С какого возраста лучше начинать учить английский?
Подобным вопросом задается каждый родитель, переживающий за будущее своего чада. Среди педагогов также нередки жаркие дискуссии и расхождения во мнениях: одни выступают за изучение английского «с пеленок», а другие полагают, что рациональнее знакомиться с иностранным языком перед поступлением в школу.
Не вдаваясь в подробности этой полемики, выделим ее зерно. Корень проблемы кроется в чрезмерной нагрузке и «лишении детей детства». Но секрет успеха состоит как раз в том, что уроки английского языка для детей дошкольного возраста проводятся исключительно в игровой форме. Методика обучения английскому для самых маленьких представляет собой не заучивание, а увлекательную игру, органично вписывающуюся в детские забавы.
Начинать учить английский можно и с годовалым малышом, и с ребенком 2 лет, и с детьми от 3 лет и старше. Главное развить у учащихся искренний интерес к занятиям английским языком. Маленькие дети открыты и очень любознательны сами по себе, поэтому увлечь их новым занятием несложно. Тем более что естественные потребности познания максимально включают в работу все возможности мозга. Это дает детишкам в возрасте от 2 до 4 лет следующие преимущества:
- легкое восприятие новой информации;
- быстрое запоминание;
- естественное подражание иностранному произношению;
- отсутствие боязни заговорить.
Изучение иностранных языков в более взрослом возрасте уже не будет сопровождаться этими благоприятными факторами. Поэтому стоит ковать железо пока оно горячо. Однако, чтобы уроки английского языка для детей 3-4 лет были действительно успешными, прежде чем их начать, следует учесть несколько нюансов детской психологии.
Виды методик
При этом следует понимать, что придерживаться полностью только одной методики может только очень опытный педагог. Способов и приемов обучения иностранному языку в настоящее время много. Для преподавания детям подойдет любая доступная методика, среди которых выделяют 5 основных: погружение в языковую среду, методики Глена Домана, коммуникативная, игровая и комбинированная.
Методика погружения
Маленькие дети (до 3-х лет) усваивают иностранные слова, фразы наглядно-ассоциативно, использовать родной язык в качестве посредника для этого необязательно. Поэтому уроки проводятся без употребления родного языка. Погружение даже на некоторое время позволит сформировать умение мыслить и разговаривать по-английски, пропуская этап внутреннего перевода.
Ребенок может слышать английскую речь из разных источников:
- От родителей.
- Из телевидения (мультфильмы на иностранном языке).
- Аудиозаписи: песни, стихотворения, сказки, записанные актерами-носителями языка.
- «Говорящие» игрушки.
- Обучающие компьютерные программы.
Немаловажную роль играют и обычные предметы, манипуляции с которыми сопровождаются английской речью. Например, мама читает книгу на иностранном языке. Ребенок во время самостоятельной игры с книгой будет использовать тот же самый язык.
Методика Глена Домана
Предполагает обучение с раннего возраста (можно привлекать к занятиям полугодовалых детей).
Суть метода заключается в следующем:
- Малышу показывают карточки с изображением и надписью на английском языке.
- Проговаривают название в течение нескольких секунд.
Новые слова и рисунки запоминаются мозгом ребенка, который таким образом осваивает новый язык.
Первые занятия длятся до 10 секунд (маленькому ребенку сложно концентрировать внимание длительное время на одном предмете), карточки показывают более 10 раз за день. Постепенно время занятий увеличивается до 1 минуты, простой показ дополняется играми с карточками и красочными презентациями
Игровая методика
Основная деятельность маленьких детей – игра, поэтому ее использование во время уроков считается целесообразным и продуктивным. Суть метода заключается в создании воображаемой ситуации (поход в магазин) и принятии участниками некоторых ролей (покупатель и продавец). В процессе игрового занятия дети улучшают языковые навыки.
Разновидности обучающих игр:
- Ролевые, имитирующие условия коммуникации по какому-либо поводу. Могут быть репродуктивными (ребята повторяют заученные фразы, употребляя их в нужной ситуации) и импровизационными (требуют изменения разнообразных образцов).
- Соревновательные, направленные на запоминание лексики и грамматики: лото, кроссворд, настольные и командные игры.
- Ритмо-музыкальные, совершенствующие фонетическую и ритмомелодическую особенности речи: фольклорные элементы, песни, танцы.
- Творческие, подразделяющееся на художественные (раскраски, графические диктанты), словесно-творческие (сочинительство, подборка рифм) и драматизацию (организация небольших представлений, пьес на английском языке).
Неоспоримое преимущество методики содержится в ее адаптации для любого ребенка и способности не только совершенствовать навык говорения, но развивать уровень знаний.
Коммуникативная методика
Основная задача – совершенствование коммуникативной деятельности, основанной на 4-х языковых умениях: говорение, слушание, письмо и чтение.
Для обучения используются разнообразные приемы и средства изучения языка:
- Общение на английском языке с педагогом, со сверстниками.
- Составление рассказа-монолога о себе, своих родственниках, своих предпочтениях и т.п.
- Игровые приемы
- Прослушивание аудио (диалоги, песни, стихотворения), просмотр видео.
Комбинированная методика
Каждый педагог в своей работе старается использовать наиболее эффективные методы и приемы. Поэтому никогда не может придерживаться какой-то одной методики: в других тоже есть немало интересного. Таким образом, возникают комбинированные методики, сочетающие в себе игровые методы, кубики, карточки, фольклорные элементы, обучающее видео. Постоянное переключение видов деятельности не позволит ребенку заскучать, поддерживая в нем интерес. А это оказывает положительное влияние на запоминание и качество обучения.
Использование любой методики целесообразно, если приносит пользу. Грамотно построенный учебный процесс позволит не только привить малышу интерес к новому языку, но и ощущать ему себя настоящим ребенком, счастливым и беззаботным.
Тренировка основных навыков
Для того чтобы понять, как преподавать английский детям, необходимо помнить, что с точки зрения тренировки основных навыков работа с маленьким учеником не слишком отличается от работы с взрослыми
Здесь также должно уделяться внимание говорению, чтению, восприятию элементарных языковых конструкций на слух. Диалоги на английском для детей, как правило, проходят в форме игры и имеют простую лексику
Малышам можно читать английские сказки, включать ему записи песен и стишков.
Навыки говорения
Скороговорки на английском – еще один метод эффективной работы. Детям нравится слушать забавные структуры с повторяющимися звуками. Это полезно как с точки зрения тренировки фонетики (произношение специфических английских звуков), так и с точки зрения запоминания новой лексики. Различные фразы и несложные предложения помогут малышу лучше усвоить элементарные конструкции, которые обычно проходят на этом этапе обучения.
Чтение с детьми
Работа с чтением также должна проходить в непринужденной обстановке, чтобы маленький ученик не устал и не потерял интереса к новому языку. Здесь также помогут разные наглядные пособия, например, легкие тексты в картинках с подписями, кроссворды для тренировки букв алфавита и простейших фраз и т. п.
Изучение лексики
Правильнее всего подходить к изучению новой лексики с позиции контекста: к примеру, названия животных малыш лучше всего запомнит, видя перед собой изучаемого зверя. Поэтому, например, зоопарк — идеальное место для изучения названий животных, названия продуктов – лучше учить в магазине и т. д. Учебники с английской лексикой для детей дошкольного возраста, как правило, содержат много иллюстраций и минимум текста. Это сделано для того, чтобы не перегружать маленьких учеников и увлечь их в увлекательную среду. Если таких красочных учебников в наличии нет, не беда: всегда можно самостоятельно изготовить любые яркие карточки для детей с рисунками и названиями конкретных вещей, или найти специальную литературу онлайн.