Средства выражения модальности в английском языке (стр. 4 из 5)

ЛИТЕРАТУРА

Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. — М.: Высшая школа, 1972.

Виноградов В.В. Исследования по русской грамматике: Избранные труды. — М.: Наука, 1975.

Блерина Т.А. Лексические средства выражения модальности возможности в английском…

Виноградов В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке // Труды Института русского языка АН СССР. — М.; Л., 1950.

Виноградов В.В. Русский язык. — М.: Учпедгиз, 1947.

Беляева М.А. Грамматика английского языка. — М., 1984.

Беляева Е.И. К проблеме лексико-грамматических полей в языке. — Воронеж, 1977.

Гордон Е.М., Крылова И.П. Грамматика современного английского языка для институтов и факультетов иностранных языков. — М.: Высшая школа, 1974.

Ефимова Н.В. Модальные слова в современном английском языке. — М., 1954.

Колшанский Г.В. К вопросу о содержании языковой категории модальности // Вопросы языкознания. — 1961. — № 1.

Рикман И.Г. Модальные слова в современном английском языке: Автореферат. — Харьков, 1953.

Русский словарь иностранных слов. — М., 1996.

Теория функциональной грамматики: Темпоральность. Модальность. — Л.: Наука, 1990.

Ушаков Д.Н. Толковый словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1934—1940.

Gramatika e gjuhs shqipe. Morfologjia. — Tiranё, 2002.

– &nbsp– &nbsp–

In this article, are studied lexical means expressing modality opportunities in Albanian, Russian and English languages.

Key words: modality opportunities, lexical means, meaning, modal words, perhaps, action, unfortunately, special forms, attitude of the speaker.

Какие слова не относятся к модальным

Некоторые категории слов не относятся к модальным, хотя и занимают схожее место в синтаксисе. Это:

  • слова, передающие эмоциональную оценку фактов (к удивлению, к сожалению, к счастью);
  • слова, имеющие уточняющее или поясняющее значение (кстати, в общем, в частности, в отличие);
  • слова, относящиеся к способу оформления высказывания, порядку мыслей (во-первых, итак, наконец, напротив, однако).

Стоит отметить, что модальные слова — это не вполне изученное явление языка. Мнения лингвистов расходятся в отношении классификации модальных слов и в отношении того, какие слова считать модальными, а какие нет. Например, модальные слова, сообщающие эмоциональные отношение, выделяются некоторыми учеными как модальные.

Что такое модальные слова

Модальные слова в русском языке передают связь высказывания с действительностью. Они синтаксически не связаны с другими частями предложения, однако подчеркиваются интонацией в предложении. По морфологическим свойствам эти слова являются неизменяемыми. Обычно выступают в предложении как вводные слова и вводные конструкции.

Например:

  1. Это, верно, ветер свистит на чердаке?
  2. Я внимательно посмотрел на нее: на самом деле, она не плакала.

Слова «верно» и «на самом деле» — это модальные слова. Они выражают отношение к сути высказывания с точки зрения возможности и реальности.

Модальные слова в русском бывает непросто отличить от наречий и частиц. Например:

  1. Я действительно не хотел опаздывать. (Здесь «действительно» — частица).
  2. Незнакомец снял шляпу — действительно, это был Мэттью. (В этом случае «действительно» — модальное слово и обособляется пунктуационно).

Что такое позиция автора?

Позицию автора нередко путают с проблемой текста, поэтому очень важно знать их характеристики и уметь отличать их друг от друга. Основные отличия заключаются в том, что позиция автора является по сути ответом на какой либо вопрос, который автор ставит в своём тексте, а проблема — это один из поставленных автором вопросов (подробнее см

в статье «Что такое проблема текста?» )

Основные отличия заключаются в том, что позиция автора является по сути ответом на какой либо вопрос, который автор ставит в своём тексте, а проблема — это один из поставленных автором вопросов (подробнее см. в статье «Что такое проблема текста?» ).

Позиция автора — это авторское отношение к теме или проблеме исходного текста, это мнение и выводы автора по затронутой им проблеме.

В тексте может быть несколько проблем, среди которых имеется основная.

По любой из проблем может быть сформулирована позиция автора.

Отношение автора к описываемой проблеме может быть положительным, отрицательным, осуждающим, неоднозначным, ироничным, двойственным, скептичным, юмористическим и другим. Это видно при внимательном чтении исходного текста во время поиска позиции автора.

Например:

В в 64-м предложении автор пишет: «Он справедливо полагал, что таким путем даёт толчок развитию вашего воображения».

Слово «справедливо» указывает на положительное отношение автора к описанному пути влияния учителя на формирование личности учеников.

А в осуждающее отношение к поступкам героя написано в 38-39 предложениях: «Могу ли я ценить человека лишь за то, что он хорошо относится ко мне? Разве это не будет с моей стороны отвратительным проявлением эгоизма?».

Данные примеры дают понять, что нужно внимательно читать текст, так как нахождение авторской позиции часто представляет сложность для учеников.

Типовые конструкции для выражения авторской позиции

В русском языке есть большой набор различных типовых конструкций для выражения позиции автора.

Используя их, выпускник покажет не только умение видеть и формулировать позицию автора по проблеме текста, но и умение использовать в своей речи разнообразие грамматического строя речи (критерий 6 «Точность и выразительность речи» см. в статье «Требования к сочинению ЕГЭ»).

Поэтому при формулировании позиции автора можно использовать следующие словосочетания:

Автор считает, что…

Автор утверждает, что…

Автор убежден, что …и подобная уверенность небезосновательна…

Автору важно убедить читателя в том, что…

Бесспорно мнение автора о том, что …

Цель автора – заставить читателя обратить внимание на…

Задача автора – убедить читателей в том, что…

Автор стремиться донести до читателей мысль о том, что…

Решая проблему, автор приходит к следующему выводу…

Позиция автора очевидна: …

Позицию автора наглядно иллюстрируют примеры, которые приводятся в тексте.

Утверждение автора, что… , бесспорно

Справедливость высказанных автором суждений несомненна

Резкая категоричность автора вызвана тем, что…

Подобная авторская позиция нова и интересна: автор призывает к …

На мой взгляд, автор одним из первых привлек внимание читателя к подобным явлениям. Категоричность авторских оценок позволяет увидеть его негативное отношение к …

Категоричность авторских оценок позволяет увидеть его негативное отношение к …

Используя конкретные факты, автор обосновал свою (негативную, позитивную) точку зрения на то, что…

Называя это явление…, автор подчеркивает свое (положительное, отрицательное, ироническое и т.д.) отношение к нему.

Автор формирует (положительное, негативное) общественное мнение, воздействуя силой своих убеждений на читателей.

Автор дает прямые оценки явлениям и событиям:…

Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя …

Оптимистический (пессимистический, ироничный, саркастичный и т.п. ) взгляд автора на поднятую проблему основан на…

Автор с сожалением говорит о том, что…

Автор страстно и открыто отстаивает свою точку зрения…

При использовании данных типовых конструкций необходимо знать и помнить способы формулирования позиции автора.

Что такое модальность

Слово modus переводится с латинского как способ, образ. Модальность — характеристика, передающая различные виды отношения высказывания к реальности, а также субъективную квалификацию сообщаемой информации.

Вам будет интересно:Опыты Столетова и их значение для современного понимания явления фотоэффекта

Выделяют следующие значения модальности по отношению к высказыванию:

  • необходимость, желательность;
  • вероятность — невероятность;
  • возможность — невозможность;
  • достоверность — недостоверность;
  • волеизъявление;
  • реальность — ирреальность;
  • оценочность.

Проще говоря, при помощи модальности человек может придать своему высказыванию особый оттенок, выражающий недоверие, сомнение, пожелание, требование, уверенность и т. д.

Способы выражения позиции автора

В экзаменационных текстах, предложенных для анализа выпускникам, существует два способа выражения авторской позиции в исходном тексте:

  • прямой, когда позиция автора прямо заявлена в одном из предложений текста;
  • косвенный, когда автор по разным причинам стремится избегать однозначных оценок.

Правильному выбору способа выражения позиции автора поможет языковой анализ текста, который должен быть направлен на:

  1. определение типа и стиля речи исходного текста;
  2. выяснение того, как, каким образом автор выражает свою позицию, определяет свое отношение к теме и основным проблемам текста.

Поэтому важно не только точно определить части текста (абзацы, предложения, словосочетания), наиболее полно выражающие главную мысль и позицию автора, но и учесть способы и приемы, которые помогают автору наиболее ярко выразить свои мысли, в том числе средства языковой выразительности. В зависимости от стиля исходного текста (публицистического или художественного) выпускник должен использовать соответствующий способ для нахождения проблемы в тексте , а когда проблема текста найдена, нужно определить позицию автора по ней

В зависимости от стиля исходного текста (публицистического или художественного) выпускник должен использовать соответствующий способ для нахождения проблемы в тексте , а когда проблема текста найдена, нужно определить позицию автора по ней.

Выражение позиции автора в исходном тексте зависит не только от стиля экзаменационного текста, но и от режима повествования (от какого лица ведётся повествование: от первого лица или от третьего лица).

В публицистическом тексте

В публицистическом тексте, в котором повествование ведётся от первого лица, позиция автора всегда выражена прямо, чётко и непосредственно.

В таком случае средствами выражения позиции автора в исходном тексте могут быть:

  • название текста (если есть);
  • отдельные предложения в тексте;
  • различные аргументы, факты.

Например:

В , автор, размышляя о проблеме переживания детьми военных событий, их посильного участия в войне, в 38, 39, 42 предложениях текста чётко и непосредственно заявляет о своей позиции по данной проблеме: «в годы войны дети чувствовали, что не могут оставаться в стороне от происходящих событий, ощущали жажду дела, шли на любые уловки, лишь бы помочь стране в борьбе с врагом на фронте или в тылу».

Это очерки, которые похожи на рассказы, относящиеся к текстам художественного стиля, но при этом они отличаются тем, что написаны на фактическом, документальном материале, герои их не вымышленные автором лица, а вполне реальные люди, с которыми автор встречался, беседовал и о которых рассказал в своём произведении, не меняя имя и фамилию реального человека.

Примером подобного произведения может служить очерк В.А.Катаева «Сила сильных», сокращенный вариант которого вы можете прочитать в .

Так как очерк похож на рассказ, то позиция автора в нём чаще всего выражена так же, как и в тексте художественного стиля.

В художественном тексте

В художественном тексте, как правило, явно выражена позиция героев рассказа, а позиция автора зачастую скрыта и выражается через языковое оформление содержания текста.

Поэтому средствами выражения позиции автора в художественном тексте могут быть:

  • риторические вопросы;
  • порядок слов в предложении;
  • лексические повторы;
  • оценочная лексика;
  • модальные слова и частицы;
  • ряд вводных слов, словосочетаний, предложений и т.д.

Например:

В , позиция автора по проблеме проявления человечности на войне, проявления сострадания, милосердия по отношению к пленному врагу дана через ряд вводных слов «конечно», «разумеется» (предложения 35, 49), повтор слов «боялась» (предложения 52, 53), «спасибо» (предложение 55), парцелляцию – разделение единого по смыслу высказывания на несколько самостоятельных предложений (предложения 58-59): «тот, у кого чистая совесть и кто осознаёт ценность человеческой жизни, способен пощадить пленного врага, проявить к нему сострадание, милосердие даже в суровые годы войны».

После того, как выпускник нашёл авторскую позицию по сформулированной им проблеме, он должен грамотно сформулировать её в своём сочинении.

Классификация по значению

По лексическому значению выделяют следующие группы слов.

Слова для выражения уверенности, утверждения, убежденности:

  • конечно;
  • само собой;
  • несомненно;
  • однозначно;
  • безусловно;
  • разумеется;
  • бесспорно;
  • вне всяких сомнений и др.

Примеры предложений с модальными словами этой группы в русском языке:

  1. Безусловно, я приду на эту встречу.
  2. Вне всяких сомнений, Анна сделает то, что запланировала.

Слова, выражающие предположение, неуверенность, сомнение:

  • возможно;
  • вероятно;
  • не исключено;
  • допустимо;
  • наверное;
  • может быть;
  • должно быть;
  • небось и др.

Примеры предложений:

  1. Возможно, ты сам не так уж уверен в своей правоте.
  2. Должно быть, ночью шел дождь: на дорогах лужи, в воздухе туман.
Ссылка на основную публикацию