Гаспаров m. л. каролингское возрождение (viii-ix вв.)

Что изобрели в эпоху Ренессанса

Страница Библии, напечатанной Гутенбергом. 1454–1456 годы 

Помимо печатного станка (Иоганн Гутенберг, 1440-е), телескопа (Галилео Га­лилей, 1609), микроскопа (Захарий Янсен, Корнелиус Дреббель — конец XVI ве­ка) и устойчивого к качке магнитного компаса, Ренессанс дал миру еще одно важнейшее устройство, определившее судьбы человечества, — унитаз со смыв­ным бачком. Изобретателем механизма был придворный поэт Елиза­веты I, переводчик Ариосто сэр Джон Харингтон: свое творение он окрестил «Аяксом», а из руководства по сборке умудрился сделать политическую сатиру. Один из первых экземпляров (1596) был презентован королеве, но та не оценила ни подарок, ни оригинальную форму его описания — автор на несколько лет был изгнан со двора.

Книжная культура

В предыдущие годы переписывание старинных рукописей монахами происходило без должного контроля за качеством выполненной работы. Это приводило к тому, что тексты переписывались с большим количеством ошибок. Например, в новых экземплярах пропускались знаки препинания или не делались пропуски между словами.

При этом отсутствовали стандарты письма в таких случаях. Не было, например, предусмотрено начертаний больших букв, стандартов оформления переписанных рукописей, отсутствовало академическое описание языка. Их определение было необходимо для улучшения качества работы.

В Эпоху Возрождения ситуация меняется. Происходит подробное изучение имеющихся рукописей, был установлен стандарт для написания латинских текстов.

Презентация на тему: » Каролингское Возрождение. Каролингское возрождение – период интеллектуального и культурного возрождения в Западной Европе в конце VIII – середине IX века,» — Транскрипт:

1

Каролингское Возрождение

2

Каролингское возрождение – период интеллектуального и культурного возрождения в Западной Европе в конце VIII – середине IX века, в эпоху правления королей франков из династии Каролингов. Расцвет искусств, юриспруденции,архитектуры,литературы

Внимание к античной культуре. Империя франков, сер

IX века

3

Епископские школы в Туре, Корби, Фульде, Реймсе, Рейхенау Ахенский собор, восьмигранная капелла сер. IX века

4

«Дворцовая академия» Карл Великий Карл Великий Алкуин Алкуин Эйнгард – Эйнгард – биограф Карла биограф Карла Великого Ангильберт – Ангильберт –поэт Рабан Мавр, ведомый Алкуином, преподносит архиепископу Майнца своё сочинение. Миниатюра «Фульдского кодекса»

5

Музыка Единая система записи музыки. Возрождение интереса к «семи свободным искусствам», среди которых была гармоника (музыка), входившая в квадривиум. Заимствование итальянских обрядов – основа григорианского пения.

6

Видные деятели Рабан Мавр – настоятель аббатства в Фульде Седулий Скотт – знаток греческого языка, поэт и учёный Иоанн Скот Эриугена – философ, создатель пантеистической системы.

7

Историография «Королевские анналы» Местное летописание: «Фульдские анналы» «Сен-Бертинские анналы» «История лангобардов» (Павел Диакон) Биографии правителей

8

Скриптории Скрипторий – мастерская по переписке рукописей, преимущественно в монастырях. Наибольшей славой в эпоху Карла Великого пользовался скрипторий Турского монастыря Святого Мартина, аббатом которого был Алкуин.

9

Каролингский минускул Каролингский минускул – тип средневекового письма с чёткими, свободно поставленными буквами латиницы.

10

Каролингский минускул

11

Книжная миниатюра Линдисфарнское Евангелие, инициалы «Х-Р». Евангелие из Дарроу, страница с орнаментом.

12

Дворцовая школа в Ахене Евангелие Годескалька ( )

13

Дворцовая школа в Ахене Евангелист Лука, кодекс Ады из Трира Евангелист Иоанн, Евангелие из монастыря Сен-Медард в Суассоне

14

Книжная миниатюра: мастерская в Реймсе Евангелист Марк, Евангелие Эббо Утрехтская Псалтирь

15

Книжная миниатюра: школы в Туре и Сен-Дени Миниатюры из Библии Вивиана

16

Архитектура Капелла-ротонда Санкт-Михаэль в Фульде (820822): снаружи… …и изнутри Надвратная капелла Лоршского аббатства (начало X века)

17

Архитектура: Ахенский собор (снаружи)

18

Архитектура: Ахенский собор (внутри)

19

Ахенский собор: трон и гробница Карла Великого

20

Скульптура Статуя св. Веры во славе. Святые и мученицы. Статуи в старой части церкви Сайта Мария ин Валле в Чивидале (VIII-IX вв.) Конная статуэтка Карла Великого. Бронза.

21

Изделия из слоновой кости Евангелие из Лорша Декоративная пластина, Реймс Гребень св. Хериберта

22

Мозаика и фрески Ангелы с Ковчегом Завета, мозаика абсиды церкви в Жерминьи де Пре. Сошествие Христа в ад, фреска в церкви Сан-Клементе (847 – 855 г.)

Когда был Ренессанс

Точно обозначить границы эпохи невозможно; дебаты по этому поводу ведутся десятилетиями и вряд ли когда-нибудь завершатся. За символическую началь­ную точку чаще всего принимают 1341 год, когда Франческо Петрарка был ко­ронован лавровым венком на Капитолии. В античные времена венок по­лагался победителю поэтических состязаний, но в XIV веке Петрарка оказался вне кон­куренции: он был по праву признан бесспорным триумфатором, на­следником античной словесности, призванным возродить чистую латынь. 1341 год — дата более чем условная, однако в науке существует консенсус, что Ренессанс начался в Италии XIV века, а его первым и главным центром была Флоренция. Когда наступил конец — вопрос еще более спорный. Финальным аккордом Ренессанса можно считать и открытие Америки (1492), и начало Ре­формации (1517), и казнь философа Джордано Бруно (1600), и конец Тридцати­летней войны (1648). Последней даты, в частности, придерживается автор «Ци­вилиза­ции Возрождения» Жан Делюмо, и с ним, пожалуй, можно согласиться: подпи­сание Вестфальского мира обозначило собой принципиально новый этап в ис­тории европейских государств. Международные отношения утратили стро­гую иерархичность: короли, курфюрсты, князья и ландграфы Европы переста­ли считать императоров Священной Римской империи богом данными сюзере­на­ми. Возникла и утвердилась идея суверенных государств и невмешательства в их внутренние дела, появилось представление о веротерпимости. Новые нормы означали наступление новой эпохи.

Архитектура

В период возрождения происходило активное строительство религиозных и светских зданий. 

Церковь при монастыре Сан-Дени

В период с 768 по 855 годы на территории империи Карла Великого было возведено:

  • 27 соборов;

  • 417 монастырских сооружений;

  • 100 королевских резиденций.

На этом проведение строительных работ не ограничилось. В большом количестве создавались города, крепости, школы, мосты и больницы. 

Монастырь Сен-Рикье

Примерами строений, возведённых в это время, являются монастыри Сен-Дени и Сен-Рикье. Даже в наше время специалисты отмечают продуманность организации пространства в них, где создаётся эффект непрерывности.

Эпоха Ренессанса – выдающиеся деятели и характерные черты эпохи

Базилика Сан-Витале в Равенне

Были созданы два архитектурных стиля — романский и готический. Во время походов на территории Апеннинского полуострова Карл Великий увидел и ввёл в обиход использование базилик, колонн, оформление с использованием фресок.

Подъем юриспруденции

По распоряжению Карла Великого в 802 году были записаны и соответствующим образом оформлены действующие законы. Под его личным руководством издано 65 капитулятов (юридических трудов), которые стали ценнейшим наследием и основой развития права в Средневековье и последующих столетиях.

В Википедии и других источниках перечислены множественные реформы, которые относятся к периоду Каролингского возрождения. Преобразования в финансовой и административной сферах подразумевали укрепление власти императора и ее централизацию.

Образ грамотного правителя сохранился в народных сказаниях. Спустя 70 лет со дня его смерти монахом Галленским были собраны легенды, в которых Карл показан мудрейшим правителем. В презентациях и рефератах, которые готовят ученики на уроках истории, его изображают человеком, презирающим безграмотность и прославляющим образованность. В некоторых мифах даже говорится, что определение «король» произошло от имени знаменитого правителя, которого называли Железным.

Уровень культурного развития после Карла Великого не только не уменьшился, но и стремительно повышался с приходом к власти его последователей. Народ не поник, а с вдохновением принял нововведения.

Эпоха Каролингов оставила после себя замечательные шедевры архитектуры и живописи, книжные миниатюры и образцы уникального стиля изобразительного искусства. Изучение величайшего культурного наследия и того значения, какое оно имело для развития франкского и других европейских государств, включено в обязательную школьную программу в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС).

Ренессанс и Средневековье

Согласно распространенным представлениям, Ренессанс отбросил средневеко­вые суеверия в пользу науки и обратился вместо Бога к человеку. Принято счи­тать, что первым делом Возрождение отказалось от схоластики, то есть систе­мы строгих философских доказательств существования Бога, на которой стро­илась работа первых университетов (schola). Теперь это слово считается чуть ли не ругательством, но изначально схоластика была одним из величайших дости­жений европейской интеллектуальной культуры. Именно она научила европей­ского человека логически мыслить; немалую роль в этом процессе сыграли со­чинения Аристотеля, которые в XII веке вернулись в научный оборот в перево­дах с арабского.

Если схоластика опиралась на Аристотеля, то ренессансная философская систе­ма во главу угла возводила другого античного автора — Платона. Его сочине­ния впервые перевел на латынь флорентиец Марсилио Фичино. Это была боль­шая европейская сенсация: в конце XV века греческого почти никто не знал, тексты считались утерянными и восстанавливались по отрывочным цитатам.

В действительности Ренессанс никогда не порывал с традицией Фомы Аквин­ского, Ансельма Кентерберийского и других великих теологов-схоластов. Но­вые, оригинальные и интересные, комментарии на переводы Аристотеля продолжали писаться и издаваться до XVII века. Кроме того, Средние века ни­когда не пренебрегали человеком и его местом в структуре мироздания, а ре­нессансные авторы не отказывались от Бога. Наоборот, именно богословие они считали главным делом своей жизни. Тот же Марсилио Фичино стремился подчинить идеи Платона христианской доктрине. Его младший современник Джованни Пико делла Мирандола в своих богословских трактатах и философ­ских сочинениях стремился доказать общность всех учений мира и свести их в единую христианскую систему.

Каролингское возрождение и Церковь

Христианство в VIII веке было ведущей интегрирующей силой в Европе. На всей территории Священной Римской Империи церковная служба велась по римским стандартам. Это послужило предпосылкой к тому, что в монастырях начали сосредотачиваться древние книги, служившие источниками научных знаний. Были вновь освоены римские техники кладки арок, каменного строительства и возведение сводов. В империи развернулось широкое строительство церквей в соответствии с уставом преподобного Бенедикта.

Рис. 2. Монастырь Сен-Рикье.

За период с 768 по 855 год в Европе было построено 417 монастырей, 100 королевских резиденций и 27 новых соборов. Развернулось широкое строительство школ, больниц, мостов, городов и крепостей. Яркий пример тому – монастыри Сен-Рикье и Сен-Дени, построенные с глубокой продуманностью организации внутреннего пространства церкви, создающего эффект непрерывности и имеющей форму базилики.

Рис. 3. Монах переписывает рукопись.

Главной целью императора Карла являлось единство франкской церкви, которая полностью находилась под его контролем. До его правления древние рукописи переписывались монахами бездумно, без сохранения пунктуации, слова были написаны без интервалов, что делало расшифровку этих рукописей почти невозможным. В VII-VIII веке не было единых стандартов, академического языка и даже заглавных букв. При Карле Великом ситуация меняется кардинально. Все тексты стали досконально изучаться монахами, император ввел общий стандарт для средневековой латыни, которая претерпела множество изменений со времен падения Рима.

Что мы узнали?

Из темы по истории 6 класса мы узнали о том, что такое Каролингское возрождение. Кратко о Каролингском возрождении можно сказать, что оно стало подготовительным этапом развития романского и формирования готического искусства. Правление Карла Великого часто сравнивают с правлением Александра Македонского, Юлия Цезаря, Юстиниана. Кончина Карла оказалась большим ударом для развития культуры, находившейся под его протекцией, и послужила одной из основных причин начавшегося упадка франкского государства.

Общее понятие и предпосылки

Начало выдающегося периода культурного возрождения совпало с периодом правления династии Каролингов, которая была у власти с начала VIII до конца IX столетия. Почти полтора века франки и близлежащие государства переживали стремительный подъем. Начало этим событиям было положено по инициативе короля Франка Великого, а его деятельность продолжили Людовик I Благочестивый и Карл Лысый.

Предыдущая эпоха в истории Средневековья характеризовалась застоем во всех сферах жизни и деятельности людей. К этому не мог оставаться равнодушным пришедший к власти правитель, которого отличала особая любовь к грамотности и наукам. Стремление возродить культурную жизнь историки в своих конспектах называют главной причиной, послужившей развитию Каролингского возрождения.

При своем дворе король собрал самых выдающихся и талантливых особ того времени. Кроме того, он поставил перед собой цель за время правления дать образование представителям разных общественных классов на максимально высоком уровне для того времени. Становилось обязательным просвещение в научно-философской и художественной сферах.

Доказательством отсталости и безграмотности общества той эпохи может служить тот факт, что Карл Великий в целом государстве так и не смог найти качественно написанную Библию, а также полный свод положений Бенедиктинского ордена. За этой литературой были отправлены посыльные в Рим. Империя с ее наследием и уровнем образованности стала примером для короля франков, он пытался ровняться на нее во всем.

Многие современные историки предпочитают не использовать термин ренессанс, так как, по их мнению, возрождение происходило преимущественно в духовной сфере, а не в общественных движениях, как в итальянской эпохе. Преимущественными направлениями, определенными Карлом Великим, являлись:

  • открытие школ риторики при церквях и монастырях;
  • преподавание «свободных искусств» (грамматики, диалектики, арифметики, музыки, геометрии и астрономии);
  • обучение латинскому стихосложению.

Историография

Файл:Jean-Jacques Ampère.jpg
Жан-Жак Ампер, введший в оборот понятие «Каролингское возрождение»

Термин «возрождение» применительно к средневековой истории (в том числе и словосочетание «каролингское возрождение») появился благодаря французскому историку Жан-Жаку Амперу в 1830-х годах. Ампер упомянул его в своих работах наперекор укоренившемуся тогда представлению о Средневековье (особенно до 1000 года) как о ретроградном периоде, как его описывает, например, французский историк Жюль Мишле. Но только в XX веке, в начале 1920-х годов, термин, упомянутый Ампером, получил широкое распространение. Историк и профессор Венского университета Эрна Патцельт в 1924 году назвала одну из своих работ «Die Karolingische Renaissance». В 1920-х годах также в обиход вошли понятия «оттоновское возрождение» и «возрождение XII века».

Термин «Каролингское возрождение» означает, что культурное обновление Каролингской империи — это феномен, сравнимый с Возрождением XVI века во многих его аспектах (возобновление работы учёных, новое открытие интеллектуального наследия Античности, художественные творения). Однако сравнивать эти два возрождения можно лишь в определенных пределах. Термин «возрождение» (фр. renaissance) не имеет эквивалентов в латыни, поэтому современники использовали слово renovatio.

Концепция «Каролингского возрождения» достигла наибольшего успеха после войны, особенно среди исследователей англосаксов. Однако находились и критики этого понятия, например, французский историк Жак Ле Гофф. Позднее появились другие интерпретации понятия. Французский историк Пьер Рише упоминает три последовательных «каролингских возрождения»: первое — во время правления Карла, второе — при его наследниках и третье — то возрождение, которое в историографии получило название «оттоновского».

В отечественной медиевистике А. Я. Гуревич понимает под термином «Каролингское возрождение» попытку возрождения античной словесности (классического латинского языка) и воссоздания Римской империи.

Архитектура и искусство

Охарактеризовать Каролингское возрождение кратко очень сложно, ведь это целая эпоха преобразований, которая затронула практически все сферы жизни средневекового человека. Подъем проявлялся во всем. Началось активное строительство светских и религиозных зданий. Всего за период с 768 по 855 год по всей территории империи появилось:

  • 27 соборов;
  • 100 королевских резиденций с собственными капеллами;
  • 417 монастырских комплексов (и еще 800 было отреставрировано).

На уроках истории редко рассказывают о том, что в период Каролингского возрождения появился новейший тип сооружений — бург. Это были военные лагеря, укрепленные высокими башнями — донжонами. Именно они стали основой создания классического средневекового замка.

При Карле Великом появились новые архитектурные стили — готический и романский. Совершая походы на территорию Апеннинского полуострова, король был восхищен многочисленными колоннами, фресками и базиликами, которые впоследствии распорядился ввести в обиход и в своем государстве. По распоряжению правителя многие мраморные элементы доставляли из Италии, где сохранялись остатки разрушенных античных храмов.

Огромное значение имело развитие изобразительного искусства. Главным импульсом для него стало знакомство франков с древнеримскими достижениями в этой отрасли. Со временем в живописи стал преобладать готический стиль.

При переписывании литературы вводились не только новые стандарты грамотности и словесности, но и добавлялись иллюстрации и картинки, выполненные преимущественно яркими и золотистыми красками на высочайшем художественном уровне. Для создания таких высококачественных шедевров открывались специальные мастерские, привлекались настоящие умельцы.

Изобразительное искусство

Файл:Karolingischer Buchmaler um 820 001.jpg Четыре Евангелиста. Книжная миниатюра

Каролингское искусство развивалось на отрезке приблизительно в 100-лет, между —. За этот короткий период Северная Европа познакомилась с римским искусством, что подготовило почву для появления готического искусства и искусства Возрождения. В этот период развились книжная миниатюра, скульптура, мозаика и фреска.

До и после Каролингского возрождения в скрипториях копировали в основном Библию и сочинения отцов церкви. В IX веке наблюдается всплеск интереса к литературе языческой античности. Рукописей с античными произведениями, датированных IX веком, больше, чем рукописей любого другого столетия, за исключением XV-го.

В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство книжной миниатюры. В конце VIII в. под покровительством Карла Великого в Ахене была организована книгописная мастерская, позже подобные мастерские возникли в других городах его империи — Реймсе, Туре. Из всех работ, выполненными этими мастерскими, наиболее известны «Евангелие Годескалька» (около —) и «Утрехтская псалтырь» (IX век). Эти книги оформлены необычайно красочными миниатюрами, которые поражают яркостью и живостью образов.

Из пластики этого периода наиболее известна статуэтка «Карл Великий» (хранится в Лувре, возможно, изображён Карл Лысый). Наряду с раннехристианской традицией, восходящей к античности, элементами пространства и объёма в монументальной живописи 9 в. наблюдаются черты порывистости, экспрессии. Ещё сильнее они проявились в книжной миниатюре (изображения евангелистов, библейских сцен, монархов каролингской династии).

В некоторых миниатюрах («Евангелие Годескалька», около 781—783, Национальная библиотека, Париж; «Евангелие Ады», начало 9 в., Городская библиотека, Трир) античная стилистика сочетается со средневековой символикой и орнаментикой, другие («Евангелие Эббона», около 816—835, Городская библиотека, Эперне; «Утрехтская псалтырь», 9 в., библиотека университета в Утрехте) поражают страстной взволнованностью, непосредственностью наблюдений, свободой и динамикой композиции и рисунка. Различается ряд местных школ миниатюры (дворцовая в Ахене, реймсская, турская и др.).

Примечания

  1. Несмотря на то, что, по сообщению Эйнхарда, Карл Великий имел сложности с овладением письмом, он выступал покровителем искусств и наук, что нашло отражение в его «Капитулярии о занятиях науками»:
  2. Ф. С. Капица. История мировой культуры. — Издательсто АСТ, 2010. — 730 с. — ISBN 978-5-17-064681-4.
  3. Рише упоминает в своей книге «Les Carolingiens. Une famille qui fit l’Europe» (p. 354) 1839 год, когда появилась «Литературная история Франции до XII века» Ж.-Ж. Ампера. Однако этот термин историк мог использовать и ранее — в своих статьях и лекциях.
  4. Patzelt E. Die Karolingische Renaissance: Beiträge zur Geschichte der Kultur des frühen Mittelalters. Wien, Österreichischer Schulbücherverlag, 1924.
  5. Впервые термин «возрождение» упомянул Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях» в 1550 году.
  6. Ullmann W. The Carolingian Renaissance and the Idea of Kingship (The Birkbeck Lectures 1968-69). New York: Barnes and Noble, 1969; Hubert J., Porcher J., Volbach W. Carolingian Renaissance. New York, Braziller, coll. «Arts of Mankind», 1970; Trompf G. W. The Concept of the Carolingian Renaissance // Journal of the History of Ideas. Vol. 34. № 1 (январь-март 1973). P. 3-26; Wallace-Hadrill. A Carolingian Renaissance Prince: Charles the Bald // Proceedings of the British Academy. № 64. 1978; Godman P. Poetry of the Carolingian Renaissance. Norman: University of Oklahoma, 1985.
  7. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. С. 10-13. Задаваясь вопросом, было ли каролингское возрождение, Ле Гофф отвечает: «Для возрождения у него отсутствуют те количественные показатели, которые предполагаются самим этим понятием. Да, повысился уровень культуры детей аристократов, учеников дворцовой школы, тех из клириков, кто обучался в немногих крупнейших монастырских и епископальных центрах. Но одновременно Каролингское возрождение практически положило конец остаткам начального образования, которое меровингские монастыри распространяли среди детей из окрестных деревень. Во время великой реформы бенедиктинского ордена 817 г., на которую императора Людовика Благочестивого вдохновил св. Бенедикт Анианский и которая заключалась в замыкании на себе самом первоначального бенедиктинского монашества, „внешние“ школы монастырей были закрыты. Ренессанс для замкнутой элиты — крайне малочисленной — должен был послужить клерикальной Каролингской монархии небольшим питомником, выращивающим чиновников и политиков. Республиканские учебники французской истории заблуждаются в своих восхвалениях Карла Великого (кстати, неграмотного), делая из него покровителя школ и предшественника Жюля Ферри».
  8. Riché P., Verger J. Des nains sur des épaules de géants. Maîtres et élèves au Moyen Âge. Tallandier, Paris, 2006.
  9. Гуревич А. Я., Харитонович Д. Э. История Средних веков. М., 2008. С. 59.

Революция в искусстве

Искусство Ренессанса произвело настоящую революцию, но начали ее не хре­стоматийные Леонардо, Микеланджело и Рафаэль. Одним из важнейших художественных нововведений эпохи стала масляная живопись. Со времен Вазари принято было считать, что изобрел ее нидерландский мастер Ян ван Эйк (1390–1441). На самом деле в Афганистане разведенные в расти­тельном масле пигменты использовались в VI веке (археологи обнаружили это уже в наши дни, когда стали исследовать пещеры, открывшиеся за спинами взорванных талибами бамианских Будд), а до Северной Европы масляная живо­пись дошла к XII веку (она упоминается в трактате пресвитера Теофила «О раз­личных искусствах»). Однако именно ван Эйк довел эту технику до вир­туозного со­вершенства.

В Италию масляная живопись проникла как заморская мода: фер­рарец Козимо Тура изучал ее по работам фламандца Рогира ван дер Вейдена из собрания своего патрона, герцога Лионелло д’Эсте, а Антонелло да Мессина осваивал азы при неаполитанском дворе, куда Альфонсо Арагонский свез мастеров со всех концов Европы, в том числе и из Нидерландов. Вместе с маслом оттуда в Ита­лию пришли многие композиционные новинки, которыми мы теперь лю­буемся на полотнах Беллини, Карпаччо и других известных мастеров, — опти­ческие и световые эффекты, скрытый символизм, обыгрывание интерьеров, утверждение светского портрета как самостоятельного жанра.

Мазаччо. Троица. Фреска в церкви Санта-Мария-Новелла. Флоренция, около 1427 года

Законы перспек­тивы первым применил Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи, вошедший в историю под прозвищем Мазаччо. Самый известный при­мер — «Троица» из флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла (1425–1427), но эксперимен­тировать Мазаччо начал уже в первой своей работе — «Триптих Сан-Джовена­ле». Считается, что науку перспективы Мазаччо осваивал под руководством Филиппо Брунеллески — человека, впервые с античных времен замахнувшегося на сооружение купола (техника эта была полностью утеряна). Флорентийский собор Санта-Мария дель Фьоре, завершенный Брунеллески, стал одним из главных строений эпохи.

Священное писание: для грамотных и неграмотных

В оформлении храмов при создании иллюстраций к Священному Писанию широко использовались фреска и мозаика. Очень красивые и динамичные мозаики, создававшиеся под явным влиянием Византии, сохранились в «каролингских» храмах в Жерминьи де Пре, в церкви Святого Иоанна в Мюнстере, в церкви Сен-Жермен в Оксере.

К сожалению, до нас не дошли дворцы Карла Великого (в частности, дворцовый комплекс в Ингельсгейме), но, если верить описаниям современников, их залы нередко украшали мозаичные полотна, иллюстрировавшие легенды о знаменитых полководцах и героях древности — Ганнибале, Александре Македонском, Юлии Цезаре.

Настоящий расцвет в государстве Каролингов переживает рукописная книга. Интересно, что в это время во множестве изготавливаются не только богослужебные манускрипты, но и творения античных мастеров. В иллюстрациях уже явно намечаются отличия от «книг Меровингов»: появляется больше сюжетных картинок и меньше чисто орнаментальных композиций, художники становятся более уверенными в изображении человеческих фигур, а сами фигуры — уже более объемны, правильны и динамичны.

Старейшей дошедшей до нас книгой, созданной мастерами «придворной школы Карла Великого», историки считают «Евангелие Годескалька», относя его к 780-м годам. Годескальк — имя монаха, переписывавшего книгу; обычно до нас крайне редко доходят имена тех, кто работал в средневековых скрипториях. Но этот манускрипт изготавливался для самого Карла и его жены Хильдегарды, поэтому, видимо, история сохранила о нем довольно обширные сведения. Манускрипт выглядит очень торжественно и празднично: пергамент подкрашен пурпурной краской, а иллюстрации ярки и многоцветны.

К числу лучших творений «книжных мастеров» государства Каролингов относится так называемый «Золотой кодекс из Лорша», или «Лоршские евангелия» — иллюминированная рукописная книга, созданная на рубеже VIII—IX веков. Свое условное название кодекс получил благодаря обильному использованию золотой краски в оформлении. Создавался он, предположительно, в Лоршском монастыре, который при Карле Великом становится одним из главных центров культуры и «книжного учения». От самого монастыря, к сожалению, осталась ныне только надвратная часовня с частью ворот.

Характерными особенностями «Золотого кодекса из Лорша» являются яркие краски миниатюр и орнаментов (сохранности способствует высокое качество пергамента, на котором написана книга), четкая структурированность текста, очень аккуратное и грамотное исполнение. Текст написан так называемым каролингским минускулом. Минускул (от лат. minusculus — «маленький») — это алфавитное письмо из строчных букв, в отличие от маюскульного, состоящего из прописных. Минускульное письмо возникло в латинской письменности во II веке, при Каролингах же достигло своего расцвета. Этот шрифт очень прост, четок и в то же время декоративен.

К сожалению, «Золотой кодекс из Лорша» в XVII веке, во время Тридцатилетней войны, серьезно пострадал: его попросту разорвали на части и распродали их по отдельности. Ныне части кодекса находятся в Ватиканской библиотеке, в румынской библиотеке Батьяни, в лондонском Музее Виктории и Альберта

Примером творчества мастеров Реймсской художественной школы, весьма известной и уважаемой в государстве Каролингов, может служить «Евангелие Эббона», названное так по имени архиепископа — заказчика рукописи и созданное в 820-х годах. Предположительно, работали над ним мастера аббатства Сен-Пьер. Миниатюры этой книги отличаются несколько резким, нервным исполнением, довольно жесткими линиями и очень индивидуальной трактовкой образов святых и евангелистов. Ныне этот шедевр средневекового книжного искусства хранится в библиотеке Эперне (Франция).

Большого мастерства достигли резчики времен «Каролингского возрождения», создававшие, например, оклады для священных книг из слоновой кости, каменные рельефы и капители.

Изображение Спасителя. «Золотой кодекс из Лорша»

Поделиться ссылкой

Ссылка на основную публикацию