Как правильно пишется «понял»?

Как понять, что поступаешь правильно?

Иногда только результат твоих действий доказывает, что решение было правильным. Например, решил выращивать картошку новым способом, и в итоге получил отменный урожай. Источник иллюстрации Яндекс.Картинки

Конечно, перед принятием важных решений, необходимо проанализировать все. Подсчитать плюсы минусы, возможные препятствия на пути и вероятный результат. Но в теории невозможно все учесть. Поэтому единственный способ понять, что поступаешь правильно — сделать и оценить итоги своего поступка.

Да, во многом вы окажетесь не правы, набьете шишек и даже разочаруетесь. Но только так вы обретете опыт, который станет инструментом в дальнейшем при принятии решений.

По какому правилу ставится ударение в этих и аналогичных глаголах

Оба этих слова входят в достаточно многочисленное «семейство» приставочных глаголов с односложными корнями – таких, как принять, занять, нанять, понять и так далее. Они очень ярко демонстрируют принцип подвижности и разноместности русского словесного ударения – в зависимости от формы глагола ударной может быть как приставка, так и корень или окончание.

В глаголах, принадлежащих к этой группе, в прошедшем времени ударение будет падать на первый слог (приставку). Однако форма женского рода станет исключением – в этом случае акцентным станет окончание. Например:

  • он зАнял место, оно зАняло место, они зАняли место, она занялА место,
  • он прИбыл на службу, оно прИбыло на службу, они прИбыли на службу, она прибылА на службу,
  • он пОнял принцип, оно пОняло принип, они пОняли принцип, она понялА принцип.

В страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от таких глаголов, ударным неизменно будет первый слог (приставка), в том числе и в женском роде:

  • пОнятый, пОнятое, пОнятая, пОнятые,
  • нАнятый, нАнятое, нАнятая, нАнятые,
  • нАчатый, нАчатое, нАчатая, нАчатые.

У действительных причастий прошедшего времени акцент переместится на корень, на второй слог – опять-таки вне зависимости от грамматического рода:

  • понЯвший, понЯвшая, понЯвшее, понЯвшие,
  • прибЫвшие, прибЫвший, прибЫвшее, прибЫвшая,
  • начАвшие, начАвшая, начАвший, начАвшее.

Правила перехода ударения с одного слога на другой в глаголах этой группы надо просто запомнить – и это не только сможет избавить от проблем с постановкой ударения не только в словах «поняла» или «прибыла», но и убережет от совершения массы других распространенных орфоэпических ошибок.

Правильное ударение в слове «поняла»

В соответствии с правилами русской орфоэпии в слове «поняла» ударение должно падать на окончание (гласную «А» в третьем слоге). Произношение «пОняла» считается серьезной орфоэпической ошибкой, на что особо указывается в словарях, посвященных тонкостям постановки ударения. Это можно прочитать, к примеру, в справочнике «Ударения. Произношение» под редакцией Резниченко.

Аналогичным образом ставится акцент и в форме краткого страдательного причастия «понятА» – ударение здесь также падает на последний слог.Например:

  • новая тема была хорошо понятА всеми четвероклассниками,
  • она понялА, что не успеет вовремя попасть на прием к врачу,
  • тройка в четверти вряд ли будет понятА родителями.

Нередко возникают проблемы и с грамотной постановкой ударения в причастии «понявший». Акцентным здесь должен быть второй слог: «понЯвший».

Правило

Проверочное слово: понял.

Мягкий знак в конце

Начнем с мягкого знака:

в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от  правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ  -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ  -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь  — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).

Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Поступать правильно, значит много ошибаться?

Вот так надо жить) Легко, стремительно, в действии, не взирая на ошибки. Источник изображения Яндекс.Картинки

Примерно так. Не надо бояться действовать. Чем больше попыток что-то изменить, тем выше шанс получить желаемое. И пусть 99% ваших решений окажутся ошибочными, но 1% принесет результат. Это риск, на который всегда идут успешные люди.

Все сильные мира сего, те кто вышел из простого народа и добился очень многого, они умеют рисковать. Их не останавливают неудачи. Они анализируют ошибки и снова идут на штурм. В итоге нескольких попыток все же получают то, чего так сильно хотели. Главная оговорка — риск должен быть обдуманным, не нужно тупо биться головой в стену.

Так как же быть в конкретной ситуации, например, с разводом? Нужно оценить ситуацию с холодной головой, взвесить все за и против. Если больше за развод, то разводиться, если есть много сомнений, то сделать все возможное, чтобы изменить ситуацию.

Ссылка на основную публикацию