Главное
Главным маяком на пути подготовки к экзамену был, есть и будет сайт ФИПИ. Только там вы найдете актуальную и точную информацию о том, что включает в себя экзамен, критерии оценивания заданий письменной и устной частей, аналитические материалы и прочие важные документы. Об основных материалах мы писали здесь. В этой подборке мы писали о книге Английский язык. Единый государственный экзамен. Пишем эссе. Поясним кое-что о ней – книга хорошо подойдет для наработки идей-аргументов для написания эссе, а также в ней представлены логично выстроенные примеры, которые могут послужить отличной базой для поиска своего “шаблона” к экзамену. Однако не всему в ней стоит доверять на 100 процентов – как минимум, темы на экзамене никогда не формулируются в виде вопросов, сокращенные/стяженные формы в эссе недопустимы.
Письменная часть (Writing)
В четвертом блоке всего 2 задания (но каких!), на которые дается 80 минут (за них нужно успеть написать и проверить свои работы).
- Во-первых, неформальное письмо другу (около 100-140 слов). Дается текст короткого письма от этого самого «друга», после которого есть вопросы. Нужно прочитать текст с вопросами, и написать ответочку (то есть ответить на вопросы друга и задать свои). Макс. кол-во баллов: 6.
- Во-вторых, эссе на заданную тему (около 200-250 слов). В этом разделе дается утверждение (довольно спорное обычно), и ученик пишет сочинение на эту тему, высказывая свое мнение, демонстрируя изученную лексику, знания грамматических правил, структуру различных письменных работ, и, наконец, способность к описанию и аргументированию своей точки зрения на письме. Надо уложиться в 80 минут. Макс. кол-во баллов: 14.
Типичные ошибки при подготовке к ЕГЭ
В сборник главных типичных ошибок при подготовке к ЕГЭ по английскому, в первую очередь, входит неумение правильно распределить время подготовки. Ученик знает, с чем у него возникают проблемы. На это и должно уделяться больше времени. Еще частой проблемой является неспособность к говорению. Отрабатывать данный навык можно, постоянно проигрывая в голове небольшие диалоги с бытовыми ситуациями, либо описывая предметы, людей и здания, которые вы видите на своем пути (к совершенству) в школу, кинотеатр или супермаркет.
Кроме этого существуют следующие ошибки при подготовке к экзамену по английскому:
Неактуальные учебные пособия или ресурсы в сети тоже могут значительно навредить при подготовке. Выпускникам предлагается много материалов, которые обещают самую лучшую подготовку. Но не все справляются с этой задачей. Лучше пользоваться теми учебными пособиями, которые советуют профессионалы. Обязательно рекомендуется заходить на сайт ФИПИ, где всегда публикуются самые последние данные.
Непоследовательная подготовка. Ученик или совсем не садится за учебники, или сидит за ними без отдыха. Надо составить план со временем и строго следовать ему. Начинать готовиться к экзаменам надо с осени 11 класса, а еще лучше – с 10 класса. Объем знаний большой, времени требуется много.
Игнорирование непонятного материала. При подготовке к экзамену, вы должны начинать повторять, то что не ясно. Чтобы полностью усвоить материал, почитайте тему в учебнике, обратитесь к репетитору или своему учителю, запишитесь на курсы и узнайте то, что вам непонятно, не пытайтесь успокаивать себя сами
С материалом, который вы освоите, будет гораздо легче: за несколько дней до экзамена сможете быстро вспомнить и пробежаться по всем ранее слабым местам.
Не комплексная подготовка. Сами учителя во время урока чаще всего уделяют внимание чтению и грамматике, при этом забывают о правильном произношении и восприятии. Увы, но пока такая печальная тенденция прослеживается во многих школах
Стоит помнить, что на экзамене в задачах будут представлены все составляющие программы. И уделить внимание крайне необходимо каждой.
Зубрежка. Сложность экзамена состоит в том, что он рассчитан на понимание материала, некоторые задачи спроектированы на ответ-экспромт. Обычно такие тесты позволяют получить наибольшее количество баллов и компенсировать утраченные. Заучив весь материал, вы не сможете объяснить аналогичные примеры, которые будут представлены в тесте. Кроме того, вам не хватит времени, чтобы заучить весь объем материала.
Прохождение только пробных текстов. Да, они однозначно нужны, но не расчитывайте, что если вы набрали максимальный балл на таких, то основной экзамен у вас в кармане. Задания комплектуются по-разному, тесты смешиваются, становятся, в своем роде, индивидуальными.
Неверный психологический настрой может помешать сдаче экзамена. Правильно настроиться поможет умение сконцентрироваться и в нужный момент расслабиться. Позитивные мысли тоже играют роль. Они помогают справиться с заданиями. Верьте в себя, но не загоняйтесь — слишком большая самонадеянность может оказаться предательски коварным врагом. Все должно быть в меру.
Что взять с собой на ЕГЭ и как вести себя на экзамене
Обязательно нужно взять с собой паспорт и черную гелевую (капиллярную) ручку.
Список запрещенных предметов гораздо более обширен: это любые носители информации (телефон, планшет и т. д.), любая видео- и аудиоаппаратура, книги, конспекты и «шпаргалки», а также корректоры и карандаши.
На экзамене нельзя вставать, разговаривать — естественно, за исключением устной части «Говорение». Если вам нужно на время покинуть аудиторию, вы сделаете это в сопровождении одного из экзаменаторов. За участниками ведется видеонаблюдение и любые нарушения могут быть наказаны удалением с экзамена (а вопрос пересдачи будет решаться на Госкомиссии).
Полезная информация при подготовке к ЕГЭ по английскому
Если вы день и ночь готовитесь к предстоящему экзамену по английскому, но все равно недостаточно уверены в своих силах, то следующее видео вам очень пригодится:
В нем собраны 20 лайфхаков для успешной сдачи экзамена, это станет для вас отличным подспорьем при подготовке. Если вы думаете о том нужен ли вам репетитор, то приведенные ниже задания из грамматики помогут вам не только проверить свои знания, но и принять решение относительно данного вопроса:
Дан текст, в котором есть 7 пропусков. Вам предлагается 7 слов, которые нужно вставить в эти пропуски, но эти слова нужно преобразовать грамматически.
The name of Alaska
1) Do you know the origin of the place name Alaska? The name Alaska comes from the Aleut word alaxsxaq, ____ (MEAN) “an object toward which the action of the sea is directed” – that is, the mainland.
2) It is also known as Alyeska, the “great land”, an Aleut word ____ (FORM) from the same root.
3) Its nicknames are the Land of the Midnights Sun and America’s Last Frontier. Its nicknames were “Seward’s folly” and “Seward’s icebox” to laugh at the secretary of state who negotiated the purchase of Alaska from Russia, which ____ (CONSIDER) foolish at the time.
A landmark for the new millennium
1) Have you seen the photos of the London Eye? The London Eye is a giant observation wheel ____ (LOCATE) in the Jubilee Gardens on the South Bank of the river Thames.
2) The structure ____ (DESIGN) by the architectural team of David Marks and Julia Barfield, husband and wife.
3) They submitted their idea for a large observation wheel as part of a competition to design a landmark for the new millennium. None of the entrants ____ (WIN) the competition.
4) However, the couple pressed on and eventually got the backing of British Airways, who sponsored ____ (THEY) project.
Дан текст, в котором есть 6 пропусков. Вам предлагается 6 слов, которые нужно вставить в эти пропуски, но эти слова нужно преобразовать грамматически и лексически.
Washington National Cathedral
1) Washington National Cathedral is dramatic Gothic building. It is so ____ (BEAUTY) that it is considered to be one of the greatest architectural treasures of the world.
2) There are various excursions to the cathedral. The best idea is to go online to check the guides’ schedules as they ____ (SPECIAL) in different aspects of the building’s history.
3) It took 82 years to build the cathedral – Theodore Roosevelt laid the cornerstone in 1908, and the cathedral’s ____ (CONSTRUCT) didn’t technically stop until 1990.
4) The cathedral provoked strong opposition early on, but later the numerous ____ (ARGUE) calmed down.
5) It is great to have a walk around the cathedral along the ____ (PEACE) paths in the garden.
6) The 2011 earthquake caused an estimated $26 million in damages to the cathedral. Repairs are underway, but nevertheless, ____(VISIT) still have full access to the key areas of interest inside the cathedral.
Дан текст, в котором представлены 4 варианта ответа, вам нужно выбрать 1 подходящий ответ.
An unforgettable trip
When I decided to go travelling, I wanted to get away from everything for a while. I could suddenly feel the freedom and the adventure, and I really wanted it for a big / high / long / huge time. So I sold all my furniture, gave notice on my flat, quit my job, and then bought a backpack and a ticket halfway around the world.
During my first stopover in Singapore, on my way to Australia, I felt nervous. I sat tired and hungry in my hotel room, striving / straining / striking / struggling with my wish to take a flight straight back home. Because if I felt lonely after else / just / still / yet 14 hours, could I honestly do this for another 12 months? Fortunately, something inside encouraged me not to give / take / keep / make up and to see the night through, and I carried on.
One of my worries setting out had been meeting rude people, but I didn’t come across a single unkind person on my travels. In fact, the people I met were everything I tried to be: kind, considerate, creative, down to earth, passionate, warm and friendly. Therefore / Moreover / However / Although I travelled on my own, I was never alone – all the people I met became my friends. For example, one Italian girl gave me her jumper when I was cold, a Japanese girl helped me cook a meal, and another girl helped me with my bags on a train. Once I met a group on a tour bus who persuaded me to connect / join / unite / link them on a boat trip, which ended up being one of the best trips of my life. And the guy I met on / at / to / by chance walking down a mountain on Christmas Day is now one of my closest friends.
Для лексико-грамматической части
Да и для расширения словарного запаса, и работы с грамматикой в целом советуем обратить внимание на Practical English Usage, а также English Grammar in Use и English Vocabulary in Use Intermediate и Upper-intermediate.
Для работы с коллокациями – English Collocations in Use Intermediate и Advanced.
Для практики словообразования можно воспользоваться тренажером для подготовки к аналогичной части FCE. Напомним, что экзамены имеют схожие части, подробнее о сходствах и различиях можно узнать из этой статьи.
Желаем удачи в подготовке учеников к ЕГЭ по английскому языку!
Поделиться ссылкой:
Изменения в ЕГЭ по английскому языку 2020
В принципе, особых новшеств на данный момент не было замечено. Хотя и есть некоторые уточнения. Например, по формулировкам критериев, которые стали конкретнее и однозначнее. Если раньше возникали вопросы относительно того, что считать нарушением, то отныне таких вопросов больше не будет. Сравнение:
- 2017 (задание выполнено полностью: содержание отражает все аспекты, указанные в задании (даны полные ответы на все вопросы, заданы три вопроса по указанной теме); стилевое оформление речи выбрано правильно с учётом цели высказывания и адресата; соблюдены принятые в языке нормы вежливости);
- 2018 (задание выполнено полностью: содержание отражает все аспекты, указанные в задании (даны полные и точные ответы на все вопросы, заданы правильно три вопроса по указанной теме); стилевое оформление речи выбрано правильно с учётом цели высказывания и адресата; соблюдены принятые в языке нормы вежливости (допускается 1 неполный или неточный аспект). Уточнена формулировка задания 4 в блоке «Говорение».
Бонусы — это хорошо, но чтобы успешно преодолеть это испытание, важно понимать его сильные и слабые стороны. Поэтому сейчас и поговорим о структуре экзамена, которую условно делят на четыре основных блока и один дополнительный (195 минут)
Подготовка по разделам КИМ
При подготовке к экзамену удобнее всего тренироваться по отдельным разделам КИМ. При этом подготовка будет идти по пяти пунктам:
Аудирование
Приступать к тренировке этого раздела следует уже имея хорошую грамматическую и лексическую основу. Для успешного выполнения поможет только регулярное прослушивание английской речи с отработкой незнакомых слов.
Для начала можно прослушивать диалоги с субтитрами или данными записями. Во время прослушивания текста постараться уловить главную мысль, определить ключевые фразы, которые часто встречаются в тексте. Дальше прочитать прослушанный текст в записи. Снова определить главную мысль. Записать слова и фразы, которые не получилось расслышать или понять с первого раза.
При следующем прослушивании текста сравнить записанные слова с их произношением. Впоследствии, при такой работе понимание новых слов станет намного легче.
Также даст хорошие результаты чтение и слушание книг, записанных носителями языка. К тому же обязательно нужно выбирать книги, соответствующие реальному уровню ученика.
Очень действенно также просматривать фильмы на английском языке. Эффективно поэтапный просмотр. Сначала с двойными субтитрами (на английском и с синхронным переводом на русский). Потом только с английскими субтитрами. Записывать и отрабатывать незнакомую лексику. Позже смотреть можно без субтитров. Советуем просматривать фильмы небольшими отрывками по 10-15 минут. Ведь дальше восприятие речи падает
Чтобы развивать словарный запас разносторонне, важно смотреть фильмы на разные темы
Позднее будет ценным прослушивание радиопередач. Без субтитров речь понять труднее, в частности если учитывать беглую речь ведущих. Рекомендуем слушать англоязычные радиоканалы, например BBC. Ведь тексты для раздела аудирование будут записаны с британским произношением.
Чтение
Всеми возможными методами обогащать лексический запас, постоянно тренировать использование новых слов в предложениях, ситуациях — так они запомнятся на долго. Читать английские газеты и журналы, например The Guardian, The New York Times, BBC, Sunday.
После разбора небольших простых текстов переходить к чтению объемных произведений.
Не обращать внимание на незнакомые слова в блоке Чтение. Они очень часто будут встречаться в текстах этого раздела
И это типично для текстов ЕГЭ по английскому языку. Главное — не акцентировать внимание и не тратить на экзамене много времени на их перевод. А попытаться понять смысл текста, опираясь на знакомую лексику.
Грамматика и лексика
Подготовка к ЕГЭ по английскому начинается именно с изучения нового грамматического материала и расширения лексического запаса. Обязательно закреплять и отрабатывать изученный материал в практических заданиях. Новые слова нужно учить связывая с определённой темой. Например, вначале можно проработать лексику по теме «Образование», потом – «Экология» и так далее.
Список всех тем предметного содержания речи, предлагаемых к тренировке перед экзаменом, можно найти на сайте Федерального института педагогических измерений в документах Кодификатора.
Письмо
При подготовке к этому заданию для тренировки нужно регулярно писать много эссе на разные темы. Научиться примерно определять объём текста не считая количество слов, отслеживать связность текста
Особое внимание обращать на выделение абзацев. Проверять тренировочные работы желательно учителю английского языка или специалисту, знакомого с критериями, предъявляемыми к выполнению этого задания
Кроме того, для того, чтобы выполнить задания раздела Письмо, потребуется знание основных принципов написания эссе с элементами рассуждения и личного письма.
Советуем написать и выучить наизусть одно образцовое письмо. С правильным обращением, адресом, словами приветствия и прощания, которые можно использовать при написании любого письма. На экзамене этим можно облегчить себе задачу.
Написать и выучить одно образцовое эссе. Заучить наизусть вводные слова.
Говорение
Умение говорить на английском можно и надо развивать.
При выполнении заданий этого блока учащийся показывает все возможные речевые навыки. Невозможно сказать хотя бы одно предложение, не зная достаточного количества слов и правил их употребления в речи.
Нужно часто слушать англоязычную речь. Стараться при любом удобном случае разговаривать на английском: ходить на кружки английского языка, разговаривать на английском с друзьями, найти сайты в интернет, где можно общаться с pen friend
Очень важно, чтобы тот, с кем ученик общается, не просто разговаривал, но исправлял и объяснял грубые ошибки. В заключении, этому разделу экзамена необходимо готовиться с квалифицированным учителем
Задание 3: рассказываем, что видим
Нужно выбрать одну из трёх фотографий и описать её по плану. От вас ждут умения рассказать, что вы видите, свободным разговорным языком. На ответ – 2 минуты, за всё про всё — 7 баллов.
Задание 3: выберите одну картинку и расскажите, что видите на ней
- Используйте слова-преувеличения, они популярны в английском языке. Например,: splendid, gorgeous, awesome, incredible (великолепный, потрясающий).
- Заранее выучите несколько синонимов для слов, обозначающих чувства. Чем разнообразнее будет ваша лексика, тем лучше. Синонимы удобно подбирать на сайте thesaurus.com.
- Ваш ответ должен содержать 12-15 предложений. Четко отмечайте паузы между предложениями.
- В задании содержится план ответа. Распишите, какое количество предложений будет в каждом из пунктов плана. Обычно это два-три предложения. Используйте больше предложений в том пункте, где вы чувствуете себя наиболее уверенно.
- Запишите текст, который будете произносить, в письменном виде легче формулировать мысль и отследить ошибки.
- Следите, чтобы предложения были выстроены в логически связный текст.
Как подготовиться к сдаче устной части ЕГЭ по английскому
Слушайте аудиокниги. Раз в неделю я слушала аудиокнигу, а затем прочитывала тот же фрагмент вслух. Так я тренировала чтение, запоминала интонации и особенности произношения слов.
Выучите структуру вопросительного предложения. Задание № 2 очень лёгкое, если вы умеете ставить вопрос. Не нужно мудрить — используйте самые простые конструкции.
Пример задания № 2 из открытого банка ФИПИ
Составьте и заучите шаблон к заданию № 3. Я составила клише и придерживалась его. Историю написала заранее и на экзамене придумала всего 2–3 новых предложения. По легенде я была репортёром школьной газеты. Картинку показывала другу, чтобы посоветоваться, стоит ли сохранить иллюстрацию к статье
Важно, чтобы ваше клише было универсальным.
Расширяйте словарный запас. Лексика очень важна, потому что на картинках в задании № 4 вам могут попасться нестандартные места, например, колодец или лесопилка.
Пример задания № 4 из открытого банка ФИПИ
В задании № 4 сложно уложиться в отведённое время. Записывайте свои описания на диктофон, следите за временем, паузами и исправляйте ошибки.
Чтобы увеличить словарный запас, слушайте TED Talks — короткие выступления на разные темы от биоинженерии и искусственного интеллекта до психологии и архитектуры. Подключите субтитры на английском языке, а затем проверьте себя с помощью транскрипта на русском.
Работайте над слабыми местами. Чтобы подготовиться к заданию № 4, ищите сходства и различия в разных изображениях. Поймите, что вам даётся с большим трудом и тренируйте именно этот навык.
Практикуйтесь с Foxford Talks. С января 2018 в Фоксфорде появился сервис для онлайн-конференций по подготовке к устной части ЕГЭ Foxford Talks. В группе до 10 человек мы сдавали преподавателю устные задания, описывали картинки, отвечали на вопросы и читали вслух. Поскольку ЕГЭ нужно сдавать наедине с компьютером, получается почти полная имитация экзамена.
Занятие на платформе Foxford Talks длится примерно час. За это время я успевала наговориться и услышать идеи других учеников, например, упущенные мной сходства и различия двух картинок. Заниматься в группе было полезно ещё и потому, что мы делали ошибки и учились друг у друга.
Как подготовиться к письменной части ЕГЭ по английскому
Изучите материалы для учителей. На курсе по математике преподаватель посоветовал изучать методические материалы для экспертов ЕГЭ. Я нашла такие же рекомендации для учителей английского. В них подробно разбирают сочинения и указано, за что снижают баллы. На примерах конкретных работ я увидела типичные ошибки и важные принципы оформления. Письменную часть я сдала на максимальный балл.
Проанализируйте клише. Я изучила сайт ФИПИ и увидела, что для письменной части только 60% клише являются таковыми. Например, учителя говорят, что в письме следует извиниться, что долго не писал и объяснить причину. В критериях для преподавателей об этом нет ни слова.
Для себя я создала аналогичные по смыслу клише. Чтобы на ЕГЭ не размышлять над содержанием эссе, я написала шаблон письма: проработала начало и завершающий фрагмент.
Оставьте полгода на практику. Последние месяцы я каждую неделю писала сочинение и письмо-ответ. Одни работы проверял преподаватель Фоксфорда, другие я перечитывала и исправляла сама. Главное — подобрать аргументы даже для самой неудобной или непонятной темы.
В первом письменном задании мне попались вопросы про шопинг: люблю ли я ходить по магазинам, предпочитаю ли делать это одна и почему люди ходят в торговые центры.
В сочинении нужно было рассмотреть высказывание: «Дружба — самый ценный дар в жизни человека». Я сформулировала проблему, представила две точки зрения, защитила свою и опровергла другую. Вопрос, который я поставила, звучал так: «Что ценнее: дружба или любовь?»
Следуя структуре, я использовала заранее продуманные вводные слова, но содержание никак не подготовить. Темы в банке заданий ФИПИ и те, что нам давал преподаватель, были менее абстрактными: про окружающую среду, космос, биотехнологии, а философских я не припомню.
Словари
При изучении языка в принципе не обойтись и без словарей. Конечно, в наше время рекомендовать какие-либо печатные издания нецелесообразно. Поэтому приводим примеры важных и нужных онлайн словарей проверенных издательств.
https://dictionary.cambridge.org/ и http://www.macmillandictionary.com/ – удобные англо-английские словари (а в кембриджском можно выбрать также и вариант с переводом на русский язык), которые показывают к какому уровню относится слово по шкале CEFR, дают примеры и возможные синонимы слова. С синонимами также может помочь https://www.thesaurus.com/.
http://www.ozdic.com/ и https://www.freecollocation.com/ полезны при работе с коллокациями.
Если вы не уверены, к какому уровню относится то или иное слово или грамматическая конструкция, воспользуйтесь https://www.englishprofile.org/.
Материалы для подготовки к ЕГЭ по английскому
Чтобы справиться на отлично, придется потратить не мало времени на подготовку. Имейте в виду! Необходимо распланировать и уделить время подготовке каждому из разделов. Аудированию, например. Далеко не каждый школьный учитель на своих уроках отводит достаточно времени на обучение восприятия иностранной речи на слух. На помощь придут аудиокниги, песни любимых исполнителей, фильмы или телесериалы в англоязычной озвучке. Смотрите хотя бы пару серий любимого сериала или кинофильма, и слушайте аудиокнигу по дороге в школу.
Вам могут помочь следующие ресурсы:
При подготовке и использовании вышеуказанных материалов, обратите внимание на написание эссе. Попытайтесь написать хотя бы 10 мини-сочинений на разные темы до экзамена
Вдохновение может прийти к вам после просмотра хорошего фильма, например. Скачайте билеты прошлых лет и отточите свои навыки написания. Каждое новое эссе поможет вам лучше формулировать мысли и излагать аргументы в пользу своей точки зрения.
Давайте рассмотрим какие изменения, которые претерпело ЕГЭ по сравнению с прошлым годом.