Как пишется: «учу» или «учю»?

Правило

Мягкий знак в конце

Начнем с мягкого знака:

в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от  правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ  -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ  -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь  — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).

Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Правило написания Ь после шипящих в глагольных формах

Выяснено, что сло­во «учишь­ся» явля­ет­ся фор­мой вто­ро­го лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни. После шипя­ще­го в лич­ном окон­ча­нии этой фор­мы гла­го­ла обя­за­тель­но пишет­ся мяг­кий знак соглас­но орфо­гра­фи­че­ско­му пра­ви­лу:

После шипя­щих в неопре­де­лен­ной фор­ме гла­го­ла, в фор­мах 2 лица насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и пове­ли­тель­но­го накло­не­ния пишет­ся мяг­кий знак.

Мягкий знак слу­жит в этих слу­ча­ях не для смяг­че­ния соглас­ных, а для ука­за­ния грам­ма­ти­че­ских форм гла­го­лов, напри­мер: 1. неопре­де­лен­ная фор­ма гла­го­ла

  • беречь,
  • лечь,
  • увлечь,
  • сте­речь;

2. фор­ма 2 лица насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни

  •  рису­ешь,
  • купишь,
  • посте­лешь,
  • рас­ска­жешь,
  • уйдешь;

3. фор­мы 2 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния

  •  отрежь — отрежь­те,
  • съешь — съешь­те,
  • обо­значь — обо­значь­те,
  • утешь — утешь­те.

Сделаем вывод

После шипя­ще­го в фор­ме гла­го­ла 2 лица насто­я­ще­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния «учишь­ся» пишет­ся мяг­кий знак.

Аналогичное напи­са­ние с мяг­ким зна­ком после шипя­щих име­ют такие же фор­мы всех гла­го­лов неза­ви­си­мо от их спря­же­ния, напри­мер:

  • гулять — ты гуля­ешь,
  • рас­ска­зать — ты рас­ска­жешь,
  • бороть­ся — борешь­ся,
  • пилить — ты пилишь,
  • рас­кра­сить — ты рас­кра­сишь,
  • отпра­вить­ся — ты отпра­вишь­ся.

Предыдущая
Как правильно пишется»СновА» или «сновО», как правильно пишется?
Следующая
Как правильно пишется»Например» или «на пример», как пишется, слитно или раздельно?

отучиться II[править]

Морфологические и синтаксические свойстваправить

  будущ. прош. повелит.
Я отучу́сь отучи́лсяотучи́лась  —
Ты оту́чишься отучи́лсяотучи́лась отучи́сь
ОнОнаОно оту́чится отучи́лсяотучи́ласьотучи́лось  —
Мы оту́чимся отучи́лись оту́чимся оту́чимтесь
Вы оту́читесь отучи́лись отучи́тесь
Они оту́чатся отучи́лись  —
Пр. действ. прош. отучи́вшийся
Деепр. прош. отучи́вшись

отучи́ться

Глагол, совершенный вид, непереходный, возвратный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 4c. Соответствующий глагол несовершенного вида — отучиваться.

Приставка: от-; корень: -уч-; суффикс: ; глагольное окончание: -ть; постфикс: -ся.

Семантические свойстваправить

Значениеправить

  1. перестать учиться, закончить уроки, учебные занятия; окончить свое учение ◆ Вместо этого предлагают сначала отучиться в городском учебном центре, по пять человек в год. Геннадий Анисимов, «Провальная карта. Столичные власти решили выяснить, что у них под ногами» // «Известия», 2001.12.23 (цитата из Национального корпуса русского языка, см. )

Гипонимыправить

Ссылка на основную публикацию