Как пишется слово «ссылаться»?

Методические нормы вузов

  1. Размер цитаты не должен превышать ⅓ страницы, исключение составляют лишь случаи, когда надо провести анализ выдержек из художественных произведений.
  2. На странице не должно быть свыше трех дословных отрывков. Если логика изложения требует большего количества отсылок к первоисточникам, лучше использовать близкий к тексту пересказ, точно передающий суть чужих высказываний.
  3. Нельзя размещать одну точную цитату за другой без связок – контраргументов, обобщений, выводов.
  4. Цитировать справочную литературу: учебники, энциклопедии, терминологические словари, информационные отраслевые ежегодники и т. д. – допустимо в крайне ограниченном объеме и преимущественно во введении для представления понятийной базы исследования.
  5. Цитирование других научных источников возможно в любой главе дипломной работы, кроме тех параграфов и частей, где автор высказывает собственную позицию или делает промежуточные и итоговые выводы.
  6. Под абсолютным запретом ссылки на популярные издания класса «Юриспруденция для всех», «Просто о биноме Ньютона» или «Химия для чайников» и на материалы, авторство которых не установлено (конечно, кроме фольклорных произведений в дипломах филологов и лингвистов).
  7. Нельзя объединять в единую цитату высказывания одного автора, взятые из разных его работ.
  8. Не допускается цитировать вместо оригинальных текстов законов комментарии к ним. Если ссылки на компетентные разъяснения нужны для исследования, то указывается автор толкования главы, части, статьи и т. д.
  9. Фрагменты текстов дореволюционных изданий приводятся с соблюдением правил современной орфографии, но без корректировок их стиля и языковых особенностей.
  10. Классические научные труды цитируются по тексту последнего переиздания.
  11. Не рекомендуется ссылаться на документы или публикации, выложенные в Интернете, если они доступны в печатном виде.

Заимствование графических материалов и эмпирических (в том числе необработанных) данных из работ других авторов тоже должно оформляться как цитирование.

Использование цитат должно быть полностью оправданно: то есть необходимость их наличия в тексте не может вызывать сомнений. Безоговорочно правомерным присутствие выдержек из первоисточников считается, если с их помощью:

  • приводятся фактические данные, которые служат доказательством правоты дипломника;
  • авторитетным мнением подтверждаются рассуждения выпускника;
  • противопоставляются точки зрения автора дипломной работы и предыдущих исследователей темы;
  • представляются отрывки оригиналов художественных произведений, анализируемых в дипломах филологов.

Никакая цитата, даже самая удачная из трудов корифеев науки или классиков литературы, не должна служить заменой собственной мысли студента.

Значение слова

Эту лексическую единицу используют тогда, когда хотят оценить конкретное действие человека, которое не является непременным для исполнения. Иногда с его помощью хотят и очертить определенные границы в действиях, чтобы показать, что нужно делать срочно, а что — нет.

Эта лексема была образована как наречие от имени прилагательного «необязательный».

Синонимы

Предлагаем запомнить и синонимы:

  • нерегулярно, бесплатно;
  • естественно, произвольно;
  • добровольно, самостоятельно;
  • открыто, вольно;
  • беспрепятственно.

Если вы не определитесь, как пишется «не обязательно», можете заменить эту словоформу на похожую по смыслу.

«Антиплагиат.вуз» и цитаты

Модуль «Цитирование» известной всем студентам РФ системы проверки оригинальности дипломных и курсовых работ распознает корректно оформленные цитаты. Формальным признаком правильности для робота служит сочетание кавычек и квадратных скобок, которое выглядит так: _…» [ …_. Найденные по этому критерию фрагменты автоматически квалифицируются как правомерные текстовые выдержки и в отчете включаются в процент цитирования, если его источники относятся к категории белых.

Эти места диплома не входят в итоговый объем заимствований, даже когда в базе находятся идентичные отрывки, которые содержатся в других студенческих работах или научной литературе, юридических документах. Исключение составляют случаи, если распознанная цитата входит в больший по размеру блок неправомерного заимствования: то есть ее окружает неоригинальный текст.

Внутритекстовые ссылки и подстрочные сноски «Антиплагиат.вуз» не распознает как атрибут цитирования.

Поэтому, даже если в методических вузовских рекомендациях не запрещено их использование в тексте дипломной работы, при оформлении цитат предпочтение лучше отдать кавычкам со следующими за ними квадратными скобками. Конечно, окончательное решение об уместности и качестве выдержек из чужих статей, книг, исследований – за преподавателем, а не за машиной, но подстраховаться не помешает.

Стремясь обогатить текст ВКР выдержками из трудов классиков фундаментальной науки или исследователей-новаторов, главное – сделать и оформить цитирование в дипломе по всем правилам и не забыть о творческом подходе к использованию наработок предшественников.

Переход на электронные трудовые книжки

Формирование электронных трудовых книжек россиян начинается с 1 января 2020 года. Для всех работающих граждан переход к новому формату сведений о трудовой деятельности добровольный и будет осуществляться только с согласия человека.

Единственным исключением станут те, кто впервые устроится на работу с 2021 года. У таких людей все сведения о периодах работы изначально будут вестись только в электронном виде без оформления бумажной трудовой книжки.

Остальным гражданам до 31 декабря 2020 года включительно необходимо подать письменное заявление работодателю в произвольной форме о ведении трудовой книжки в электронном виде или о сохранении бумажной трудовой книжки.

Россияне, выбравшие электронную трудовую книжку, получают бумажную трудовую на руки с соответствующей записью о сделанном выборе. Бумажная трудовая книжка при этом не теряет своей силы и продолжает использоваться наравне с электронной. Необходимо сохранять бумажную книжку, поскольку она является источником сведений о трудовой деятельности до 2020 года. В электронной версии фиксируются только сведения начиная с 2020 года.

При сохранении бумажной трудовой книжки работодатель наряду с электронной книжкой продолжит вносить сведения о трудовой деятельности также в бумажную версию. Для работников, которые не подадут заявление в течение 2020 года, несмотря на то, что они трудоустроены, работодатель также продолжит вести трудовую книжку на бумаге.

Информация о поданном работником заявлении включается в сведения о трудовой деятельности, представляемые работодателем, для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации.

За работником, воспользовавшимся своим правом на дальнейшее ведение работодателем бумажной трудовой книжки, это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям.

Работник, подавший письменное заявление о продолжении ведения работодателем бумажной трудовой книжки, имеет право в последующем подать работодателю письменное заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности.

Лица, не имевшие возможности по 31 декабря 2020 года включительно подать работодателю одно из письменных заявлений, вправе сделать это в любое время, подав работодателю по основному месту работы, в том числе при трудоустройстве, соответствующее письменное заявление. К таким лицам, в частности, относятся:

1) работники, которые по состоянию на 31 декабря 2020 года не исполняли свои трудовые обязанности и ранее не подали одно из письменных заявлений, но за ними в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохранялось место работы, в том числе на период:

а) временной нетрудоспособности;

б) отпуска;

в) отстранения от работы в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

2) лица, имеющие стаж работы по трудовому договору (служебному контракту), но по состоянию на 31 декабря 2020 года не состоявшие в трудовых (служебных) отношениях и до указанной даты не подавшие одно из письменных заявлений.

Какое правило применяется

Наречие с частицой «не» может писать слитно и раздельно. Правильный вариант определяется контекстом. Потому что правописание будет зависеть именно от расположения слов в предложении и их взаимосвязей.

Раздельно пишутся слова, если присутствует противопоставление. К примеру, не обязательно, но можно. Еще одно обстоятельство, которое вынуждает писать слова раздельно — наличие таких лексических единиц: вовсе, отнюдь, далеко (вовсе не обязательно). Также выполняется это правило и при условии, что рядом находится местоимение или другое наречие с частицой «ни» (ничуть, никак).

Слитно же пишутся такие наречия на -о-, которые можно заменить синоним без «не» (в нашем случае подходит слово «добровольно»). Также на слитное написание влияет наличие рядом таких слов как совсем, почти, очень или другие наречия меры и степени.

Чтобы проще различать эти случаи, можно обратиться и к акцентам, которые расставляют в предложениях. В первом случае отрицается положительный признак, то есть все-таки какое-то действие далеко не обязательно, но если его выполнить — будет лучше.

При слитном же написании по контексту можно прочувствовать утверждение отрицательного признака. Мы говорим, что все совсем необязательно и подчеркиваем это дальше в тексте.

Данная норма на первый взгляд может показаться сложной. Но на самом деле, если запомнить хотя бы некоторые моменты, все окажется простым и понятным.

Примеры предложений

Приведем примеры предложений, чтобы вы запомнили, как пишется:

  1. Мама сказала, что выполнять домашнее задание сегодня не обязательно, но сделать можно.
  2. Ничуть не обязательно выполнять все правила, которые ограничивают вас в движениях.
  3. Тебе необязательно было соглашаться на выполнение нового задания.
  4. Совсем необязательно ехать в летний лагерь, если этого не хочется делать.

Подберите самостоятельно нужную формулировку, которая объясняет правильное написание.

Как неправильно писать

Неправильно будет писать эти слова наоборот, перепутав правила

Но здесь существует еще одна орфограмма, на которую стоит обратить внимание — безударная гласная -я- в корне слова. Проверить ее можно с помощью однокоренной словоформы «обязан»

Правила пунктуации

Нормы современного правописания и графического оформления цитат укладываются в простые схемы (А – автор, то есть студент; Ц – дословные текстовые выдержки):

  1. А: «Ц».
  2. «Ц», – а.
  3. «Ц, – а, – ц».

Точку ставят всегда после кавычек, многоточие, восклицательный или вопросительный знак – перед ними.

Если цитата представляет собой часть придаточного предложения и заканчивается многоточием, после кавычек должна быть точка, а если приводится формально самостоятельное предложение, завершающееся вопросительным или восклицательным знаком, точка не нужна:

Научные термины, которые предлагают к использованию другие авторы, не закавычиваются, кроме случаев, если надо сделать акцент на их специфичности или когда ведется полемика.

Правило

Мягкий знак в конце

Начнем с мягкого знака:

в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от  правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ  -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ  -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь  — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого глагола в 3 лице множественного числа (они что делают?).

Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Ссылка на основную публикацию