Проверочная работа на тему: «распространенные и нераспространенные предложения»

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 40,
Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 44,
Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 5,
Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 24,
Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 92,
Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 83,
Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 130,
Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 131,
Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 175,
Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 200,
Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

3 класс

Упражнение 39,
Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 62,
Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 32,
Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 169,
Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 55,
Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 166,
Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 60,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 417,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 7,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

Упражнение 10,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

4 класс

Упражнение 26,
Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 34,
Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 225,
Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 268,
Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 147,
Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 180,
Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 459,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 481,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 504,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 607,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

5 класс

Упражнение 329,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 353,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 442,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 443,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 9,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 287,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 484,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 74,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 172,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 173,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Распространенные и нераспространенные

Простое предложение бывает распространенным (есть второстепенные члены, которые служат для объяснения главных) и нераспространенным (состоит только из предикативного центра, второстепенные члены отсутствуют). Примеры распространненных предложений:

  • Ярко светит июльское солнце.
  • Наконец распогодилось.
  • Красивая стройная девушка.

Примеры нераспространенных предложений:

  • Светит солнце.
  • Распогодилось.
  • Девушка.

Простые предложения могут быть осложненными:

  • однородностью разных членов предложения (Любил он и трепетные рассветы, и красочные закаты, и лунные ночи);
  • обособленными определениями, которые стоят после слова, которое объясняют (Дорога, ведущая к водопаду, начала стремительно вилять);
  • приложениями (Около леса стояла хижина — жилище лесника);
  • обособленными дополнениями (Фильм мне очень понравился, за исключением некоторых сцен);
  • обособленными обстоятельствами (Приготовив ужин, мать еще долго сидела на кухне);
  • обращениями и вводными конструкциями (О юность, как быстро ты проходишь! Весна, кажется, будет поздней);
  • уточняющими членами предложениями (Авария случилась в четыре утра, то есть на рассвете).

Но простое осложненное предложение легко спутать со сложным. Поэтому надо быть внимательным и ориентироваться на количество предикативных центров.

Сделать синтаксический разбор предложения просто. Можно написать для себя схему-подсказку.

Синтаксис – раздел науки о языке, отвечающий за изучение синтаксических единиц. Под синтаксическими единицами понимаются словосочетание и предложение. В справочнике по русскому языку под авторством Т. В. Шкляровой предложение определяется как «основная минимальная единица человеческой речи, являющаяся главным средством выражения и сообщения мысли».

В русском языке все высказывания классифицируются по следующим принципам:

  1. По количеству речевые единицы делятся на простые и сложные. Например: Я пришёл домой. – одно подлежащее (я) и одно сказуемое (пришел), простое предложение. Пришёл ноябрь, и по утрам стоял жуткий мороз. – два подлежащих (ноябрь, мороз) и два сказуемых (пришёл, стоял), сложное высказывание.
  2. По наличию или отсутствию главных членов различают односоставные и двусоставные единицы. О чём мечтаешь? – подлежащее отсутствует, односоставная синтаксическая единица. И о чём же ты мечтаешь? – есть и подлежащее, и сказуемое; двусоставная единица.
  3. По характеру отношения к действительности. Как же надоела эта работа. – утвердительное; Не люблю эту работу. – отрицательное.
  4. По наличию второстепенных членов синтаксические единицы делятся на распространённые и нераспространенные. Пример нераспространенного высказывания – Наступило лето. Пример распространённого высказывания – Наступило жаркое солнечное лето.
  5. По наличию всех членов высказывания. Полные (есть и главные, и второстепенные члены). Например: Густая дымка резко опустилась на лес. Неполные (какой-то из необходимых членов предложения отсутствует). Например: Как дела? – (отсутствуют и подлежащее, и сказуемое).
  6. По цели высказывания выделяют повествовательные (Мама сейчас дома.), побудительные (Подойди сюда!) и вопросительные высказывания (Какой сегодня день?).
  7. По выделяют восклицательные и невосклицательные единицы синтаксиса. Сравните: «Я пришёл.» и «Я пришёл!».

Рассмотрим подробнее классификацию высказываний по четвертому типу. Чем отличается распространённое предложение от нераспространенного? В первом типе синтаксических единиц помимо подлежащего и сказуемого можно выделить второстепенные члены. Второстепенные члены
– это обстоятельство, определение и дополнение.

Двусоставные распространенные предложения

Рассмотрим простейшие примеры из учебника за пятый класс.

  • «Я пошёл» – простое двусоставное нераспространенное – определение, дополнение или обстоятельство отсутствуют.
  • «Я быстро пошёл» – простое двусоставное распространённое – есть обстоятельство, выраженное наречием «быстро».
  • «Я пошел в школу» – эта единица также является распространённой, поскольку в ней присутствует обстоятельство, выраженное существительным «школа».

Предложение может быть расшарено за счет сразу нескольких второстепенных членов. «Я пошёл в новую школу» – здесь есть и обстоятельство «школа», и определение «новая».

Односоставные распространённые предложения

«Стемнело» – односоставное нераспространенное; отсутствуют подлежащее и второстепенные члены. «Рано стемнело» – в предложении отсутствует подлежащее, однако, есть обстоятельство образа действия, выраженное наречием «рано».

Простое распространенное предложение

Простое нераспространенное предложение содержит обычно одно или несколько подлежащих и одно или несколько сказуемых, например:

Peter wartet. Peter und Otto stehen und warten.

При расширении простого нераспространенного предложения и добавления к нему одного или нескольких второстепенных членов (обстоятельств, дополнений, определений) предложение становится простым распространенным, например:

Lene tanzt gut. Лена танцует хорошо.Lene und Otto lesen gern. Лена и Отто любят читать.

Необходимо запомнить схему порядка слов в простом распространенном предложении:

подлежащее сказуемое второстепенный член предложения
Sie malen gut.

Этот порядок слов в немецком предложении называeтся прямым порядком слов.

В простом распространенном предложении с прямым порядком слов второстепенные члены предложения обычно выражают новое в предложении (то, что, по мнению говорящего, неизвестно слушающему), и поэтому несут наиболее сильное ударение. Подлежащее и сказуемое несут второстепенное ударение. Подлежащее, выраженное личным местоимением, безударно. Как и в простом нераспространенном предложении на слове, несущем главное ударение, происходит резкое понижение тона.

‘Peter stu’diert »gern.Er stu’diert »gern.

В немецком языке ударение в предложении зависит от смысла предложения. Говорящий может выделить любое слово, которое он считает наиболее важным. Но обычно наиболее сильное ударение, как и в русском языке, несет последнее слово или однo из предшествующих ему слов.

‘Peter stu’diert ‘immer »gern.‘Peter stu’diert »immer ‘gern.

Прочтите следующие простые распространенные предложения вслух. Следите за мелодией и ударением в предложении.

a) ‘Mara ‘steht »da. Sie ‘steht »da. ‘Erwin ‘wartet »unten. Er ‘wartet »unten. ‘Peter ‘friert »sehr. Er ‘friert »sehr. b) ‘Erwin und ‘Peter ‘fahren zu»sammen. ‘Anna und ‘Mara stu’dieren »gern. Sie stu’dieren »gern. ‘Mara und ‘Peter ‘tanzen »gut. Sie ‘tanzen »gut. ‘Anna und ‘Ernst ‘sitzen »nah. Sie ‘sitzen »nah. c) Wir ‘sitzen und ‘warten »unten.

Wir stu’dieren »gern zusammen.

Пример простого распространенного предложения

В качестве примера простого и распространенного предложения можно привести следующий:

В лесу раздавалось звонкое пение птиц: дроздов, малиновок и соловьев.

В данном случае грамматической основой является сочетание пение
раздавалось
. Распространенным предложение является, потому что содержит следующие второстепенные члены:

  • Обстоятельство места — в лесу
    .
  • Определение — звонкое
    .
  • Дополнения — птиц, дроздов, малиновок, соловьев
    .

39.
Прочитайте текст. Придумайте к нему заголовок.

Наступает утро. Промчался резвый ветерок. Слабо зашумели деревья. Блеснуло солнце. Запели птицы.

  • Определите, в какие две группы можно распределить предложения.
  • Спишите предложения, которые состоят только из главных членов.

40.
Прочитайте слова.

Под, играют, шаловливые, в прятки, лисятки, кустом.

  • Составьте из данных слов сначала нераспространённое предложение, а затем распространённое. Объясните, как вы это будете делать.
  • Запишите распространённое предложение.

41.
Прочитайте

  • Сравните каждую пару предложений: в чём их сходство и различие?
  • Дополните любое предложение второстепенными членами, чтобы оно стало распространённым.
  • Запишите составленное предложение.

Обратите внимание!
В нераспространённом предложении подлежащее может стоять как перед сказуемым, так и после него. 42.
Рассмотрите рисунки

42.
Рассмотрите рисунки.

  • Какое слово пропущено в каждом предложении? Каким членом предложения оно будет: подлежащим или сказуемым? Объясните свой ответ.
  • Запишите предложения, вставляя пропущенные слова. Устно дополните предложения второстепенными членами, чтобы они стали распространёнными.

Во время выполнения синтаксического разбора мы даем предложению характеристику, указывая, является ли предложение восклицательным или невосклицательным, простым или сложным, распространенным или нераспространенным и так далее. В этой статье мы поговорим о характеристике предложения с точки зрения наличия или отсутствия второстепенных членов.

Примеры простых распространенных предложений

Они помогут лучше разобраться в теме.

Так, предложение “Лес полыхал яркими красками” – распространенное или нет? Его грамматическая основа – “лес полыхал”, остается еще два слова, от сказуемого полыхал вопрос “чем?” задается к слову “красками” – это дополнение, а от дополнения вопрос “какими?” задается к слову яркими – это определение. В предложении кроме грамматической основы есть также второстепенные члены – дополнение и определение. Значит, оно является распространенным.

Другое предложение: “Лес, между тем, полыхал” – также имеет грамматическую основу “лес полыхал” и в нем, кроме нее, есть другие слова. Но к ним нельзя задать вопрос от основы – это вводная конструкция. Значит, это предложение осложненное, но нераспространенное.

Что мы узнали?

Простым распространенным предложением в русском языке называется такое, у которого есть не только грамматическая основа, но и второстепенные члены. Оно может быть как двусоставным, так и односоставным. Наличие всех второстепенных членов не обязательно – предложение считается распространенным, даже если он только один. А вот осложняющие конструкции (вводные слова, обращения, вставки) не относятся к распространяющим элементам.

Распространенное предложение

Распространенное — синтаксическая конструкция, в которой присутствуют не только главные, но и второстепенные члены (определение, дополнение, обстоятельство).

  • Приятно думать у лежанки. (А. С. Пушкин);
  • Может быть, влюбленности потеря – самая большая из потерь… (Ю. Друнина);
  • Не выходи из комнаты, не совершай ошибку. (И. Бродский).

Внимание! Правило гласит, что в предложениях не распространяются: вводные слова, обращения, частицы, междометия.

Определение

Обозначает признак называемого предмета или явления. Отвечает на вопросы чей? который? какой?

Определения делятся на:

  • согласованные — согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже (добрый человек, мамина кофта);
  • несогласованные — не согласуются с главным словом (его тетрадь, стол из дерева).

На деревянном столе стоит ваза из стекла. На столе (каком?) деревянном — согласованное определение; ваза (какая?) из стекла — несогласованное определение.

Дополнение

В широком смысле обозначает объект воздействия или состояния, то есть дополнение поясняет действие, обозначаемое сказуемым. К нему можно задать вопросы косвенных падежей. В редких случаях этот второстепенный член может относиться к прилагательным и наречиям. Различают:

  • прямое дополнение — оно находится при переходном глаголе в беспредложной форме винительного падежа. Я читаю (что?) поэму;
  • косвенное дополнение — оно находится в форме винительного падежа с предлогом и в других падежных формах с предлогом или без него. Я думаю (о ком?) о ней.

К прямым дополнениям относятся и формы родительного падежа со значением части целого: Налей (чего?) воды. (Ср.: налей (что?) воду).

Николай съел кашу и пошёл с мамой в магазин. Съел (что?) кашу — прямое дополнение; пошел (с кем?) с мамой — косвенное дополнение.

Обстоятельство

Обстоятельство отвечает на вопросы где? при каком условии? куда? вопреки чему? зачем? откуда? несмотря на что? почему? с какой целью? когда? в какой степени? как? Оно чаще всего относится к сказуемому.

Обстоятельства выражаются:

  • наречиями,
  • фразеологизмами,
  • деепричастиями,
  • неделимыми сочетаниями,
  • беспредложными существительными в творительном падеже,
  • существительными в косвенных падежах с предлогами,
  • неопределённой формой глагола.

Вася пошёл (куда?) в школу. В школу — обстоятельство, выраженное существительным с предлогом.

Типы предложений

В русском языке все высказывания классифицируются по следующим принципам:

  1. По количеству грамматических основ речевые единицы делятся на простые и сложные. Например: Я пришёл домой. — одно подлежащее (я) и одно сказуемое (пришел), простое предложение. Пришёл ноябрь, и по утрам стоял жуткий мороз. – два подлежащих (ноябрь, мороз) и два сказуемых (пришёл, стоял), сложное высказывание.
  2. По наличию или отсутствию главных членов различают односоставные и двусоставные единицы. О чём мечтаешь? – подлежащее отсутствует, односоставная синтаксическая единица. И о чём же ты мечтаешь? – есть и подлежащее, и сказуемое; двусоставная единица.
  3. По характеру отношения к действительности. Как же надоела эта работа. – утвердительное; Не люблю эту работу. – отрицательное.
  4. По наличию второстепенных членов синтаксические единицы делятся на распространённые и нераспространенные. Пример нераспространенного высказывания – Наступило лето. Пример распространённого высказывания – Наступило жаркое солнечное лето.
  5. По наличию всех членов высказывания. Полные (есть и главные, и второстепенные члены). Например: Густая дымка резко опустилась на лес. Неполные (какой-то из необходимых членов предложения отсутствует). Например: Как дела? – (отсутствуют и подлежащее, и сказуемое).
  6. По цели высказывания выделяют повествовательные (Мама сейчас дома.), побудительные (Подойди сюда!) и вопросительные высказывания (Какой сегодня день?).
  7. По интонации выделяют восклицательные и невосклицательные единицы синтаксиса. Сравните: «Я пришёл.» и «Я пришёл!».

Распространенные и нераспространенные

Простое предложение бывает распространенным (есть второстепенные члены, которые служат для объяснения главных) и нераспространенным (состоит только из предикативного центра, второстепенные члены отсутствуют). Примеры распространненных предложений:

  • Ярко светит июльское солнце.
  • Наконец распогодилось.
  • Красивая стройная девушка.

Примеры нераспространенных предложений:

  • Светит солнце.
  • Распогодилось.
  • Девушка.

Простые предложения могут быть осложненными:

  • однородностью разных членов предложения (Любил он и трепетные рассветы, и красочные закаты, и лунные ночи);
  • обособленными определениями, которые стоят после слова, которое объясняют (Дорога, ведущая к водопаду, начала стремительно вилять);
  • приложениями (Около леса стояла хижина — жилище лесника);
  • обособленными дополнениями (Фильм мне очень понравился, за исключением некоторых сцен);
  • обособленными обстоятельствами (Приготовив ужин, мать еще долго сидела на кухне);
  • обращениями и вводными конструкциями (О юность, как быстро ты проходишь! Весна, кажется, будет поздней);
  • уточняющими членами предложениями (Авария случилась в четыре утра, то есть на рассвете).

Но простое осложненное предложение легко спутать со сложным. Поэтому надо быть внимательным и ориентироваться на количество предикативных центров.

Сделать синтаксический разбор предложения просто. Можно написать для себя схему-подсказку.

Задания на закрепление знаний

Прочитайте предложения. Найдите главные члены. Определите, какие предложения распространённые, а какие нераспространённые.

Ярко светит солнце (рис. 5).

Рис. 5. Яркое солнце (Источник) 

По небу плывут лёгкие облака (рис. 6).

Рис. 6. Облака  (Источник) 

Поют птицы (рис. 7).

Рис. 7. Поющая птица (Источник) 

Выглянул голубой подснежник (рис. 8).

Рис. 8. Голубой подснежник (Источник)

Побежали ручьи (рис. 9).

Рис. 9. Бегут ручьи (Источник) 

Смолой запахли душистые почки (рис. 10).

Рис. 10. Распускающиеся почки (Источник) 

Наступила весна (рис. 11).

Рис. 11. Весна (Источник) 

Проверим:

Ярко светит солнце – распространённое предложение.

По небу плывут лёгкие облака – распространённое предложение.

Поют птицы – нераспространённое предложение.

Выглянул голубой подснежник – распространённое предложение.

Побежали ручьи – нераспространённое предложение.

Смолой запахли душистые почки – распространённое предложение.

Наступила весна – нераспространённое предложение.

Прочитайте предложения. Используя слова для справок, дополните предложения, чтобы они стали распространёнными.

Свесились сосульки.

Побежали ручьи.

Малыши пускают.

Слова для справок: кораблики, звонкие, с крыш, длинные, по оврагам, бумажные.

Проверим, что получилось:

С крыш свесились длинные сосульки.

По оврагам побежали звонкие ручьи.

Малыши пускают бумажные кораблики.

Определите, какими членами предложения являются выделенные слова:

Марина гуляла в парке. Вдруг на небе появилась чёрная туча. Начался сильный дождь. Девочка вернулась домой.

Гуляла (что делала?) – сказуемое.

Туча (что?) – подлежащее.

Сильный (какой?) – второстепенный член предложения.

Домой (куда?) – второстепенный член предложения.

На этом уроке вы узнали, что в предложении выделяют второстепенные члены предложения. По наличию второстепенных членов предложения бывают распространёнными и нераспространёнными.

Список литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс, 2012
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа, 2013

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Infourok.ru (Источник).
  2. Nsportal.ru (Источник).
  3. Nsportal.ru (Источник).

Домашнее задание

  • Дайте определение второстепенным членам предложения.
  • Выберите предложение, которое не распространено второстепенными членами:

Солнце ласково греет землю.

Листья падают бесшумно.

Вова любит рисовать красками.

Маша пришла с прогулки.

Идёт дождь.

Придумайте по два предложения на каждое слово, одно из них должно быть распространённым, а второе – нераспространённым. Слова: девочка, яблоко, снег.

Предложения, распространенные обстоятельствами

Обстоятельства – это своего рода инструменты художника, способные охарактеризовать и украсить действия, добавить им конкретики и полностью изменить тон предложения. Сравните:

Нераспространенное предложение Распространенное предложение (вариант 1) Распространенное предложение (вариант 2)
Он улыбнулся, кивнул и поздоровался. Он тепло и добродушно улыбнулся, приветливо кивнул и вежливо поздоровался. Он саркастично улыбнулся, пренебрежительно кивнул и холодно, равнодушно поздоровался.
Девушка расхохоталась. Девушка звонко, мило и искренне расхохоталась. Девушка фальшиво, едко и грубо расхохоталась.

Как показывают примеры распространенных предложений, обстоятельства могут значительно изменить, исказить смысл и наполнить его яркими красками.

Распространенное предложение

Если в соста­ве пред­ло­же­ния име­ет­ся хотя бы один вто­ро­сте­пен­ный член, такое пред­ло­же­ние назо­вем рас­про­стра­нен­ным.

Пошёл когда? — с утра (обсто­я­тель­ство).

Распространенное пред­ло­же­ние состо­ит из глав­ных и вто­ро­сте­пен­ных чле­нов

Второстепенные чле­ны отно­сят­ся или к под­ле­жа­ще­му, или к ска­зу­е­мо­му, а так­же к дру­гим вто­ро­сте­пен­ным чле­нам.

Члены пред­ло­же­ния, кото­рые пояс­ня­ют глав­ные или дру­гие чле­ны пред­ло­же­ния, назы­ва­ют­ся вто­ро­сте­пен­ны­ми.

Нужна помощь в подготовке к ЕГЭ по русскому языку? Наши профессиональные репетиторы помогут вам сдать ЕГЭ на 80+ баллов!
Узнать стоимость

К вто­ро­сте­пен­ным чле­нам при­над­ле­жат

  • опре­де­ле­ние;
  • допол­не­ние;
  • обсто­я­тель­ство.

Определение — второстепенный член предложения

Определение — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та и отве­ча­ет на вопро­сы какой? чей?

В соста­ве пред­ло­же­ния ука­зы­ва­ем согла­со­ван­ные и несо­гла­со­ван­ные опре­де­ле­ния.

50 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным обстоятельственным

Согласованные опре­де­ле­ния выра­жа­ют­ся име­на­ми при­ла­га­тель­ны­ми, место­име­ни­я­ми, поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми и при­ча­сти­я­ми, кото­рые сов­па­да­ют в чис­ле, роде и паде­же с опре­де­ля­е­мым сло­вом.

Несогласованные опре­де­ле­ния выра­жа­ют­ся суще­стви­тель­ны­ми в кос­вен­ном паде­же, инфи­ни­ти­вом, наре­чи­ем и дру­ги­ми частя­ми речи.

Дополнение — второстепенный член предложения

Дополнение пояс­ня­ет ска­зу­е­мое.

Дополнение — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет пред­ме­та и отве­ча­ет на вопро­сы кос­вен­ных паде­жей: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?

Различают пря­мое и кос­вен­ное допол­не­ние. Прямое допол­не­ние, обо­зна­чен­ное суще­стви­тель­ным (место­име­ни­ем) в вини­тель­ном (роди­тель­ном) паде­же без пред­ло­га зави­сит от ска­зу­е­мо­го, выра­жен­но­го пере­ход­ным гла­го­лом:

  • пишу что? рас­сказ.
  • выпил (чего?) мор­са.

Существительные в фор­ме осталь­ных паде­жей с пред­ло­гом и без него явля­ют­ся кос­вен­ны­ми допол­не­ни­я­ми:

  • гор­жусь (чем?) Родиной;
  • вспо­ми­наю (о чём?) о море.

Обстоятельство — второстепенный член предложения

Обстоятельство, как и допол­не­ние,  в пред­ло­же­нии при­над­ле­жит к соста­ву ска­зу­е­мо­го.

Обстоятельство — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет при­знак, каче­ство совер­ше­ния дей­ствия, его усло­вие или состо­я­ние.

Обстоятельства быва­ют раз­ных видов и отве­ча­ет на вопро­сы: как? когда? куда? отку­да? зачем? поче­му? при каком усло­вии?

Обстоятельства выра­жа­ют­ся раз­ны­ми спо­со­ба­ми:

  • суще­стви­тель­ны­ми в кос­вен­ных паде­жах;
  • дее­при­ча­сти­я­ми и дее­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми;
  • наре­чи­я­ми,
  • инфи­ни­ти­вом.
Ссылка на основную публикацию