Правописание корней

Теория к заданию 9 из ЕГЭ по русскому языку

Корень — это основная смысловая часть слова.
Корни можно разделить на три группы:
1) корни с безударными проверяемыми гласными
2) корни с безударными непроверяемыми гласными
3) корни с чередованием
Рассмотрим каждую из них.Корни с безударными проверяемыми гласными
Выбор гласной буквы в безударном положении в корне определяется способом проверки

Проверять необходимо формами того же слова или однокоренными словами, в которых проверяемый гласный находится под ударением.
Например: звезда — звёздный, скреплять — скрепка, смотреть — смотрит
Есть несколько особенностей, на которые следует обратить внимание при такой проверке:
1. Есть слова старославянского по происхождения с сочетаниями ра/ла, которые в русском языке имеют сочетания оро/оло.
Например: врата-ворота, глава-голова, бразды-борозда.
2

Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида.
Например: затопить-топка (а не затапливать), опоздать — поздно (а не опаздывать), проглотить — глотка (а не проглатывать).
3. При выборе написания о или а в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-/-ива-.
Например: бросать — бросить (а не набрасывать), топтать — топчет (а не вытаптывать) и т.п.

Корни с безударными непроверяемыми гласными
В русском языке есть множество слов, в которых нельзя проверить безударную гласную. Это, так назваемые, словарные слова. Их написание следует проверять по орфографическому словарю.
Например: винегрет, дирижабль, макулатура и т. п.Корни с чередованием1. Корни с чередующимися е//и завсисит от наличия/отсутствия суффикса -а-.

Если после корня есть суффикс -а-, то в корне пишем -и-, если суффикса -а- нет, то выбираем -е-.

Исключения: сочетать, сочетание2. Корни с чередующимися о//аПравописание корней -гар-//-гор-, -зар-//-зор-, -клан-//-клон-, -твар-//-твор- зависит от ударения.

-Гор-, -клон-, -твор-, -плав-, -зар- — так пишутся эти корни без ударения.

и перед суффиксом -а- е в остальных случаях
-бир(а)- собирать -бер- соберет
-дир(а)- обдирать -дер- обдерет
-мир(а)- замирать -мер- замереть
-тир(а)- обтирать -тер- обтереть
-пир(а)- запирать -пер- запереть
-жиг(а)- выжигать -жег- выжег
-стил(а)- расстилать -стел- расстелить
-блист(а)- блистать -блест- блестеть-чит(а)-
-чит(а)- вычитать -чет- вычет

Исключения: выгарки, пловец, пловчихаПравописание корней -мок- //-моч-//-мак-, -равн-//-ровн- зависит от значения.

Без ударения Под ударением
-гар-//-гор- загорел, горелый загар
-зар-//-зор- заря, озарение зорька
-клан-//-клон- наклонять, склонение кланяться
-твар-//-твор- творить,творение тварь

Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсьПравописание корней -кос-//-кас- завсисит от наличия/отсутствия суффикса -а-.

-мок-(-моч-) в значении «пропускать жидкость» непромокаемый 
вымокнуть
-мак- в значении «погружать в жидкость» макать
-равн- в значении «равный, наравне, одинаковый» приравнять, уравнение
-ровн- в значении «прямой, гладкий, ровный» выровнять
-кас- касаться, прикасаться
-кос- прикоснуться, прикосновение

Правописание корней -лаг-//-лож-, -раст-//-ращ-//-рос-, -скак-//-скоч- зависит от последующей согласной корня.

-лаг- полагать, прилагательное
-лож- положить, предложить, изложить
-раст- возраст, растить
-ращ- выращивать, приращение
-рос- заросли, вырос
-скак- выскакивать, скакать
-скоч- выскочить, перескочить

Исключения: росток, ростовщик, Ростов, отрасль, Ростислав, полог, скачок.

Ищем однокоренные слова в стихотворении

Как-то

Много лет назад

Посадили странный сад.

Не был он фруктовым,

Был он только словом.

Это слово,

Слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из  сада

Вам рассада,

Вот ещё посадки рядом.

А вот

Садовод.

С ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном!

(Е. Измайлов)

Однокоренные слова: сад, посадили, рассада, посадки, садовод (специалист по разведению садов), садовник (работник, который ухаживает за садом).

Можно ли добавить слова садовый, сажать, сажа, саженцы?

Садовый – имеющий отношение к саду.

Сажать – то же, что садить.

Саженцы – растения, пересаженные из другого места. В корне однокоренных слов происходит чередование согласных д-ж.

А вот сажа не имеет общего значения. Сажа – это чёрный налет от сгорания.

Что такое много коренные слова

Много коренные слова – это речевые единицы, в которых присутствует более чем один корень. В них может два корня, три корня, а иногда и более. Для определения основы в данных словах следует выделить смысловые блоки. Например: водопад (падает вода), водопровод (проводит воду). После этого легко можно определить корни – они являются смысловыми блоками.

Например: водохранилище, микроволновка.

В данных словах присутствует по два корня.

Такое понятие, как корень слова, знакомо всем со школьной скамьи. Это основа речевой единицы, ее суть и смысл. Именно корень заключает в себе лексический смысл. Подбор родственных, однокоренных слов помогает безошибочно определять корень, разбирать на морфемные составляющие. Чаще всего именно словесная основа определяется в последнюю очередь.

В русском языке существует лишь одно единственное слово, в котором не представляется возможным обнаружить основу. Это слово «вынуть».

корней

Гласные ы и и после приставок

После русских и заимствованных приставок, оканчивающихся на гласную, в корне, начинающемся с и, всегда пишется и в соответствии с произношением: выиграть, воистину, доисторический, наигранный, поистине, поинтриговать, архиинтересный, прииск, происк и т. д.
При сочетании приставки, оканчивающейся на согласную, с корнем или с другой приставкой, которые начинается с и , пишется согласно с произношением по общему правилу ы
(после всех русских приставок), например: розыгрыш, предыдущий, возыметь, изымать (но: взимать, где произносится и, др.-рус. имати), подытожить, безыскусственный,
сызнова, безыдейный, безынициативный, безынтересный, сымпровизировать, надындивидуальный, предыстория, сызмальства, небезызлишне и т. п.

Буква и сохраняется:

  1. После иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную: пан-, суб-, дез-, контр-, пост-, супер-, транс и т. п., например: панисламизм, субинспектор, дезинформация, контригра, постимпрессионизм, суперинтендант, трансиранский.
  2. После русских приставок сверх— и меж-, так как после ж и х буква ы в русском языке не употребляется, например: межирригационный, сверхизысканный, межиздательский,
    сверхинтеллигентный и др.
  3. После числительных двух-, трех-, четырех- (так как они оканчиваются на х): двухигольный, трехимпульсный, четырехимпульсный и т. п.
  4. В сложных словах: предисполкома (председатель исполкома), санинспекция, Воениздат, спортинвентарь и др.

Примеры:

  • На старости я сызнова (после русской приставки на согласную) живу, минувшее проходит предо мною (А. Пушкин).
  • Когда-нибудь монах трудолюбивый найдет мой труд, усердный, безымянный (после русской приставки на согласную) (А. Пушкин).
  • Среди ночи разыгралась (после русской приставки на согласную) метель.

Употребление букв э — е, ё

Буква э пишется:

  1.  В начале некоторых русских слов: этот, это, эти, этак, этакий, эдак, эдакий, экий, эва, эвон, эвот (прост.), эхма, эк, эка (прост.), эй, эге, э-ге-ге, э-хе-хе.
  2. В начале заимствованных слов: эстетика, эпитет, эскимо, эпопея, эфир, энергия, эпиграф, эгоизм, эволюция, эмоция, эпатаж и др.
  3. Буква э сохраняется и после приставок: переэкзаменовка, сэкономить, антиэстетический, наэлектризовать, реэк спорт и т. п.
  4. В начале собственных имен и географических названий: Эмиль, Эдуард, Эразм, Эрнест, Эльвира, Элла, Эквадор, Эльбрус, Эгейское море, Эльба и др. Однако в древнейших заимствованиях Европа, Египет, Еврипид, Ева пишется буква е.
  5. В сложных словах: двухэлементный, политэкономия, полиэфирный, полиоэнцефалит, квинтэссенция и т. д.
  6. В сложносокращенных словах: ГРЭС, ТЭЦ, ЛЭП (линия электропередач), ГЭС и др. Но слово ЮНЕСКО пишется с буквой е.
  7. В середине и в конце заимствованных слов после гласных о: поэма, алоэ, орфоэпия, каноэ, дуэт, дуэль, менуэт, силуэт, суэцкий, пируэт, а также в иностранных фамилиях и географических наименованиях: Моэм, Хемингуэй, Уэльс, Пуэрто-Рико, Форт Уэрт, Куэнь-Лунь и др.

Но слово проект и его производные (проектирование, проектированный, проектировать, проектировка, проектировочный, проектировщик, проектный, проектор, проекционный, проекция) пишутся через е.

После гласной а пишется и буква э, и буква е, например: маэстро, фаэтон, но траектория, а также реестр, феерия.
Правописание таких слов проверяется по словарю.

Буква е пишется:

1. В середине и в конце заимствований после согласных:

  1. в нарицательных существительных: кафе, пюре, пенсне, безе, галифе, эссе, турне, тире, гофре, денди, тест, модель, теннис, синтез, шатен, коттедж, фонема, метр.
  2. Исключения: мэр, пэр, сэр и их производные {мэрия, пэрия, пэрство), пленэр, удэге, удэгеец;
  3. В собственных именах и географических названиях: Вагнер, Чосер, Шопен, Ромен Роллан, Визе, Хосе, Стендаль, Туапсе, Тананариве и др. Исключения: Бэла, Бэкон, Вэнеску,
    Бодуэн де Куртенэ, Кабэ, Улан-Удэ, Хуанхэ, Сухэ-Батор, Сихотэ-Алинь и некоторые другие. Названия иностранных газет и журналов пишутся по-разному: одни с е («Юманите», «Руде
    право», «Твентис сенчури» и др.), другие — с э («Фратернитэ», «Ревю милитэр женераль» и др.). Слова мэгэзин (журнал) и джорнэл (газета, журнал) пишутся с э (журнал «НьюЙорк тайме мэгэзин», «Уолл-стрит джорнэл»)’,
  4. В частицах, предлогах и союзах де, дер, делъ, делла, а также в словах Сен и Тер, входящих в состав иноязычных имен и фамилий: фон дер Гольц, Андреа делъ Сартро, Лука делла
    Роббиа, Сен-Симон, Тер-Гевондян, Анжелло де Торро и др.

2. После гласной и: пациент, диета, диез, гигиена, полиомиелит, реквием, аудиенция и др. Исключение: Мариэтта, агентство «Ассошиэйтед Пресс» и некоторые другие собственные имена.Буква ё (употребляется для обозначения звука после мягких согласных) появилась в русском алфавите в XVIII в.

Ее ввел Н. М. Карамзин. Но эта буква не получила широкого распространения вплоть до наших дней: ее написание считается необязательным. Однако в ряде случаев ее необходимо
обозначать.

  1. Когда нужно предупредить неверное чтение и понимание слова, например: узнаём в отличие от узнаем’, всё в отличие от все; вёдро — от ведро’, совершённый (причастие) —
    от совершенный (прилагательное).
  2. Когда надо указать произношение малоизвестного географического названия. Например: река Олёкма, Ега, Тёша, Оленёк и др.
  3. Для подчеркивания ударения в фамилиях: Бокарёв (а не Бокарев), Дикарёв (а не Дикарев), Гёрлиц (а не Герлиц), Будё (а не Буде) и др.
  4. В специальных текстах для указания ударения и правильного произношения: в букварях, школьных учебниках, учебниках орфоэпии и т. п., а также в словарях для указания места ударения и правильного произношения.
    В иноязычных словах в начале слов и после гласных вместо буквы ё пишется йо, например: йод, йот, район, майор, йодоформ, йотированный, Иожеф, Йокаи, Йокуль, Йорген,
    Йошкар-Ола, Йорк, Йоркшир, Нью-Йорк, микрорайон, майонез, майолика.

Буквенное сочетание ьо пишется в заимствованных словах, если звуки следуют за согласной: батальон, бульон, медальон, компаньон, шиньон, почтальон, каньон, павильон и др.

  1. Слуга разносил коктейли и крошечные сэндвичи (заимствование, искл.) (И. Радунская).
  2. Он протер пенсне (заимствование, после согласных), внимательным взглядом окинул зал (Б. Горбатов).
  3. Я приехал туда на белой моей лошади и в белом кителе со стеком (заимствование, после согласной) (А. Блок).
  4. Да война-то вот какая, поспел и он, воюет на энском (в начале слова) направлении (Г. Бакланов).
  5. В интереснейшем по составу турнире юный маэстро (заимствование, после гласной) даже не ставил перед собой творческих задач (М. Тайманов).

Как правильно определять корень слова

На самом деле выделять главную морфему в речевых единицах довольно легко. Для этого необходимо выполнить довольно простой алгоритм действий.

Подобрать к исходному слову как можно больше родственных.

При этом необходимо руководствоваться главным критерием – наличие общего смысла.

Например: гриб—грибник-грибной.

Все эти слова связаны не только одинаковой главной морфемой, но и единым смыслом. Прочитав каждое из них можно понять, что речь идет о грибах.

В некоторых словах значение одинаковое, на иногда корень слова несколько разный – одна буква заменяется на другую. Такое явление в русском языке носит название чередования согласных.

Например: видеть-вижу.

Здесь буква «д» замещается буквой «ж». Смысл при этом не меняется, однако корни несколько отличаются. Правильность написания таких чередующихся основ зависит от того, куда падает ударение, в какой части речевой единицы расположена чередующаяся буква, какое лексическое значение несет основная морфема.

Далее в каждом из собранной группы речевых единиц необходимо найти корень — общую часть.

Например: море, морской, мореплаватель.

Данную группу речевых единиц объединяет главная морфема «море».

Обозначить выделенную часть соответствующим значком.

Для обозначения основной морфемы в русском языке принято использовать значок дуги.

Правила русского языка указывают на то, что однокоренные слова могут относиться к различным частям речи, могут быть разного рода, числа и падежа.

Чтобы точно определить данную морфему, необходимо  четко определить смысл слова. Некоторым для того, чтобы определить морфему слова, проще убрать лишние составляющие – приставки, суффиксы, окончания и выделить оставшуюся основу.

Корень – это морфема, которая совсем не обязательно дополняется другими морфемами – приставками, суффиксами или окончаниями. Она может использоваться как с ними, так и самостоятельно.

Например: вода-водичка-водянистый.

ПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

В безударном положении пишется та гласная буква, которая выступает в том же слоге, когда он находится под ударением, например: жара (жар), шалун (шалость), поседеть (сед), посидеть (сидя), полоскать (полощет) и поласкать (ласка), умолять (молит) и умалять (делать малым), обнажить (наг), приведение к концу (приведший) и привидение (видеть), единение (един) и др.
В некоторых случаях для написания в корне слова буквы е необходимо учитывать чередование е/ё (если в корне слова под ударением пишется буква ё, то в безударном положении — е): пёстрый — испещренный, зачёркнутый — зачеркнуть — черкать — почерк, подвёз — подвезти, подвёл — подведешь — подвести.

Слова с полногласными сочетаниями -оро-, -оло- надо проверять словами с полногласием: сторожить — сторож, сторожка (на строже), похолодание — холод, холодный (не прохлада).
Слова с неполногласными сочетаниями -ра-, -ла надо проверять словами с неполногласием: преградить — преграда, огласить — огласка.
При установлении написания о или а в неударяемых корнях глаголов не следует принимать в расчет формы несовершенного вида на -ыватъ (-ивать) с ударяемым а, например: проглотить, проглотивший, проглотив, о проверяется словом глотка, а не проглатывать, проглатывая; раздвоиться — двое, а не раздваиваться, утоптать — топчешь, а не утаптывать.

В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения, например: абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу), аккомпанемент, хотя аккомпанировать, ангажемент, хотя ангажировать, лидер, хотя лидировать, тренер, хотя тренировать и др. Аналогичное явление наблюдается в составе иноязычного корня: апперципировать, хотя апперцепция, дезинфицировать, хотя дезинфекция.

Сохраняется гласная корня в словах инъекция — инъецировать, проекция — проецировать и в некоторых других.

Пример. 1. Девицы и молодицы дружно подтягивают запевале (запев) (П. Мельников-Печерский).

2. Хомутов запивал (запивка) приятную беседу красньм вином (Д. Мамин-Сибиряк).

3. Соня и Наташа, как сиделки (сидя), ухаживают за ним (Л. Толстой).

4. Нос его залоснился (лоск), покраснел (А. Чехов).

Метод водных культур

В каких солях нуждается растение, и какое влияние оказывают они на рост и развитие его, было установлено на опыте с водными культурами. Метод водных культур — это выращивание растений не в почве, а в водном растворе минеральных солей. В зависимости от поставленной цели в опыте можно исключить отдельную соль из раствора, уменьшить или увеличить ее содержание. Было выяснено, что удобрения, содержащие азот, способствуют росту растений, содержащие фосфор — скорейшему созреванию плодов, а содержащие калий — быстрейшему оттоку органических веществ от листьев к корням. В связи с этим содержащие азот удобрения рекомендуется вносить перед посевом или в первой половине лета, содержащие фосфор и калий — во второй половине лета.

С помощью метода водных культур удалось установить не только потребность растения в макроэлементах, но и выяснить роль различных микроэлементов.

В настоящее время известны случаи, когда выращивают растения методами гидропоники и аэропоники.

Гидропоника — выращивание растений в сосудах, заполненных гравием. Питательный раствор, содержащий необходимые элементы, подаётся в сосуды снизу.

Аэропоника — это воздушная культура растений. При этом способе корневая система находится в воздухе и автоматически (несколько раз в течение часа) опрыскивается слабым раствором питательных солей.

Как определить корень в слове

Как распознать родство слов и определить, что у них единая основа? Нужно выбрать слово и найти ему как можно больше «родственников».

При этом главное правило – общий корень должен показывать один и тот же смысл слов. То есть, будет возможно объяснить эти слова с помощью корня. Например: медовый, медовик, медовуха, мёд.

В слове не обязательно бывает один, возможны и два корня. Такие слова именуются «сложными» и их не трудно узнать среди других (водопад, морозоустойчивый). Корни могут взаимодействовать не только вместе с другими частями слова, но и обособленно.

Например: корень -пут в словах напутствие, путепровод представлен совместно с приставками, суффиксами, окончаниями, а слово путь уже является самостоятельным.

Чередующиеся

В таких корнях выбор букв зависит от разных критериев, поэтому морфемы сгруппированы по признаку, определяющему правописание.

Смотрим на суффикс

Суффикс а определяет, какую гласную писать в следующих корнях:

Этот же суффикс влияет на чередование О//А в группе корней:

  • -кос — кас- : коснуться — касание
  • -а(я) — ин- : поднять — поднимать
  • -а(я) — им-

Сюда же относятся лож//лаг(а): сложить//слагаемое.

Ищем ударение

От ударения зависит правописание таких корней с чередованием:

гор — гар

загар — загораю. Исключение: выгарки.

зор — зар

зори — заря. Исключение: зоревать.

твор — твар

тварить — творчество — творить.Исключение: утварь.

клон — клан

поклон — кланяться — склонить.

плов — плав — плыв

плавучесть. Запомнить: пловец, пловчиха, плывун.

Разбираемся со значением корня

Не сразу бросается в глаза разница в значении родственных слов вымокнуть и обмакнуть – в обоих словах речь о том, что сухое стало мокрым. Но корни пишут по-разному. Дело в том, что такие корни различают по значению: мало видеть, что слова обозначают, что сухое стало мокрым. Важнее, каким образом это произошло:

  1. Вымокнуть – пропитаться влагой. 
  2. Обмакнуть (блин в масло) – опустить в жидкость. 

Анализируем согласные в корне

Группа корней, где выбор гласной зависит от согласных:

-лаг- полагать, прилагательное
-лож- положить, предложить, изложить
-раст- возраст, растить
-ращ- выращивать, приращение
-рос- заросли, вырос
-скак- выскакивать, скакать
-скоч- выскочить, перскочить

Обратите внимание, что первая пара – лаг//лож – уже встречалась в разделе, где на правописание корня влияет суффикс. Эту пару корней проверяют и по суффиксу, и по согласным в корне – кому как удобнее, ошибки не будет

Единственное, что тем, кто пользуется вторым способом, надо запомнить исключение – полог.

В каждой группе корней есть исключения. Эти слова запоминают, так как они не подчиняются правилам чередующихся корней.

КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ГЛАСНЫХ  СПИСОК ИСКЛЮЧЕНИЙ
чет — чит чета, сочетать, сочетание
гар — гор гаревой, выгарки, изгарь, пригарь
зар — зор зоревать, позоревать
плав — плов пловец, пловчиха, плывун + (приставка)плввать
твар — твор утварь
лаг — лож полог
раст/ращ — рос ростовщик, росток, отрасль, Ростислав, Ростов, Ростов-на-Дону
скак — скоч Скачи! скачок, скачки, скачкообразный
мак — мок Промокни написанное промокашкой, промокательной бумажкой
равн — ровн равнина

Типы корневых систем

Различают два основных типа корневых систем: стержневая, имеющая хорошо развитый главный корень, и мочковатая. Мочковатая корневая система состоит из большого числа придаточных корней, одинаковых по величине. Вся масса корней состоит из боковых или придаточных корешков и имеет вид мочки.

Сильно разветвлённая корневая система образует огромную поглощающую поверхность. Например,

  • общая длина корней озимой ржи достигает 600 км;
  • длина корневых волосков — 10 000 км;
  • общая поверхность корней — 200 м2.

Это во много раз превышает площадь надземной массы.

Если у растения хорошо выражен главный корень и развиваются придаточные корни, то формируется корневая система смешанного типа (капуста, помидор).

Гласные после ц

В корнях слов после ц пишется преимущественно и: панцирь, циновка, цигарка, цинга, цирюльник, цигейка, цикада, цимбалы, цифирь, аукцион, нация, бацилла, цитадель, Цирцея, цинния, нарцисс и др. Исключение составляют слова цыпленок, цыган, цыц (междометие), цыть (междометие, обл.) и производные от них: цыганить, Цыганов, цыплячий,
цып-цып, а также некоторые собственные имена: Цыбин, Арцыбашев, Цыремпилон (город).

После ц в абсолютном конце слова и в суффиксе -ын пишется ы: птицы, овцы, огурцы, устрицы, у границы, белолицый, сестрицын, Лисицын, куцый, Спицын, Курицын и курицын, Птицын и птицын (в правописании фамилий возможны отступления — вместо -цын — —  -цин: Цицин, Вицин).

Написание о или е после ц в русских словах определяется ударением. Под ударением пишется о, в безударном положении е. Например: цокать, лицо, овцой, дельцов, отцов,
отцовский, облицовка, вытанцовывать, танцор, кольцом, пивцо, озерцо, с хитрецой, трусцой, но: лицевой, танцевать, окольцевать, одеяльце, сердце, матрацем, Баренцево
море, Кунцево и т. п.

В неударяемых слогах о не пишется, кроме слов цокотуха (от цокот), спецовский (от спец) и в некоторых заимствованиях: палаццо, скерцо, меццо, Цорндорф, Ареццо (город
в Италии), пуццолан, пуццолановый, герцог, герцогиня, но Герцеговина.
Помните, что буква ё после ц не пишется.

Примеры:

  1. Как некий Цинциннатус (в корне слова), я провожу все времена в труде (А. Чехов).
  2. Да ну, не цыгань (искл.)\ Говори прямо! (А. Чехов)
  3. Я болею и хандрю, как курицын (суффикс прилагательного) сын (А. Чехов).
  4. О берег бьется головой крутое Баренцево (не под ударением) море (А. Ойслендер).
  5. Он и два его помощника на цыпочках (искл.) подошли к крыльцу (И. Тургенев).
  6. Его звали Петром Васильевичем Крупициным (фамилия, суффикс -цин) (И. Тургенев).
  7. Человек в куцем (не под ударением) полосатом пиджачке неожиданно подпрыгнул (А. Чехов).
  8. Мой «Леший» вытанцовывается (под ударением) (А. Чехов).
  9. Окопы рыла, рыла блиндажи и скручивала раненым цигарки (в корне слова) (И. Лиснянская).
  10. Мне любить до могилы творцам (под ударением) суждено (М. Лермонтов).
  11. Свинцовой (под ударением) тяжестью своею легли на дворы небеса (Б. Пастернак).

НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

Существует немало слов, корневые гласные которых нельзя проверить ударением. Это так называемые беспроверочные написания. Среди них есть исконно русские, но в большинстве своем эти слова пришли из других языков. Написание их определяется словарем. Но наиболее употребительные слова следует просто запомнить, причем следует усвоить написание одного слова, чтобы правильно писать корни в родственных словах: оптимизм, оптимист, оптимистический, оптимальный; фантазия, фантазировать, фантазер.

Необходимо также различать слова: кампания (фр. саmpagne — мероприятие, поход, война), кампанейский, кампанейщина (отсутствие планомерности в работе, разг.), но компания (фр. compagnie — общество, группа людей), компанейский, гиена (греч. hyanie — животное), но геенна (греч. geenna — ад); дефицит, дефицитный, но дефект, дефективный, комплимент (фр. compliment — похвала), но комплемент (лат. complementum — фермент); корригировать (лат. corrigere — исправлять), но корректировать (лат. correctus — вносить поправки, исправлять что-либо); магнитофон, магнитограф, магнитометр, магнитооптика (образованы от магнит), но магнетизм, магнетизер, магнетон, магнетит, магнето; синьор (итал. signor господин), синьора, синьорина, но сеньор (исп. senor — господин), сеньора, сеньорита.

1. «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии (запомнить), и можно указать (указка) слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою (так) полнотою (полон), светло (свет) и ясно, как отразилась (запомнить) в «Онегине» личность Пушкина (В. Белинский).
2. Прежде всего в «Онегине» мы видим поэтически (запомнить) воспроизведённую (запомнить) картину (запомнить) русского общества, взятого в одном из интереснейших (запомнить) моментов его развития (В. Белинский).

Заключение:

Различаются слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными. Написание слов с непроверяемыми согласными определяется по словарю.

Например, пишем: вокзал, футбол, ковш.

На уроке вы узнали, что, чтобы правильно выбрать букву согласного звука в корне, нужно подобрать проверочное слово. Для этого можно изменить проверяемое слово или подобрать однокоренное, чтобы после парного согласного был гласный звук.

В ряде случаев можно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука следовал непарный звонкий, например .

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

Домашнее задание

  1. Прочитай пословицы и поговорки. Какие буквы напишешь на месте пропуска? Почему? Объясни.

    Ры_ка мелка, да уха сла_ка.

    Не тот дру_, кто ме_ком мажет, а тот, кто правду скажет.

    Дорога ло_ка к обеду.

    Сядем ря(д,т)ком да поговорим ла(д,т)ком.

    Ко(ж,ш)ке игру_ки, а мы_ке слё_ки.

  1. Прочитай.

    Мы поспорили с сыном. Я ему диктую: «В сарае много коз». А он написал: «В сарае много кос»!

    Объясни, почему так случилось? Можешь ли ты привести подобные примеры?

  1. Прочитай русскую потешку.

    Как у нашего кота

    Шубка очень хороша.

    Как у котика усы

    Удивительной красы.

    Глазки смелые,

    Зубки белые.

    Выйдет котик в огород –

    Всполошится весь народ.

    Выпиши слова в два столбика: в 1-й – с буквой парного согласного на конце, во 2-й – в середине. Рядом пиши проверочное слово.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал School-collection.edu.ru (Источник).
  2. Интернет-портал Videotutor-rusyaz.ru (Источник).
Ссылка на основную публикацию