Кандидат,
    набравший более 50% голосов, считается избранным.
  7. Если никто не
    набрал половины голосов, назначают второй тур с теми же условиями. Но если
    кандидат был один, конкурс сразу же объявляется несостоявшимся.
  8. Если и во
    втором туре никто не получит необходимого процента голосов, конкурс не
    состоится.

Итоги фиксируются в
протоколе, на основании которого ученый совет выносит решение. Он вступает в
силу с момент подписания. Далее секретарь готовит выписки по каждому из
победителей и передает сведения в отдел кадров для заключения трудовых
договоров. Сроки определяются каждым вузом индивидуально.

Роль профессорско-преподавательского состава вузов в обеспечении качества образования

Анализ существующих подходов показал, что преимущественно под термином «качество образования» понимается степень (мера) соответствия определенной совокупности характеристик образования (как системы, процесса и результата) установленным, предполагаемым или обязательным потребностям (ожиданиям). На этом основании, управление качеством образования есть воздействие на него, как на систему (процесс, результат) с целью перевода определенной совокупности характеристик из известного начального состояния в требуемое конечное состояние. Можно рассматривать два аспекта качества в образовании. Первый характеризует компетенции выпускников вуза в соответствии с запросами заказчиков и требованиям государственных стандартов. Второй, отражает системные возможности обеспечения квалификационных характеристик выпускников и подразумевает, что качество результатов определяется качеством процессов и ресурсов вуза. И если раньше превалировал первый аспект, то сейчас стремительно возрастает роль второго.

Система образования, реализуемая в отдельном вузе, являясь инерционной, и обладая отложенными последствиями от воздействий, должна стремиться к адекватному прогнозу своего развития и предупреждению возникновения процессов снижающих качество ее функционирования. В структуре системы образования можно выделить триаду: субъект-инструмент-объект. Субъектом являются руководители учебного заведения, как лица принимающие решения. В качестве инструмента будем рассматривать профессорско-преподавательский состав, объектом определим студентов, обучающиеся в вузе. К основным задачам обеспечения качества высшего образования относится соответствие профессорско-преподавательского состава (ППС) вузов современным требованиям к преподавательской деятельности . Какие бы реформы не проводились в образовательной среде — они замыкаются на педагоге как исполнителе. По уровню педагогического кадрового потенциала судят о качестве деятельности вуза, одновременно он является одним из основных объектов управления в условиях модернизации высшего образования.

Согласно сложившейся в России вузовской структуре преподаватели распределены по кафедрам с закреплением дисциплин и учебных поручений, соответствующих его квалификации, и имеет возможность периодически проходить курсы повышения квалификации и самосовершенствоваться. Вуз также гарантирует, что в случае приема на работу новых сотрудников, они будут обладать высоким уровнем профессиональных знаний и необходимым спектром компетенций. Безусловно, большинство преподавателей обладают полноценными знаниями в предметной области, необходимыми умениями и опытом для эффективной передачи знаний студентам в рамках учебного процесса. Однако, успешность профессиональной деятельности преподавателя высшей школы обусловлена не только предметными знаниями, но и определенным уровнем общекультурных компетенций, соотношением личностных психологических факторов, выступающих в качестве компонентов единой системы его деятельности. С точки зрения В.И. Слободчикова, профессионал способен не только реализовывать деятельность, но и «рефлексировать ее основания и средства во всей полноте ее нормативной структуры». Профессиональная самореализация связана с социальной жизнью преподавателя, которая во многом определяется его квалификаций и профессиональным стажем. В ряду причин влияющих на снижение уровня личностно-профессионального развития можно указать:

  • отсутствие способности к прогнозированию собственного поведения;
  • низкая ответственность перед собой;
  • неспособность принятия адекватных ситуации решений;
  • незаинтересованность в результатах своей деятельности.

Разрешение указанных кризисов кроется в мобилизационных способностях педагога, его волевых качествах, ценностных ориентациях, компетентной реакции на ситуации в педагогической деятельности, способности вносить коррективы в повседневную практику. Эффективность педагогической деятельности зависит от психологических особенностей преподавателя, его ценностей и ценностных приоритетов, определяющих аксиологические и акмеологические аспекты его профессионализма.

Заключение

Существенными условиями действенного менеджмента качества в вузе являются систематический контроль и анализ объективных данных на всех иерархических уровнях, поскольку процесс управления может быть действенным только при наличии устойчивой обратной связи, обеспечивающей надёжную информацию о состоянии всех подсистем и процессов. Функционирование системы управления образовательными процессами на уровне вуза обеспечит переход от анализа конкретных проблем к более широкому взгляду на качество образования, который расширяет возможности прогноза и позволяет своевременно отрабатывать превентивные меры. Это даст возможность перевести процесс управления в образовании с оперативного на стратегический уровень.

Ссылка на основную публикацию